Программа внеурочной деятельности по предмету технология, для 2-3 классов.
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Замятина  Оксана Валерьевна

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_umelye_ruchki.docx165.04 КБ
Office presentation icon vneurochnaya_d._prezentatsiya.ppt771.5 КБ
Microsoft Office document icon origami_medvezhonok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

После уроков – школа становится миром  для творчества и раскрытия своих способностей, интересов и увлечений каждого ребёнка. На занятиях внеурочной деятельности  ребёнок может самостоятельно  выбрать то, что ему по душе.  Он свободно проявляет свою волю и раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – объединяет в себе  все виды деятельности школьников, в которых возможно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

  • Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое;
  • Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

Курс внеурочной деятельности «Наши умелые ручки» позволяет развивать творческие задатки детей, их фантазию, а так же мелкую моторику пальцев рук.  Ведь, как известно, это всё является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта младшего школьника. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы по внеурочной деятельности. Занятия по технологии вырабатывают такие волевые качества, как аккуратность, терпение, самостоятельность,  настойчивость и последовательность для достижения поставленной цели перед ребёнком. Такие дополнительные занятия по технологии позволяют младшему школьнику самовыражаться, проявлять индивидуальность и фантазию. Также у детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 9-11 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением младшими школьниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Срок реализации: 2 года

2 класс - 34 часа, 1 час в неделю

3 класс - 34 часа, 1 час в неделю

Тема занятий

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Формы организации деятельности учащихся

Раздел 1. Аппликация и моделирование

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника

безопасности на занятиях. Сбор природного

материала

1

1

-

Беседа – экскурсия

2

Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы.

Техника безопасности при работе с природными

материалами

1

-

1

Практическое занятие

3

Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из

листьев, семян, трав.

1

1

-

Беседа,

Практическое занятие

4

Аппликация из крупы

1

0

1

Практическое занятие

5

Работа с бумагой. Осенний наряд деревьев

1

-

1

Практическое занятие

6

Работа с бумагой. Картина в технике мозаика.

1

-

1

Практическое занятие

7

Работа с разными материалами. Композиция «Звери на полянке».

1

-

1

Практическое занятие

8

Работа с бумагой. Композиция «Птица в небе»

1

-

1

Практическое занятие

9

Работа с бумагой. Композиция «Чем я люблю заниматься».

1

-

1

Практическое занятие

10

Работа с разными материалами. «Братья наши меньше».

1

-

1

Практическое занятие

11

Плоскостные аппликации из бумаги.

1

-

1

Практическое занятие

12

Плоскостные композиции из салфеток. Цветы.

1

-

1

Практическое занятие

Раздел 2. Секреты бумажного творчества

13

Контурная мозаика

1

-

1

Практическое занятие

14

Оригами. Объёмная композиция «Сказка Теремок»

1

-

1

Практическое занятие

15

Оригами. «Поросята»

1

-

1

Практическое занятие

16

Оригами. «Волчата»

1

-

1

Практическое занятие

17

Геометрическая мозаика

1

-

1

Практическое занятие

18

Игрушка из бумаги. «Птичка»

1

-

1

Практическое занятие

19

Игрушки из гофрированной бумаги

1

-

1

Практическое занятие

20

Цветы из гофрированной бумаги.

1

-

1

Практическое занятие

21

Коллективное панно «Поле цветов».

1

-

1

Практическое занятие

Раздел 3. Модульное оригами.

22

Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Роза»

1

-

1

Практическое занятие

23

Работа с бумагой. Игрушка «Медвежонок Умка»

1

-

1

Практическое занятие

24

Работа с разными материалами. Игрушка по настроению.

1

-

1

Практическое занятие

25

Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие

«Лебедь»

1

-

1

Практическое занятие

26

Поделки в технике «оригами». Изделие: «Лотос»,

«Ягодка».

1

-

1

Практическое занятие

27

Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие

«Жар - птица»

1

-

1

Практическое занятие

28

Оригинальные новогодние игрушки.

