Формирование детского коллектива в условиях группы продленного дня
материал (2 класс) на тему

Леенкова Наталия Анатольевна

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_detskogo_kollektiva_v_gruppe_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Поселковская средняя школа № 1»

Доклад

«Формирование детского коллектива  в условиях группы продленного дня»

 

                                  Воспитатель группы продленного дня 2 «В» класса  

                                                                                                               Леенкова Н.А.

рп. Атяшево, 2017 год

   В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Ребенок идет в первый класс с уверенностью, что ему будет здесь хорошо. Нужно сделать все, чтобы оправдались эти ожидания: чтоб он нашел в школе хороших друзей, чтоб пережил успех в учебе, общественных делах. Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя комфортно, смог раскрыть свои творческие способности.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. 

Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

 б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

 г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для города, общества;

 д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

 Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым.
     При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу.

Но главное состоит в том, что каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе. Формирование коллектива класса, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива, но и к общему делу вообще.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:
1. Принцип добровольности.
2. Принцип творчества и успеха.
3. Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
4. Принцип доверия и поддержки.

 задачами:

1.Организовать работу по сплочению обучающихся, сформировать детский школьный коллектив (вовлечение всех детей в внеурочные мероприятия и т.д.)

2.Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах.
3. Проводить профилактическую работу среди обучающихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
4. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
 5. Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры (экскурсии в школьную картинную галерею).
 6. Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир (конкурсы рисунков, уроки творчества.)

 Моя работа была организована как воспитателя группы продленного дня и направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Систематически учила детей делиться радостью и неудачами,   прививала им чувства товарищества, взаимопомощи, понимания и сотрудничества.

Воспитание нравственных чувств:

1) начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
2) неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
3) способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
4) уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношен
ие к младшим;
5) знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
   
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

1) первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
2) первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
3) элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
4) первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
5) первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Содержание  тематического планирования, направленного на сплочение

детского, ученического коллектива:

1. Игры на сплочение коллектива «Дружба начинается с улыбки»;
2. Занятие в игровой форме « Давайте познакомимся»;
3. Веселые старты;
4. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе,
5. Познавательно-развлекательные игры, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
6. Викторина «Герои моих любимых сказок», литературный час;
7. Беседа: "Я – УЧЕНИК" (правила поведения в ГПД).

8."В здоровом теле – здоровый дух!" – соревнование.
9.Экологическая игра: «Лукошко грибника».
10.ПДД "Мы идём в школу" – викторина

11.Декада пожилого человека. Беседа о бабушке и дедушке.
12.«Чемпионы малого мяча» - соревнования.
13.Звездный час: "Сохраним природу России" – игра.
14."Волшебница – осень" – конкурс рисунков

15. Фотоконкурс «Моя дружная семья».
16.Занимательно – развлекательная викторина: «Всё о нашей матушке – Земле».

17.Акция «Помоги пернатому другу» - корм птиц.

18."Прогони – ка скуку, лень будет добрым целый день!" – викторина на сообразительность.
19.«Турнир знатоков русского языка» – викторина

20.Беседа « Ты – ученик», «Твои друзья». Представление о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
21. Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо». Различение хороших и плохих поступков, стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, уметь признаться в плохом поступке и анализировать его;
22. «Школа светофорных наук» ПДД;
23. «Ты, да я, да мы с тобой» - беседа в игровой форме. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
24. «Ежели Вы вежливы» беседа. Нравственно-этическое знание правил вежливого поведения, воспитание культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами; быть опрятным, чистым, аккуратным;
25. «Дорогами войны» знакомство со стихами о войне;
26. «Сказка ложь, да в ней намек» литературный час;
27. Беседы «Ты – ученик», «Мой друг – носовой платок»;
28. Беседа «Загадки леса». Бережное, гуманное отношение ко всему живому;
29. Викторина «О братьях наших меньших»;
30. Загадки о природе и ее явлениях;
31. Экскурсии в природу.

  Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.

Полученные мною наблюдения убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов:

а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;

б) постоянных, сезонных, временных.

 Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
  2. Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. 2002. № 1.
  3. Коротков И.М."Подвижные игры во дворе" М.,Знание ,1987 г.
  4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: МГУ, 1991.
  5. Мясишев В. Н. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе. – Л., 1933. – С. 32-37.
  6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост.Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. М. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.

        Организация  жизни и деятельности  в  группе  продленного  дня,  создание  воспитывающей  среды,  способствующей  л...

Формирование детского коллектива в группе продленного дня.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...

Этапы формирования детского коллектива в группе продленного дня.

Мы учим ребят делить радости и неприятности, удачи и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и со...

Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.

В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня

В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....