Методическая разработка. КТД Коммунарский сбор "Ягодный микс"
методическая разработка (4 класс) на тему

Шулепова Людмила Владимировна

Моделирование игрового пространства коммунарского сбора (КТД по методике Иванова) в 4 классе.

Создание коллектива единомышленников,т.е. атмосферы тепла и уюта, доброжелательности, открытости, в которой каждый в той или иной степени мог бы раскрыть себя, реализовать свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа - интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова

Методическая разработка

Коммунарский сбор

«Ягодный микс»

(4 класс)

                                                                                                      Воспитатель

Шулепова Л.В.

г.Сыктывкар

2016

Пояснительная записка

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев воспитанники пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.

Актуальность данного мероприятия.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. КТД - основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методикиДанная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в группе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности воспитанника.

Наиболее подробно методика КТД разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». Именно коммунарская методика нацелена на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций – кооперативной, проблемной и др. – посредством создания и осмысления опыта  разнообразной социально значимой деятельности. Она соответствует   современным задачам образования и воспитания на основе системно-деятельностного  подхода, задачам подготовки воспитанников к решению жизненно важных ситуаций.

КТД является коллективным, потому что оно планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе, творческим, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Творчески – это значит еще и с напряжением мыслей, чувств, мышц, так, чтобы к вечеру падать от усталости и воспоминаний было бы на всю оставшуюся жизнь.

Каждое КТД – это система действий педагога и воспитанников на каждой стадии его осуществления. Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. Рассмотрим эти стадии во взаимосвязи их задач с методическими знаниями и умениями.

                                           Структура КТД

  1. Предварительная работа коллектива
  2. Коллективное планирование
  3. Стадия подготовки коллективного творческого дела
  4. Проведение коллективного творческого дела
  5. Коллективное подведение итогов и анализ
  6. Стадия ближайшего последействия КТД

         

Коммунарский сбор класса включает в себя все этапы: коллективная подготовка, придумывание темы, разделение на отряды по жребию, подготовка «визиток», серьезное и шуточное КТД, трудовой десант, дежурство в столовой и уборка помещения, песни в «орлятском» кругу.

Выстраивая воспитательное пространство класса-группы необходимо учитывать возрастные особенности 10-летних воспитанников.

Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо, стремление к самостоятельности.

Большую зрелость приобретает общение. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие.

Происходит первичное осознание ценностных ориентации. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение

Такой ценностью, вокруг которой мы объединяемся, становится создание коллектива единомышленников, то есть атмосферы тепла и уюта, доброжелательности, открытости, в которой каждый в той или иной ступени мог бы раскрыть себя, реализовать свои способности.

Отслеживая мотивы участия в КТД, можно сказать, что эта деятельность,  приносит удовлетворение детям, доставляя радость и удовольствие. Но в этой радостной и эмоционально-приподнятой деятельности воспитанник, играя,  достигает серьёзных результатов.

КТД способствует формированию УУД.

Регулятивные УУД:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-в сотрудничестве с педагогом и с другими воспитанниками  ставить новые задачи;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной форме;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные УУД:

-ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;

-приобретение нравственно - этического опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


Коммунарский сбор группы

«Ягодный микс»

 Цель сбора:

-Дальнейшее развитие детского коллектива и создание в нем  эмоционально благоприятной среды для развития каждого воспитанника;

Задачи:

-формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми на основе толерантности и уважения к личности другого;

-совершенствовать опыт  коллективной работы;

-формировать умение доводить начатое дело до конца, заботиться о качестве результатов.

-развивать умение формулировать и высказывать свою точку зрения;

-развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблемы;

-формировать ценностное отношение к творчеству, умение эстетически оформлять продукт своей деятельности;

-формировать навыки лидерского поведения, создать условия для  «примерки» воспитанниками  различных ролевых позиций (организатор, член команды, оформитель и т.д.);

-формировать опыт участия в коммунарском сборе.

1. Предварительная работа коллектива

На этом этапе нами была проведена беседа, в ходе которой воспитанники вспомнили  Коммунарский сбор группы «Новогоднее конфетти», проведенный в прошлом учебном году, в 3 классе.

УУД  на данном этапе:

  • формирование исходной мотивации на установление теплых и дружеских отношений между воспитанниками;
  • создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность
  1. Коллективное планирование

На данном этапе происходило коллективное обсуждение плана и замысла КТД, поиск лучших вариантов проведения. Обсуждали вопросы, где проводить? когда проводить? какой проблеме посвятить сбор? что для нас важно решить на сборе? как образно назвать? выбор лучшего варианта.

Обсуждение проходило в несколько этапов:

1.Свободное коллективное обсуждение, фиксация новых предложений;

2.Для определения темы сбора был проведён «Мозговой штурм», поиск образов, отражающих специфику нашего класса,  времени года, настроения,  ориентира на некий идеал.  В ходе  штурма родилось название сбора « Ягодный микс». (По традиции, ежегодно   в группе проходит мероприятие, посвящённое осени: «Яблочный банкет» - во  2 классе, «Картофельный банкет»- в 3 классе. Осень – пора ягод в Коми Республике. Мы – воспитанники музыкального отделения, поэтому не зря в названии появилось слово «микс». «Микс» несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам. Последовательность треков в виде микса специфична тем, что треки плавно сменяют друг друга. На стыке между треками нет «зазора» в виде тишины, а сами треки в процессе перехода совпадают по темпу, размерности и прочим признакам, сливаясь таким образом воедино. Процесс создания микса называется «сведением».

Кроме того, миксом называют смесь чего-то.)

УУД на данном этапе:

  • формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве;
  • формирование умения формулировать собственное  мнение и позицию;
  • формирование умения договариваться и приходить  к общему решению в совместной деятельности, в том  числе  в ситуации  столкновения интересов;
  1. Стадия подготовки коллективного творческого дела

На данном этапе происходило уточнение и конкретизация проекта КТД.