1

-

1

Практическое занятие

29

Модульное оригами. Порядок складывания китайского

модуля

1

-

1

Практическое занятие

30

Птица Говорун из модулей

1

-

1

Практическое занятие

31

Клубника из модулей. Выставка «Летняя полянка»

1

-

1

Практическое занятие

32

Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна»

1

-

1

Практическое занятие

33

Модульное оригами «Звёздочка»

1

-

1

Практическое занятие

34

Модульное оригами «Гормошка»

1

-

1

Практическое занятие

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1. Аппликация и моделирование.

Знакомство с понятием  «аппликация».  Знакомство с природными материалами и инструментами. Беседа по техника  безопасности с материалами и инструментами на занятиях внеурочной деятельности «Наши умелые ручки». Экскурсия на природу, в лес, парк. Сбор природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Знакомство с понятием «моделирование».  Ознакомление с различными  видами моделирования бумаги. Правила техники складывания. Последовательность выполнения действий. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Создание поделок из природных материалов и бумаги на различные темы.

Раздел 2. Секреты бумажного творчества.

Главной целью этого раздела является не просто показать и рассказать об удивительных свойствах бумаги, но научить бумажному мастерству. На этом этапе внеурочной деятельности изучается техника работы в стиле мозаика, игрушки из гофрированной бумаги и различные игрушки в технике оригами. Обучение пошаговой работы с бумагой, изучение свойств гофрированной бумаги.

 Раздел 3. Модульное оригами.

В третьем разделе нашего курса по внеурочной деятельности «Наши умелые ручки» происходит знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами модульного оригами. Формируется  умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приемам работы с бумагой. Создание различных поделок, картин и игрушек в технике оригами и модульное оригами.

 

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА

Критерии:

Показатели:

Инструментарий:

Сроки:

Личностные:

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Формирование эстетических чувств, потребностей и ценностей;

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

-Формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные:

-Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразовательной деятельности, овладение художественной техники обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции, стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный, художественный образ.

Метапредметные:

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по особым признакам, построение рассуждений;

-Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь своё.

Планируемый воспитательный результат:

-иметь представление о ценностном отношении к прекрасному;

-осознавать необходимость самосовершенствования;

-способность адекватно судить о причинах успеха/неуспеха;

-знать о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;

Планируемый воспитательный эффект:

-ценностное отношение к творческому труду;

-интерес к новому;

-стремление к приобретению новых знаний и умений;

-соблюдение норм и правил культуры труда;

-владение названием материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение;

--владение подбором материалов с учётом технологии;

-планирование технологического процесса;

-самостоятельная организация выполнения различных творческих работ.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Тест. «Особенности творческого воображения»

Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.

Сентябрь

Декабрь

Май

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Технические средства обучения:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- парты;

- стулья.

Материалы:

- гофрированная бумага;

-  ножницы;

- цветная бумага;

- различные виды круп;

- листья, семена, травы, шишки, ветки;

- белая бумага;

- краски;

- клей;

- салфетки;

Наглядные пособия:

- видеоролики по темам занятия;

- образцы изделий по каждой теме;

Список литературы для учителя:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами /справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2.  Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
  3. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
  4.  Коротеев,  И.А. Оригами для малышей: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
  5. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
  6. Педпортал http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-quot-modulnoe-origami-quot-dlya-4-klassa-743191 

Список литературы для ученика:

1. Э.Альясметс, X.Круузи  «Рукоделия для школьников».

    2. Гукасова, А.М.; Мишарева, Е.И.; Могилевская, И.С. «Рукоделие».

3. А.И.Савенков, Внеурочная деятельность «Я-исследователь».

4.  «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

4. http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html

5. http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/page-2 

Список литературы по составлению программы:

  1. Кулькина Л. В.: Художественное творчество, "Очумелые ручки".

