Внеклассное мероприятие "День славянский письменности"
классный час (2 класс) на тему

Зимовцова Надежда Дмитриевна

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pism.rar2.86 МБ

Предварительный просмотр:

   

Кир

Учитель начальных классов           МОУСОШ №3

Зимовцова Н.Д.

2016г

Ведущий.

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные /родственники/, однокоренные .

Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?

/Хором/ Мы славяне!

Да, мы – славяне! И русские, и украинцы,
и болгары, белорусы, чехи поляки,
сербы, хорваты, словаки – все славяне.
Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.

Ученик 1. 

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Ученик 2. 

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Ученик 3.

Слышу голос  родимый
Городов , деревень.
Говорит Украина:
– Добрый дэнь!
– Здоровэнько буллы!

Ученик 4.

Слово дружбы взовьемся
Над болгарской землей:
Добро живота!
Мы услышим с тобой.

Ученик 5.

И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Ведущий. 

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи ,поляне,
Скажите, кто вы?

/ Хором/ Мы – славяне!

Ведущий 1:  Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской письменности. (слайд 1)

Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. 

-Как их зовут? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 2: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма составили первый славянский алфавит.

Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Их детство прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

1 ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать Кирилл, младший из братьев. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2 ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, который знал латинский язык.

На сцену выходи Кирилл и Приезжий человек. 

 Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. Мне так хочется прочитать книгу на латыни!

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы тебе объяснить каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы мне от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл. И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в это не помощник.

Кирилл и Приезжий человек уходят со сцены, затем вновь возвращаются.

 1 ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудрости латыни? Или уже позабыл о своём желании?

Кирилл. Я о нём не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и многие другие латинские книги мне понятны.

 2 ведущий. Вскоре Кирилл выучил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью.

1 ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, потом преподавал в университете философию: знания, усвоенные в юности, не остались лежать мёртвым грузом.

2  ведущий. По поручению византийского императора Михаила 3 Контантин-Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл направился в монастырь к старшему брату Мефодию. Брат был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил лучшие свои годы военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восточных славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создать письменность для славян, предложенная ему младшим братом.

(слайд 2)

1 ведущий. 24 мая, 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

(Слайд 3)

Ведущий 2. Это  - кириллица. В X –XI веках эта азбука включала 43 буквы, из которых 25 были заимствованы из византийского письма – устава, а 18 появились впервые, чтобы передать звуки, имеющиеся в славянском языке и отсутствующие в греческом.

Прочитаем название букв славянского алфавита и узнаем почему книга, по которой вы учились читать – называется Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

(Слайд 4)

Аз-я;

Буки– буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть– есть;

Живете – жизнь;

Земля– земля;

И – и;

Како – как ;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

СЛАЙД 5.

/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?

– Аз.

– Не зря созданы пословицы:

Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.

 1 ведущий. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.

2 ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучать славянский язык. Славянам вменялась чуждая латынь. Дело Кирилла и Мефодия у западных славян, несмотря на упорную и длительную борьбу, которую они вели с влиянием Рима, потерпело поражение. Но зато идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.

1 ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.

2 ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

(Слайд 6)

1 ведущий. На протяжении 1000 лет  кириллица несколько раз видоизменялась. В России этот алфавит прошел через шесть реформ, важнейшими из которых были реформы Петра I. 

 Царским указом было велено упростить наше письмо. Отныне отменить буквы «юс малый», «юс большой», «йотов юс малый», «йотов юс большой», «кси», «зело», «от, (омега)».

(слайд 7)

Петр I оставил старое написание букв в церковных книгах, а в книгах и документах ввел гражданский шрифт, близкий к современному и состоявший из 36 букв.

 2 ведущий. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».

(слайд 8)

 1 ведущий. В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Указом Наркома просвещения из алфавита были удалены  буквы «пси», «фита», «ижица». А «ЕР» и «ЕРЬ» выполняют роль твердого и мягкого знаков. 

 2 ведущий. Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский.

1 ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.

Слайд 9

2 ведущий. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей. Каждый год 24 мая мы празднуем день славянской письменности.

Викторина: (слайд 10)

1 тур - разминка. (слайд 11)

  • Каждая команда соревнуется, кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке. Слова надо написать в алфавитном порядке на листе.

Слова

  • Календарь, карта, буква, автомобиль, библиотека, авиация.

2 тур - составить целую пословицу. (слайд 12)

1 класс.

Что писано пером, не вырубишь топором.

4 класс.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

5 класс.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

3 – тур отгадайте славянских народов загадки (слайд 13)

– Отгадайте старинные народные загадки славянских народов.

1. Русская:

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

2. Украинская:

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/

(слайд 14)

3. Чешская:

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/

4. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./

(слайд 15)

5. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/

6. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./

(слайд 16)

7. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. /Солнце./

(слайд 17)

Вопросы зрителям:

  1. Каково мирское имя Кирилла? (Константин)
  2. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?  (Солунь)
  3. Кто является автором четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В. И. Даль)
  4. Кто провёл первую реформу азбуки? (Петр I)
  5. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?  (24 мая)

Ведущий 2. Давайте посмотрим как празднуется день славянской письменности.

Слайд 18. Празднование дня славянской письменности в Болгарии.

День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности является официальным болгарским национальным праздником. Отмечается 24 мая. В этот день болгары чествуют

создателей славянской азбуки равноапостольных святых Кирилла и Мефодия.

Слайд 19. Празднование дня славянской письменности в Чехии.

День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — единственный  государственный и церковный  праздник в Чехии. Праздник отмечается 5 июля.

Слайд 20. Празднование дня славянской письменности в России.

День славянской письменности в России отмечается 24 мая.

Слайд 21. Памятники Кириллу и Мефодию.

Заключение.

Учащихся награждают грамотами.

Приложение задания для участников

  • Календарь, карта, буква, автомобиль, библиотека, авиация.

  • Календарь, карта, буква, автомобиль, библиотека, авиация.

  • Календарь, карта, буква, автомобиль, библиотека, авиация.

Пословицы

1 класс.

Что писано пером, не вырубишь топором.

4 класс.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

5 класс.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия «День славянской письменности»

Разработка внеклассного меропрития для 4 класса на тему День славянской письменности...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель данного мероприятия: познакомить с Кириллом и Мефодием – составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, о культурном наследии русского народа, способствовать развити...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель данного мероприятия: познакомить с историей создания русской письменности; воспитание уважения к культуре русского народа....

Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".

Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....

«Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры»

День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения родного языка, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры. Учителем начальных классов проведен классный ч...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...