комплексный подход к воспитанию личности в коллективе
презентация к уроку (4 класс) на тему

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

Слайд 2

Покинут счастьем будет тот , Кого ребенком плохо воспитали . Побег зеленый выпрямить легко , Сухую ветвь один огонь исправит . ( Саади .)

Слайд 4

Начальное образование является одним из наиболее важных , и в то же время , сложных этапов школьной жизни . С момента поступления в школу деятельность ребенка совершается по двум направлениям – учебному и социальному . Все мы без исключения признаем огромную роль школы в формировании личности . Но существуют другие факторы , которые способствуют усилению или уменьшению этой роли .

Слайд 5

. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

Слайд 6

Вывод однозначен : прежде , чем начинать школьное обучение необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи , в которой воспитывается ребенок и воспитательные возможности самого детского коллектива .

Слайд 7

Планируя воспитательную работу , педагогу необходимо учитывать важные условия , обеспечивающие качество воспитательно – образовательного процесса : Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей . Опора на положительное в личности ребенка . Доверие к ребенку . Выявление мотивов поведения . Дифференцированный подход .

Слайд 9

Зная возрастные особенности детей 6 – 7 лет, невозможно не отметить природную особенность маленькой личности. В ребенке психологически создаются предпосылки для устойчивого самовоспитания. Формирование самостоятельности – обеспечивает самоуправление своим поведением, развитие нравственных чувств.

Слайд 10

В первом классе воспитательную деятельность необходимо строить по нравственно-эстетическому направлению , включающему основные мини-программы : “Я и моя школа ”, “Я и моя семья ”, “Я и мои друзья ”, “Я и природа ”, “Я и мо ё “я”.

Слайд 11

И во втором классе стержневым должно быть духовно-нравственное воспитание . Добавились общественно – значимые темы : “Я и здоровье ”, “Я и знания ”, “Я и культура ”, “Я и труд ”.

Слайд 12

Третьей ступенью , на которую поднимаются третьеклассники , является патриотическое воспитание . Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству , к своему народу .

Слайд 13

В четвертом классе необходимо начинать профориентационную деятельность .

Слайд 15

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства. В. А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Щёлковского муниципального района

Московской области

Доклад на тему:

«Комплексный подход к воспитанию личности в коллективе»

Автор: Волкова О.А.

учитель начальных классов

2017 год

Комплексный подход к воспитанию личности в коллективе

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит. 

(Саади.)

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

C:\Users\Home-pc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\tseli_soderzh_vosp_18.jpg

Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

   Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определенным нравственным поведением, регламентирующим взаимоотношения со сверстниками и учителем. Таким образом, с этого момента деятельность ребенка совершается по двум направлениям – учебному и социальному. Все мы без исключения признаем огромную роль школы в формировании личности. Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли.

Как видим, именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его будущих отношений с миром, другими словами, начинается процесс воспитания. Следовательно, именно родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

   Хочется отметить, что при этом не каждая семья является авторитетной воспитательной средой. В последнее время все чаще встречаются семьи, в которых наблюдается индифферентный стиль воспитания, при котором со стороны родителей наблюдается недостаток внимания по отношению к детям, и они оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут состоять не только в пренебрежении родителями своими обязанностями, но и в загруженности работой. Такие дети, как правило, проявляют склонность к отклоняющемуся поведению.

   Чрезмерно опекаемые дети, каждый шаг которых контролируется с раннего детства, наоборот не имеют возможности проявить самостоятельность. Это приводит к тому, что ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, не умеет бороться с неудачами, подвластен любому внешнему влиянию. Таким образом, гиперопека также оказывает отрицательное влияние на формирование личности.

Искаженная демократизация семейных взаимоотношений, высокая материальная обеспеченность способствуют либерализации воспитания. В таких семьях слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка, детям предоставляется избыток свободы, не существует каких-либо ограничений. В результате дети склонны к непослушанию, агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

Нельзя не отметить тот факт, что сегодняшняя реальность говорит о том, что формулировка “трудный подросток” устарела. Ведь теперь трудные дети все чаще встречаются и в младшем школьном возрасте. Выросшие в сложной семейной ситуации, они не мотивированы на учебную деятельность, переменчивы в настроении, агрессивны, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки.

Это пример лишь некоторых особенностей семейного воспитания, которые формируют так называемую “расторможенность” ребенка. Если ребенок слишком опекаем, или наоборот растет без должного внимания родителей, как говорится “сам по себе”, соответственно никакие регуляторные структуры у него не формируются вообще. Родители нервничают, грешат на школу. А секрет весь в том, что волевые структуры детей незрелые, а значит, общеучебные навыки не формируются.

   Ребенку, не приученному к элементарному труду и дисциплине, не имеющему достаточного кругозора, в школе бывает трудно. Он непоседлив в классе и дома за уроками. Внимание его рассеянно, поступки неожиданны. Проходит много времени, прежде чем он втянется в школьную жизнь, станет организованным и дисциплинированным.