  1. Григорьев, Куприянов: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.
  2.  Инфоурок https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-v-klasse-modulnoe-origami-453385.html 
  3. http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
  4. http://psycabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera
  5. http://www.psinside.ru/ndos-313-1.html

Приложение:

Тест. «Развитие творческого потенциала»

Творческий потенциал ребенка

Тест для детей 7-13 лет поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованным, если результаты не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, и у него все впереди.

Ответьте на следующие вопросы "да" или " нет" . За каждый положительный ответ поставьте "1 балл" , за каждый отрицательный - "0 баллов". 

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету? 
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картины?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13.Прбоовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?
23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Суммируйте баллы.

Результаты теста 

От 20 да 23 баллов. Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. Все задатки творческой личности. 
От 15 до 19 баллов. Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области. 
От 9 до 14 баллов. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает. 
От 4 до 8 баллов. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает. 
Менее 4 баллов. Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

 1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

  • рисунки, присоздание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
  • рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
  • осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

 1.      Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2.      Оценивается рисунок, а не название!

3.      Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

 Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

  • Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
  • Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.      — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.      — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.      — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.      — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7.      — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8.      — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9.      — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных. 10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

  • Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

  • 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.
  • 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.
  • 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
  • 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

  • 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
  • 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.
  • 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

  • Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.
  • 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
  • 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
  • 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

 35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.

Инструкция.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–».

Тестовый материал.

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

 9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

 12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся художественная литература.

29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

 31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки.

33. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

 35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

 46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

 67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Ключ к Тесту на мышление и креативность. ( Определение типов мышления и уровня креативности.Диагностика по методике Дж. Брунера.)

Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.

Предметное мышление

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативность

1  

6  

11  

16  

21  

26  

31  

36  

41  

46  

51  

56  

61  

66  

71

2  

7  

12  

 17  

22  

27  

32  

37  

42  

47  

52  

57  

62  

67  

72

3  

8  

13  

18  

23  

28  

33  

38  

43  

48  

52  

58  

63  

68  

73

4  

9  

14  

19  

24  

29  

34  

39  

44  

49  

54  

59  

64  

69  

74

5  

10  

15  

20  

25  

30  

35  

40  

45  

50  

55  

60  

65  

70  

75

сумма =

сумма =

сумма =

сумма =

сумма =

Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность. ( Определение типов мышления и уровня креативности.Диагностика по методу Дж. Брунера.)

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

низкий уровень (от 0 до 5 баллов),

средний уровень (от 6 до 9 баллов),

высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.  

Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений.  Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.

22


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1» Программа по внеурочной деятельности Направление: технология Наименование программы: «Наши умелые ручки» Челябинск 2016 Составители: Замятина О, Старикова А. Класс: 3-4 Срок реализации: 2 года

Слайд 2

Цель : развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи : Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое; Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

Слайд 3

1 Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала 1 1 - Беседа- экскурсия 2 Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами 1 - 1 Практическое занятие 3 Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из листьев, семян, трав. 1 1 - Беседа

Слайд 4

4 Аппликация из крупы 1 - 1 Практическое занятие 5 Работа с бумагой. Осенний наряд деревьев 1 - 1 Практическое занятие 6 Работа с бумагой. Картина в технике мозаика 1 - 1 Практическое занятие 7 Работа с разными материалами. Композиция «Звери на полянке». 1 - 1 Практическое занятие 8 Работа с бумагой. Композиция «Птица в небе» 1 - 1 Практическое занятие 9 Работа с бумагой. Композиция «Чем я люблю заниматься». 1 - 1 Практическое занятие

Слайд 5

10 Работа с разными материалами. «Братья наши меньше». 1 1- 1 Практическое занятие 11 Плоскостные аппликации из бумаги. 1 - 1 Практическое занятие 12 Плоскостные композиции из салфеток. Цветы 1 - 1 Практическое занятие 13 Контурная мозаика 1 - 1 Практическое занятие 14 Оригами. Объёмная композиция «Сказка Теремок» 1 - 1 Практическое занятие 15 Оригами. «Поросята» 1 - 1 Практическое занятие 16 Оригами. «Волчата» 1 - 1 Практическое занятие Раздел 2. Секреты бумажного творчества