На основе голосования были выбраны  комиссары  трёх отрядов, которые взяли  поручения: подготовить  название команды согласно тематике сбора, эмблемы, заготовки для представления визитной карточки.

(Команды «Банка варенья», «Арбузики», «Черничка»)

Педагогами  была составлена Программа сбора:

  • открытки ко Дню Учителя;
  • трудовой десант: акция «Чистый двор»; генеральная уборка в классе и подготовка к чаепитию; уборка в  шкафах для верхней одежды на этаже проживания иногородних воспитанников и оформление класса к чаепитию;
  • чаепитие «Ягодное раздолье»
  • подготовка родителями блюд согласно тематике сбора для чаепития

Важно, чтобы в процессе выполнения поручений ребята сотрудничали, оказывали  взаимопомощь в процессе подготовки общего дела, понимали, что  воплощают  общий замысел. Ребята  реализуют  ранее полученный  опыт, знаний, умений и навыков. Поддерживается самостоятельность, активность, любая, даже самая маленькая инициатива со стороны детей.

УУД на данном этапе:

  • взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах; 
  • формирование умения ставить и решать проблемы;
  • формирование умения ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты;
  • формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство)
  1. Проведение коллективного творческого дела

Осуществляется проведение КТД в соответствии с программой сбора:

10.00-10.10 - Сбор «Ягодная полянка»

Жеребьевка отрядов.

Жеребьевка проводится  по принципу «здесь и сейчас».

10.10- 10.35- Установочный доклад  и подготовка

 к КТД «Чудо лукошко» (визитная карточка отрядов).

10.35-10.50-  Представление команд «Чудо лукошко».

10.50-11.35 – КТД «Изготовление открыток ко Дню Учителя».

Обязательным элементом методики коммунарского сбора всегда являлись трудовые десанты, когда дети вместе трудятся о взрослыми. Наш сбор не был исключением, наоборот, именно  КТД стало своеобразным  эмоциональным пиком сбора, моментом наивысшего единения. Все разделились по способностям: кто - то вырезал картонные шаблоны для открыток; ребята, обладающие художественным вкусом  и оформительскими  способностями,  подбирали  листочки клёна и  делали композицию; третья группа приклеивала  и подписывала открытки, ставила их под пресс. В кабинете звучала музыка, поддерживала эмоциональный  подъем в совместной работе.

11.35- 12.00 - Трудовой десант  «Одну ягодку беру,  на другую смотрю» .

1 команда- уборка в индивидуальных шкафчиках для верхней одежды и технологии;

2 команда- помыть парты  и стулья; сервировка стола;

3 команда- уборка территории, закреплённой за группой; уборка в шкафах для верхней одежды на 3А этаже.

УУД на данном этапе:

  • формирование  умения слушать и слышать, понимать друг друга;
  • формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • формирование умения распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • формирование умения договариваться;
  • развитие способности к самовыражению.

12.00-12.20 -Дежурство в столовой. Обед.

12.20-13.00- Чаепитие «Ягодное раздолье».  

Коллективное подведение итогов и анализ.

С этого момента, фактически, начинается  этап коллективного обсуждения результатов КТД с учетом опыта его проведения и подготовки, что позволяет включить каждого воспитанника в процесс анализа и размышления о  себе, своем и коллективном  опыте участия, дать оценку осознания своей значимости и важности. «Что было хорошо и почему?», «Что не удалось осуществить и почему?», «Что предлагаем на будущее?» - основные вопросы-задачи. Каждый очень искренне выражал свое отношение (как положительное, так и отрицательное). Форма коллективного анализа  - опрос-анкета.

УУД  на данном этапе:

  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умения осознанно строить речевое высказывание;
  • осознание чувства удовлетворения, значимости;
  • формирование элементарного социального опыта.
  • получение опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  1. Стадия ближайшего последействия КТД

В проведении коммунарского сбора группы реализовались такие  важные процессы одновременно, как формирование и сплочение классного коллектива и развитие личности воспитанников. Мы получили большой опыт организаторских навыков, каждый из комиссаров мог подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха рождали  добрые чувства, сопереживание во всем.

На наш взгляд, проведение коммунарского сбора класса, позволило для каждого воспитанника  создать ситуацию успеха; круг общения детей расширился.

Всё, что планировали  ребята, было доведено до конца, чувствовалась забота о качестве  результатов. Комиссары подтвердили своё право  быть лидерами, способность повести за собой.

Анализ анкет показывает, что КТД позволяет воспитанникам побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Известно, чем разнообразнее ролевой набор, тем выше уровень развития личности.

УУД  на данном этапе:

  • формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;
  • осознание чувства удовлетворения, значимости;
  • формирование элементарного социального опыта;
  • готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • стремление устанавливать с доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Отзывы ребят о сборе отображены в «Летописи группы», в которой фиксируются значимые дела класса по месяцам.

Проведение коммунарского сбора требует от педагога готовности быть равным с детьми. Каждый отдает коллективу то, чем он обладает: один — выдумщик, другой — организатор, третий — просто хороший собеседник или слушатель. И все вместе побеждают и становятся лучше.

В свое время Л.С.Выготский, изучая факторы развития поведения ребенка, заметил: «…высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, а затем вторично, как способ индивидуального поведения ребенка». В педагогическом процессе очень важно, опираясь на данное  положение Л.С.Выготского, проследить перенос опыта коллективного действия в индивидуальные формы поведения и общения.

Источники:

1.[Электронный ресурс]:база данных -  http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaktd.html

[Электронный ресурc]:база данных-   http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314462/

2.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

3.Иванов И.П.. Методика коммунарского движения- М.: 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...