Родительское собрание "Учим детей мыслить"
консультация по теме

Собрание-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rodit._sobran.ppt336 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « Учим детей мыслить » (родительский практикум) Родительское собрание

Слайд 2

Цель: Оценить значимость процесса развития мышления ребёнка как механизма решения значимых проблем. Задачи: Сформировать представления родителей о мышлении . Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

Слайд 3

Вопросы для обсуждения: Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребёнка? Чем мышление отличается от « думания »? Каковы стратегии развития мышления ребёнка? Можно ли заставить мыслить? Проблемные ситуации как основа мышления. Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.

Слайд 4

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывает время , природа и семейная жизнь » (Ушинский К. Д.)

Слайд 5

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 6

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 7

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и « думание » Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 8

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 9

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 10

Лесенка познания секретов мышления. Ура! Мы победили! Как научить детей мыслить? Стратегии взрослых Мышление и «думание» Почему это важно? Мы хотим ребёнку только лучшего

Слайд 11

Вопрос вам, уважаемые собеседники. Представьте себе, что ваш ребёнок вы-рос и в силу обстоятельств попал в неор-динарную ситуацию, например, профес-сиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов вы-бора. Нужно найти тот, который с наи-меньшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?

Слайд 12

Мнение родителей: Безусловно, анализа ситуации. Вывод: Уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Слайд 13

1 ступенька Хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

Слайд 14

2 ступенька Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?» Мышление Имеет цель Это открытие нового Думание Это воспроизведение уже известного Хаотично Помогает ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?»

Слайд 15

Задание родителям: Сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, о деревьях осенью, который на ваш взгляд, развивает мышление ребёнка и предполагает думание. Мышление Думание Почему птицы улетают именно осенью? Когда улетают птицы? Почему деревья сбрасывают листья? Когда деревья сбрасывают листья?

Слайд 16

3 ступенька Обмен мнениями по поводу того, какой стратегии родители придерживаются в практике семейного воспитания. Стратегии взрослого в отношении мышления ребёнка Прерывание размышлений («подрастёшь – узнаешь» Воспитание интеллектуального иждивенчества «разжевать и положить в рот» Поддержка познавательного интереса «а сам как думаешь»

Слайд 17

Вывод: Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ , с помощью которого он достигается.

Слайд 18

4 ступенька «Как научить детей мыслить?» Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.

Слайд 19

Алгоритм процесса мышления Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрица-тельными эмоциональными состояниями. Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению. Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане-азарт и разочарования. Момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью. Проверка решения; эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

Слайд 20

Выделить главное Развивать мышление - значит учить Сравнивать Находить аналогии Ставить и разрешать проблемы Классифицировать Определять понятия Доказывать и опровергать Обобщать и систематизировать

Слайд 21

Вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.

Слайд 22

Упражнения для развития мышления детей. Чем похожи? Чем отличаются? ( развивает умение сравнивать ) Взрослые подбирают пары предметов (например, стол и стул, ручка и карандаш), устанавливают черты сходства и отличия. В ходе игры начисляются баллы и определяется победитель.

Слайд 23

2. Кто назовёт больше признаков? ( развивает умение выделять существенные признаки ) Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди, не повторяясь, называют как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.

Слайд 24

3. Формулирование определений. ( развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления ) Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведётся до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет.

Слайд 25

4 . Поиск аналогов. (развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства) Называется какой-либо предмет, например, «вертолёт». Выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сход-ных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифициро-вать эти аналоги по группам. Например, мо-гут быть названы «птица», «бабочка» (лета-ют и садятся), «автобус», «поезд» (тран-спортные средства)... Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Слайд 26

5. Поиск противоположных предметов. (задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предметов) Называется какой – либо предмет, напри-мер, «дом».Надо назвать как можно боль-ше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентиро-ваться на различные признаки предмета. В данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта).Побеждает тот, кто указал наибольшее количество предме-тов, чётко аргументируя при этом ответы.

Слайд 27

Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.

Слайд 28

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей. 1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном). Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Слайд 29

2. Ситуация с огнём. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? Дым в соседней квартире. Твои действия? 3. Ситуация с водой. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Слайд 30

Коллекционирование – замечательный способ развития мышления. Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превратило мичмана В. Д. Даля в крупнейшего учёного, знатока русского языка. Его знаменитый Толковый словарь, содержащий 200000 слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. А. Е. Ферсман, с 6-летнего возраста увлекавшийся собиранием минералов, стал крупнейшим геохимиком мира. Академик С. П. Королёв всю жизнь собирал всё, что связано с освоением космоса, любую информацию о том, что летало по воле человека.

Слайд 31

5 ступенька «Ура! Мы победили!» Победят те родители, которые поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».

Слайд 32

Советы родителям по развитию мышления у детей. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запоминание часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти. Без проблемной ситуации нет мышления. Вопросы « почему?», «как сделать?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Слайд 33

Литература Лучина Т. «Методические рекомендации по проведению родительских собра- ний.» 2002 г. Овчинникова Т. Н.» Личность и мышле -ние ребёнка: диагностика и коррекция.» 2004 г. Путляева Л.О. «О развитии мышле -ния.» 2006 г. Саляхина Л. И. «Родительские собрания 1 – 4 классы.» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"4класс

Родительский практикум .Родителям предлагается ознакомиться с тестированием обучающихся, рекомендуются упражнения для тренировки развития мышления.Ресурс выполнен с мультимедийным сопровождением....

Сценарий родительского собрания "Учим детей мыслить".

Сценарий родительского собрания "Учим детей мыслить"Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет тольковесьма небольшую ...

Родительское собрание "Учим детей мыслить"

Цель: Оценка значимости процесса развития мышления ребёнка как механизма решения проблем. Задачи: Сформировать представления родителей о мышлении . Уяснить возможные...

Родительское собрание "Учим детей мыслить"

Цель: Оценка значимости процесса развития мышления ребёнка как механизма решения проблем. Задачи: Сформировать представления родителей о мышлении . Уяснить возможные стратегии развития мышления млад...

Презентация для родительского собрания "Учим детей мыслить"

Родительское собрание целью которого является:•Сформировать представления родителей о мышлении .•Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.•Отработать доступные в практике семей...

родительское собрание "Учим детей мыслить"

Известный педагог Я. Корчак говорил: «Воспитание ребёнка – это немилая забава, а задание , требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мысл...

Родительское собрание "Учим детей мыслить"

1. Психологические особенности детей 9-10 лет2. 3 класс: программа, режим, азбука учебного труда...