Слайд 6

17 Геометрическая мозаика 1 - 1 Практическое занятие 18 Игрушка из бумаги. «Птичка» 1 - 1 Практическое занятие 19 Игрушки из гофрированной бумаги 1 - 1 Практическое занятие 20 Цветы из гофрированной бумаги. 1 - 1 Практическое занятие Раздел 3. Секреты бумажного творчества. Модульное оригами. 21 Коллективное панно «Поле цветов». 1 - 1 Практическое занятие 22 Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Роза» 1 - 1 Практическое занятие

Слайд 7

23 Работа с бумагой. Игрушка «Медвежонок Умка» 1 - 1 Практическое занятие 24 Работа с разными материалами. Игрушка по настроению. 1 - 1 Практическое занятие 25 Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие «Лебедь» 1 - 1 Практическое занятие 26 Поделки в технике «оригами». Изделие: «Лотос», «Ягодка». 1 - 1 Практическое занятие 27 Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие «Жар - птица» 1 - 1 Практическое занятие

Слайд 8

28 Оригинальные новогодние игрушки. 1 - 1 Практическое занятие 29 Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля 1 - 1 Практическое занятие 30 Птица Говорун из модулей 1 - 1 Практическое занятие 31 Клубника из модулей. Выставка «Летняя полянка» 1 - 1 Практическое занятие 32 Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна» 1 - 1 Практическое занятие

Слайд 9

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Слайд 10

Список литературы для учителя: Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами /справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999 Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007 Коротеев, И.А. Оригами для малышей: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001 Педпортал http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-quot-modulnoe-origami-quot-dlya-4-klassa-743191

Слайд 11

Список литературы для ученика: Э.Альясметс, X.Круузи «Рукоделия для школьников». Гукасова, А.М.; Мишарева, Е.И.; Могилевская, И.С. «Рукоделие». 3. А.И.Савенков, Внеурочная деятельность «Я-исследователь». 4. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений). 4. http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html 5. http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/page-2

Слайд 12

Список литературы по составлению программы: Кулькина Л. В.: Художественное творчество, "Очумелые ручки". Григорьев, Куприянов: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Инфоурок https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-v-klasse-modulnoe-origami-453385.html http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya http://psycabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera http://www.psinside.ru/ndos-313-1.html

Слайд 13

Критерии: Показатели: Инструментарий: Сроки: Личностные: -Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -Формирование эстетических чувств, потребностей и ценностей; -Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; -Формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемый воспитательный результат: -иметь представление о ценностном отношении к прекрасному; -осознавать необходимость самосовершенствования; -способность адекватно судить о причинах успеха/неуспеха; -знать о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи; Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. Тест. «Особенности творческого воображения» Сентябрь Декабрь

Слайд 14

Предметные: -Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразовательной деятельности, овладение художественной техники обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции, стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный, художественный образ. Метапредметные: -Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по особым признакам, построение рассуждений; -Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь своё. Планируемый воспитательный эффект: -ценностное отношение к творческому труду; -интерес к новому; -стремление к приобретению новых знаний и умений; -соблюдение норм и правил культуры труда; -владение названием материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение; --владение подбором материалов с учётом технологии; -планирование технологического процесса; -самостоятельная организация выполнения различных творческих работ. Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера. Май

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

    Этапы урока

Время (мин)

               Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

   2 мин

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Настраиваться на хорошую работу.

Р: Умение организовать себя. Умение слушать.

Формулировка

темы и целей урока, актуализация знаний.

   4 мин

-Ребята, чем мы занимались на последних уроках труда? (Оригами)

- Что такое оригами? (Искусство складывания бумаги)

- Где возникло это искусство?  (Оно возникло в Японии)

- А почему это искусство живёт до сих пор и любимо во всех странах мира, всеми людьми, даже вами?

