Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса
материал на тему

Алимова Елена Леонидовна

Выступление на педагогическом совете. Воспитание личности  школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса.Сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Алимова Елена Леонидовна,

Учитель начальных классов,

МКОУ Оленинская СОШ,

 п Оленино Тверская обл.

Воспитание личности  школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса

( из опыта работы учителя начальных классов)

                    Выступление на психолого-педагогическом семинаре

В результате реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний?

Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

« Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательный потенциал, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический потенциал.

Познавательный интерес выступает первым структурным элементом любого другого личностного качества.

 Организация познавательной деятельности направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность.

 Внеклассные занятия по предметам, которые провожу с детьми, проходят в  игровой форме. Дети  знакомятся с окружающим миром, познают новое. Это и викторины, и соревнования, экскурсии. С  удовольствием сами подбирают занимательный материал по предметной неделе и оформляют газеты.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

 Учащиеся  проводят исследования, выполняют исследовательские работы, с которыми выступают перед сверстниками и на научно-практической конференции «Мы – юные исследователи» В прошлом годы у нас был коллективный проект «Никто не забыт, ничто не забыто» В этом году уже проводят индивидуальные работы.

Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. В младшем школьном возрасте интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, восхищение героизмом и мужеством советских людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия и другие ценные чувства.

На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войне дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказываю детям о тех тяжелых днях. Дети принимают участие в митинге, посвященному Победе. Всем классом участвовали в конкурсе плакатов. Изготавливали панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять  и дедушек, бабушек, мам и пап. Многие дети изготовляют открытки   ко дню рождения своим родителям.

Интересно прошёл классный час «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассуждали о правилах и нормах  поведения. Обсудив различные ситуации, предложенные им, учащиеся сами вывели ряд правил поведения, которые теперь находятся в классном уголке.

 В нашем коллективе уже есть традиционные праздники дня рождения каждого ученика. Эти праздники сближают детей, доставляют им большую радость.

Ребенок живет в динамично изменяющемся мире и для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать его творческий потенциал.

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Учащиеся активно принимают участие в праздничных концертах, проводимых в классе и школе. В школе проводился бал Осени Дети  в красочных костюмах, которых конечно приготовили родители, выступали с песнями и стихами. К 8 марта мы  подготовили концерт, который назывался «Праздник бабушек и мам». Новый год, День рождения школы, Утренняя Звезда - это возможность ребенку развить свой талант.

Здесь же  и совершенствуются  коммуникативные умения, дети   преодолевают свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будут более успешны в установлении контактов с окружающими людьми.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества. С увлечением дети участвуют в конкурсах  художественно-прикладного характера. Изготовление различных поделок способствует развитию творчества. Школьники  фантазируют  над декоративным украшением. Работы детей выставлялись  на выставках в районном муниципальном музее, Районном Доме культуры. Принимаем участие и в областных и всероссийских конкурсах.

В  заключении, хотелось бы отметить, что использование в процессе обучения и внеклассной работе  различные формы по формированию основных потенциалов личности ученика  ведет к сплочению коллектива, способствует развитию и коммуникативному потенциалу ученика.

Только в совместной работе  дети могут  свободно общаться, строить свои межличностные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Реферат на тему: "Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности учебного процесса"

В данной работе расскрывается проблема личностно-ориентированного обучения....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Педагогический совет «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»

Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательног...

Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?...