Вывод однозначен: прежде, чем начинать школьное обучение необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок и воспитательные возможности самого детского коллектива.

Принимая во внимание тот факт, что многие родители не владеют педагогическими технологиями воспитания и обучения, возникает необходимость сотрудничества семьи и школы

   Педагогу необходимо спланировать работу с родителями по трем основным направлениям: психолого-педагогическому просвещению, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и их участию в его управлении. Таким образом учитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем и достичь усиления воспитательного потенциала.

Планируя воспитательную работу, педагогу необходимо учитывать важные условия, обеспечивающие качество воспитательно – образовательного процесса:

  • Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей.
  • Опора на положительное в личности ребенка.
  • Доверие к ребенку.
  • Выявление мотивов поведения.
  • Дифференцированный подход.

В соответствии с этими условиями учитель должен выстроить комплексную систему воспитательной работы на весь период обучения детей в начальной школе. При таком условии эта работа будет планомерной, последовательной и результативной.

Хочется еще раз отметить, что воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса.

   Воспитательная работа строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода –подражательности. Зная эту природную склонность, важно не навредить, а сохранить индивидуальность ребенка. Тем более, что перед ним открывается проблема изменения социального статуса – превращения дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно.

Но, зная возрастные особенности детей 6 – 7 лет, невозможно не отметить природную особенность маленькой личности. В ребенке психологически создаются предпосылки для устойчивого самовоспитания. Процесс познания себя и окружающего мира все чаще протекает взаимосвязано, хотя для этого необходима педагогическая помощь. Формирование самостоятельности – обеспечивает самоуправление своим поведением, развитие нравственных чувств.

В. А. Сухомлинский писал: “Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с желаниями других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином”.

Нравственные чувства формируются у ребенка в процессе взаимоотношений их со взрослыми и со сверстниками. При этом важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстникам, стремление выручить товарища, оказать помощь. Важнейшим условием успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценностные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь, чувство уверенности в себе, в своих силах.

   В первом классе воспитательную деятельность необходимо строить по нравственно-эстетическому направлению, включающему основные мини-программы:

“Я и моя школа”,

“Я и моя семья”,

 “Я и мои друзья”,

“Я и природа”,

 “Я и мое “я”.

Учитывая при составлении плана работы красные дни календаря, времена года, реализуется возможность очертить тематические периоды. Поэтому выбранное направление – доминирующее, но государственные и народные праздники, школьные традиции сохраняют свою значимость в общем годовом планировании.

Воспитание – тяжкий труд. К тому же, как и в обучении, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. А переход на более высокую ступень воспитательной деятельности, предполагает прочную основу и необходимый для этого багаж знаний, психологическую готовность детей к работе по новому направлению.

Духовные и душевные качества, определяющие поведение, необходимы человеку в обществе, кроме того от них зависит результат всего учебно-воспитательного процесса. И во втором классе стержневым должно быть духовно-нравственное воспитание. Его направленность заключается в коррекции, закреплении, и в то же время, углублении, расширении знаний и поведенческих новообразований. Добавились общественно – значимые темы: “Я и здоровье”,

“Я и знания”,

“Я и культура”,

 “Я и труд”.

По истечении этих двух лет становятся заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Любовь к родной природе, любовь к ближнему – вернейшие признаки любви к Родине.

Третьей ступенью, на которую поднимаются третьеклассники, является патриотическое воспитание. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к Родине. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениях в 1-2 классах определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

Поскольку сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать набором таких характеристик, как социокультурная компетентность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, а также профессиональная направленность, то указанные качества необходимо формировать уже в начальной школе. Поэтому в четвертом классе необходимо начинать профориентационную деятельность, представленную ролевыми и дидактическими играми, общественно-полезным трудом, экскурсиями на предприятия, где работают родители школьников, встречами с представителями разных профессий и т. д. В результате этой работы дети получают общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании самых распространенных профессий. У ребят формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к будущей профессии. Кроме того, у школьников формируется мотивация и интерес к трудовой и учебной деятельности, воспитывается старательность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда. А учитывая тот факт, что одновременно с работой по данным направлениям учителем обеспечивается развитие самоуправления в детском коллективе, то у детей формируется социально ценная направленность выполняемых поручений, ответственность за их выполнение, проявляется самостоятельность и творчество в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

   Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный и системный подход к воспитанию

Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретени...

Терминологический словарь основных понятий темы «Комплексный подход к применению средств, форм и методов патриотического воспитания»

В данном словаре в алфавитном порядке собраны основные понятия по теме патриотического воспитания для учащихся начальных классов и их родителей. Словарь можно подразделить на две части: Родители и уче...

КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в своеобразную нормированную среду, в которой обретени...

Комплексный подход к организации физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы.

Из опыта работы учителя физической культуры ГОУ СОШ №892 Красиковой И.Ю....

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Большая часть времени школьника, его общение   со  сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогическ...

Влияние детского коллектива на воспитание личности

В статье рассматривается влияние детского коллектива на воспитание личности...

Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...