родительское собрание "Учим детей мыслить"
материал (3 класс) на тему

Денисова Валентина Терентьевна

Известный педагог Я. Корчак говорил: «Воспитание ребёнка – это немилая забава, а задание , требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Учим детей мыслить»

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения важных проблем.

Задачи:

  1. Сформировать представления родителей о мышлении как искании и открытии нового, решении проблем.
  2. Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.
  3. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

Форма проведения: родительский практикум.

Ход собрания:

Тема нашего лектория «Учим детей мыслить». Нашу работу мы проведём в форме родительского практикума.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – иначе умными. Умён тот, кто умеет мыслить.

Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия. 

Итак, цель нашей встречи - оценить значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления в условиях семейного воспитания. Совершим мы нашу работу, шагая по «лесенке» познания секретов мышления.

1 ступенька «Почему это важно?»

- Итак, мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно. И сразу вопрос вам, представьте себе, что ваш ребёнок вырос и  в силу обстоятельств попал в ситуацию, где нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?

Мнение родителей: Безусловно, второго.

- Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах.

2 ступенька «Мышление  и думание»

Поднимаясь на следующую ступень, мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

- Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думание» и мышление – разные вещи. Думать включает в себя следующие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Каждый, наверное, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он бесценен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

Сейчас мы попытаемся с вами заполнить следующую таблицу.

мышление

думание

Имеет цель

Хаотично

Это открытие нового

Это воспроизведение уже известного

Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?»

Помогает ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?»

Задание родителям: Сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, о деревьях осенью, которые на ваш взгляд, развивают мышление ребёнка, а какие  предполагают думание.

Почему птицы улетают именно осенью?

Когда улетают птицы?

Почему деревья сбрасывают листья?

Когда деревья сбрасывают листья?

Поиск ответов на нестандартные вопросы, иначе решение проблемы – это  первые шаги в процессе мышления.

3 ступенька «Стратегии взрослых»

- Итак, мы выяснили, что вопросы как? почему? и зачем?  активизируют мышление, а вопросы что? какой?  когда?  и сколько? – это вопросы памяти. Чтобы ответить на вопрос «почему это произошло?» требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии прерывания размышлений ребёнка:

 1) подрастёшь – узнаешь  (прерывание размышлений)

2) разжевать и положить в рот (воспитание интеллектуального иждивенчества)

3) а сам как думаешь? (поддержка познавательного интереса)

Сделаем вывод: взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

4 ступенька: «Как научить ребёнка мыслить?»

- Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.

Алгоритм процесса мышления

•  Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.

•   Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению.

•  Поиск решения - процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане - азарт и разочарования.

•  Момент нахождения решения сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.

•  Проверка решения (у детей необязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка, чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние - чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

- А теперь попытаемся ответить на вопрос: Что значит учить ребёнка мыслить?

Развивать мышление – значит учить:

  1. обобщать и систематизировать
  2. выделять главное
  3. сравнивать
  4. доказывать и опровергать
  5. находить аналогии
  6. определять понятия
  7. классифицировать
  8. ставить и разрешать проблемы

Вывод: Мыслить детей учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.

5 ступенька: «Ура! Мы победим!»

Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Родителям, поставив проблему, не надо торопиться, подсказывать решение, а набраться терпения и мудрости и дать мышлению «разогнаться».

Я желаю вам успеха на трудном пути восхождения к высотам. Пусть этот путь дети пройдут вместе с вами. И тогда, наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым.

Я хочу вам предложить советы и ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в этом очень важном деле.

                                                                           Спасибо за внимание!

Упражнения в помощь родителям для развития мышления детей

Упражнение 1. Чем похожи? Чем отличаются?

Развивает умение сравнивать

Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель.

Упражнение 2. Кто назовет больше признаков?

Развивает умение выделять существенные признаки

В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

Упражнение3.  «Формирование определений»

Развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления

     Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение4. «Поиск аналогов»

      Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.

    Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побеждает тот. кто назвал наибольшее число групп аналогов

Упражнение5. «Поиск противоположных предметов»

Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

      Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размере и степени комфорта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.

Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам»

Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два – три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери» (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет) Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьет и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небанальных ответов.

Советы родителям по развитию мышления у детей

  • Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
  • Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
  • Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
  • Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  • Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.
  • Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?», контролируют память.
  • Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « Учим детей мыслить »

Слайд 2

Вопросы для обсуждения: Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка? Чем мышление отличается от « думания »? Каковы стратегии развития мышления ребёнка? Можно ли заставить мыслить? Проблемные ситуации как основа мышления. Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.

Слайд 3

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победим! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 4

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победим! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 5

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победим! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 6

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победим! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 7

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победим! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 8

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победим! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 9

Представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в неординарную ситуацию, например, профессиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?

Слайд 10

Вывод: Уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Слайд 11

2 ступенька «Почему это важно?» Хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

Слайд 12

3 ступенька Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?» Мышление Имеет цель Это открытие нового Думание Это воспроизведение уже известного Хаотично Помогает ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?»

Слайд 13

Задание родителям: Сформулировать два варианта вопросов ребёнку о миграции птиц, о деревьях осенью, которые на ваш взгляд, развивают мышление ребёнка, а какие предполагают думание. Мышление Думание Почему птицы улетают именно осенью? Когда улетают птицы? Почему деревья сбрасывают листья? Когда деревья сбрасывают листья?

Слайд 14

4 ступенька Обмен мнениями по поводу того, какой стратегии родители придерживаются в практике семейного воспитания. Стратегии взрослого в отношении мышления ребёнка «подрастёшь – узнаешь» «разжевать и положить в рот» «а сам как думаешь»

Слайд 15

Вывод: Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ , с помощью которого он достигается .

Слайд 16

5 ступенька «Как научить детей мыслить?» Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.

Слайд 17

Алгоритм процесса мышления Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрица-тельными эмоциональными состояниями. Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению. Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане-азарт и разочарования. Момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью. Проверка решения; эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

Слайд 18

Выделять главное Развивать мышление - значит учить Сравнивать Находить аналогии Ставить и разрешать проблемы Классифицировать Определять понятия Доказывать и опровергать Обобщать и систематизировать

Слайд 19

Вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.

Слайд 20

6 ступенька «Ура! Мы победим!» Победят те родители, которые поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Литература Лучина Т. «Методические рекомендации по проведению родительских собра- ний.» 2002 г. Овчинникова Т. Н.» Личность и мышле -ние ребёнка: диагностика и коррекция.» 2004 г. Путляева Л.О. «О развитии мышле -ния.» 2006 г. Саляхина Л. И. «Родительские собрания 1 – 4 классы.» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"4класс

Родительский практикум .Родителям предлагается ознакомиться с тестированием обучающихся, рекомендуются упражнения для тренировки развития мышления.Ресурс выполнен с мультимедийным сопровождением....

Сценарий родительского собрания "Учим детей мыслить".

Сценарий родительского собрания "Учим детей мыслить"Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет тольковесьма небольшую ...

Родительское собрание "Учим детей мыслить"

Цель: Оценка значимости процесса развития мышления ребёнка как механизма решения проблем. Задачи: Сформировать представления родителей о мышлении . Уяснить возможные...

Родительское собрание "Учим детей мыслить"

Цель: Оценка значимости процесса развития мышления ребёнка как механизма решения проблем. Задачи: Сформировать представления родителей о мышлении . Уяснить возможные стратегии развития мышления млад...

Презентация для родительского собрания "Учим детей мыслить"

Родительское собрание целью которого является:•Сформировать представления родителей о мышлении .•Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.•Отработать доступные в практике семей...

Родительское собрание "Учим детей мыслить"

1. Психологические особенности детей 9-10 лет2. 3 класс: программа, режим, азбука учебного труда...