- А вам нравится заниматься оригами?

- Какие поделки вы уже делали?

- А вы хотели бы продолжить сегодня?

Тогда давайте начнём наше занятие с загадок, если вы их отгадаете, то  сможете определить тему которую мы будем исследовать.

1. Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны. 
(Медведь)

2. Кто позабыв тревоги, 
Спит в своей берлоге?

(медведь)

3. Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

Кто скажет, о ком мы сегодня будем говорить?  (О медведях)

Тема нашего занятия? ( Медвежонок в технике оригами)

Цель?  (Научиться выполнять медведя в технике оригами. )

А в конце нашего занятия мы проведем выставку наших медвежат.

 

Актуализировать знания,

Отвечать на вопросы.

Отгадывать загадки

Формулировать тему и цели занятия.

 П: извлечение необходимой информации из речевого сообщения учителя, обращение к уже имеющимся знаниям.

Р: формулировка и постановка целей и задач урока.

К: владение монологической и диалогической формами речи.

Объяснение нового материала: анализ образца

   5 мин

Верно. Ребята, на доске вы видите образец, давайте внимательно рассмотрите его.

  • Из чего выполнен медвежонок? (Из цветной бумаги)
  • Сколько деталей нужно сложить? (Две)
  • Какие? (Голова, туловище) 
  • Какие детали есть на голове? (Глазки, носик, ротик)

Хорошо, верно.

Давайте сейчас с вами составим план, по которому мы с вами будем сегодня работать.

 (коллективное составление плана)

План записывается на доску:

1. Разметка деталей.

2. Раскрой.

3. Сборка.

4.Оформление работы.

Ребята, сколько нам нужно квадратов для выполнения работы? (Два квадрата).

Верно, нам нужно разметить два квадрата размерами 20*20 см.

Что нам для этого необходимо?(линейка, карандаш)

- Как мы будем размечать? ( экономно, на изнаночной стороне листа )

-Разметьте детали.

А еще необходимо нам знать?

 (правила безопасной работы с ножницами).

Верно, давайте вспомним, как нельзя обращаться с ножницами.

-Выполните раскрой.

Анализировать изделие

Составлять план выполнения работы

Повторять технику безопасности

Л: развитие наблюдательности, аналитического мышления

П: анализ устройство изделия, выделять детали

К: формулировать и высказывать свои мысли

П: актуализация знаний, извлечение необходимой информации из сообщения учителя

К: формулировка высказывания

Р:планирование своей деятельности

Самостоятельная  работа

  20  мин  

 Учащиеся оформляют свою работу, рисуют (или вырезают и приклеивают) рот, нос, глазки, подбирают фон.  

Самостоятельно выполнять изделие.

 Р: саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий.

К: оказание взаимовыручки

Итог урока

   2 мин

Давайте с вами сделаем выставку наших красивых медвежат и рассмотрим, кто какие допустил ошибки.

И так,  чем мы сегодня занимались с вами на уроке?

Какого зверя мы научились выполнять?

Понравилось вам ваше изделие?

Подводить итоги занятия

Анализировать свою работу.

Р: самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по предмету технология, 2- 3 класс.

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....

Программа внеурочной деятельности по предмету «Духовное чтение» 2 класс

Данная программа составлена для учащихся 2 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету шахматы

Рабочая программавнеурочной деятельностипо предмету шахматы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»

Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа и КТП по предмету "Технология" УМК "ПНШ" 2 класс

Рабочая программа по технологии 2 класс ПНШ...

Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Моя малая родина»

Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлу...

Статья на тему "Методические особенности организации внеурочной деятельности по предмету"Технология"в начальной школе"

В работе подробно рассматриваются цели,задачи организации внеурочной деятельности по предмету"Технология".Данная статья будет интересна учителям начальной школы и учителям предмета"Техн...