ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
материал на тему

Туркина Маргарита Николаевна

Большая часть времени школьника, его общение   со  сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем -  проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Туркина М.Н.

Учитель  начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная  школа  № 23 город Ковров

   Любой  ученик  будет  себя   уютно  чувствовать в  школе, если  классный  руководитель  сделает  всё, чтобы   его  класс  стал   дружным  коллективом.

Организация,  коллектив, воспитание,  личность.

Organization. collective  upbringing  personality.

Большая часть времени школьника, его общение   со  сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем -  проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест.

Что же такое коллектив?

КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere – собирать) группа;

 в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности.

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой.

   В текущем учебном году я взяла классное руководство в 1 классе. И первым вопросом было для меня: «Сложится ли наша новая школьная семья?». Для меня они были совершенно незнакомые дети. Взаимодействуя  с детьми,  я  стараюсь  учитывать  особенности  каждого  ребёнка. Мне очень хочется, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня  является следующий: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

    Учитывая возрастные особенности детей и специфику педагогической работы, на учителя ложится большой груз ответственности за качество психологического климата, поэтому  перед собой  я  поставила    ряд  задач:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

  2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

  3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

  4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться  отдельным  ученикам  в  классе.

         Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми я провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам.

  Как классный руководитель, в своей работе по организации коллектива, использую  следующие  правила:

1.Правды.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

2.  Доброты.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

5. Смелости.

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

  Чувство долга по отношению к школе, учителям и товарищам, чувство чести, уважение к своему классу и своей школе и прочие моральные качества, характерные для школьника, формируются в самой жизни и деятельности ребенка как члена коллектива.  Они  могут  формироваться  только в том случае, если коллектив организован учителем.

   Жизнь коллектива не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами поведения.  В  классе в  первую  очередь  должна  присутствовать дисциплина.  Каждый член коллектива   должен подчиняться тем требованиям, обычаям, традициям и правилам, которые   составлены  учителем  и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением.

Используя один из принципов, я привлекаю ребят к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них. Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.

Влияние классного руководителя, одноклассников, библиотекаря, учителей  различных кружков  на личность школьника осуществляется не только в процессе совместной деятельности, но и через внутриколлективные отношения.  Понимая важность воспитания в коллективе, мы отдаем себе отчет в том, что современный ребенок испытывает самые разнообразные влияния.

Воспитательный процесс направляю на:

  • организацию разносторонней, индивидуальной и коллективной деятельности учащихся;
  •  общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;
  • формирование правильного  отношения  к  окружающему  мир, природе, людям, науке и культуре, здоровому образу жизни.

    В  нашем  классе были строго распределены  обязанности. Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Художественный сектор - за классный уголок. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

 С каким энтузиазмом, азартом готовятся  ребята к каждому общешкольному мероприятию , особенно к   Новому году.  В нём принимают  активное участие и родители. Все ребята задействованы в сценарии: поют, пляшут, читают стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы. Родители  очень благодарны, а дети допоздна не хотели уходить из школы. Первоклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён  цикл бесед,  в т. ч. индивидуальных,   по правилам дорожного  движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении этих месяцев  вела работу в тесном контакте с учителями- предметниками, родителями. Встречалась с родителями и детьми во внеурочное время,  дома. Проведен  классный  час «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».

У каждого классного коллектива должны быть свои традиции.  В  нашем  - они  следующие:

  • традиция работы с дневниками учащихся;
  • поддержка ребят, которые часто болеют;
  • традиция «тёплых писем»;

    Сплочение классного коллектива, именно  в  нашем  классе,  происходит  в совместной социально значимой деятельности: при подготовке к проведению КВН, тематического вечера, круглого стола или вечера отдыха, спортивного соревнования. При этом важно помнить, чтобы каждый ученик класса ощущал себя нужным в общем деле.

    Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах, победах  и  достижениях, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения  самые  разнообразные. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родителей. В   итоге, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое остаётся  в  сердцах  детей, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы. .

Список   литературы

1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.

2.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя /  – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

3. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.

 4.Фобель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1,2. –М., 1998.

5.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. -М., 1988.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса

Выступление на педагогическом совете. Воспитание личности  школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса.Сопровождается презентацией....

Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"

Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе...

Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.

Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...

Педагогический совет «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»

Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательног...

Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.

В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...

Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В работе рассматривается влияние семьи на формирование личности...