Проблема преемственности.
статья на тему

Рязанцева Татьяна Сергеевна

материал для детей , которые перешли в пятый класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я придерживаюсь этой точки зрения, поэтому все четыре года мы воспитывали  творческие личности, за успехам которых мы радуемся, огорчаемся , если они  не могут справиться с заданиями , получить удовлетворение от работы. Мы пытаемся разобраться в причинах этих неудач , поэтому сегодня мы здесь.

Первая  трудность -  потеря  эмоционального  контакта с первым учителем , не нахождение  эмоционального отклика у новых учителей. Что же можно сделать, чтобы это исправить?

По ФГОСам  урок следует начинать необычно. Например:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все в порядке?

Книжка есть, и есть тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

И второй вариант:

Дерево желаний, поляна снежинок, разноцветные букеты……..

Ученикам заранее раздаются листики, снежинки, цветочки. Ребята должны записать на них : чтобы они хотели узнать на этом уроке? Какие вопросы предлагают обсудить по данной теме? Какие  страхи у них есть?

Благодаря таким приемам  дети сами учатся ставить перед собой цели и задачи, сами организуют деятельность, словом учатся верить в себя и в свои возможности. Сохраните, пожалуйста, эту веру!

Вторая особенность  заключается в том, что дети считают уроки в средней школе скучными и однотипными, поэтому хотелось бы, чтобы вы использовали, по возможности, нетрадиционные формы работы. Приведу пример:

  • При работе над басней «Ворона и Лисица» дети сами формулируют  вопросы  и пытаются на них найти ответы :

Где грань между лестью и комплиментом ? можно ли верить человеку,если он тебя хвалит? Если похвалу может быстрее придумать человек интеллектуально развитый, значит он врун (льстец) в большей степени  , поэтому  удобнее общаться с дураками, у которых , что на уме, то и на языке? И если весь мир театр и все лгут, то в таком мире жить страшно ?

Следует учесть  , что это были дети 9 лет, если бы вы слышали их ответы, возможно вы бы относились к ним сейчас по- другому. А помог их раскрыть мне урок – диспут.

  • Их высказывания навели меня на мысль провести урок речевого творчества по теме : «Правда и ложь», в ходе которого  дети пытались ответить на вопрос : что такое истина, вера, обман , выдумка, вранье, фантазия и чем они отличаются друг от друга? Пытались найти ответ на  вопрос: всегда ли нужно говорить правду или ложь во спасение еще актуальна в наши дни и почему у каждого «своя правда» ?

А закончили мы работу написанием рассказа по одной из пословиц о правде и лжи ( по выбору учащихся)

  • Не менее интересно прошел итоговый урок – обобщения знаний о местоимении «Жизнь – радуга».  Дети исследовали местоимение «Я» (какой я) , моя (жизнь), мои (ценности). Ученики записывали ответы на вопросы :

Что меня радует в жизни? Для чего рождается каждый человек? И для чего существую конкретно я?

Вместе с учениками  мы совершили путешествие к дереву мудрости, чтобы ответить на интересующие вопросы: (Почему люди так быстро стареют? Зачем жить, если все  равно ты умрешь?) А в качестве итога урока был записан своеобразный синквейн : «Жизнь – радуга, дождь

Шумная , но короткая

Пролетит , остановится.

Жизнь вечна, но все же коротка.

  • Урок – ярмарка отлично подходит для уроков математики. Получив эмоциональный заряд под музыку «Ехал на ярмарку ухарь купец» и под звонкие выкрики зазывал продавцов дети выбирают карточки с задачами, примерами  определенной стоимости, решают их, записывают в лист достижений, учитель проверяет, выдает условные деньги, а в конце урока на эти условные деньги можно что-то купить. Покупатель может стать и продавцом, если  придумает задачу по аналогии.
  • Большую помощь оказывают уроки , проведенные  в библиотеке, в музее, в выставочном зале, в музыкальной школе, где за чисто символическую плату  приглашают художников, студентов скрябинского училища, воспитанников музыкальных школ, предоставляют  оборудованное помещение (крестьянская изба – при изучении прибауток, потешек, русских народных сказок; музыкальная гостиная – со свечами, роялем, что может быть лучше при изучении поэтов 19 века).

Различные формы интересных уроков можно подчеркнуть в книжке «Учить не уча».

Таким образом, мы старались воспитывать не сосуд, наполненный знаниями, а личность.

Нетрадиционные уроки позволяют включить в работу вне программный материал , организовать коллективную деятельность, использовать творческие задания, поэтому  не реже 1 раза в месяц мы проводили деловые игры, уроки – соревнования, уроки – сомнения, уроки творчества. … Для детей мы пытались сотворить маленький праздник, поэтому нам важно было не просто дать знания, чтобы ученики их усвоили , а организовывали работу каждого   , помогая создать ему творческий продукт, выслушивали многообразие точек зрения, подталкивали к определению истины, налаживали взаимопонимание между учителем и учеником.

Но не следует забывать , что каждый урок должен стать интересным, для этого можно использовать различные интересные приемы.

  • Очень нравится детям просматривать фрагменты научно- познавательных передач, чтобы контролировать процесс просмотра использую лист оценки

УЖЕ ЗНАЛ (+)

УЗНАЛ НОВОЕ (!)

СТОИТ ПОДУМАТЬ, ПОЧИТАТЬ САМОМУ (?)

НЕ ПОЛНЯЛ (0)

Сразу видно на сколько активно ребенок  работал  с информацией.

  • На уроках литературного  чтения  невозможно обойтись без прослушивания аудиозаписей, причем одно и тоже произведение мы слушаем в исполнении разных артистов, выбирая то вариант , который ближе конкретному ребенку.
  • Здесь же можно применять такой прием, как десять интересных фактов из жизни (поэта, художника, музыканта, исторической  личности). В классе проводится конкурс на самый удивительный факт, поэтому дома дети перерывают весь интернет, чтобы добыть факт, который будет признан самым интересным.
  • Не менее интересными проходят и пресс – конференции, в ходе которых дети получают текст с дополнительной  информацией по изучаемой теме, составляют  интересные вопросы, (читая «между строк») ,все вопросы передаются в пресс центр, который выбирает  наиболее интересные, а затем группа, выбранная учителем отвечает на вопросы, а остальные, получив эти карточки, вопросы задают.
  • Очень любят ребята работать и в группе , особенно нравится им такой прием, как «Снежный ком». Каждый получает карточку с абсолютно одинаковыми заданиями и решает сначала их в одиночку, потом высказывает свои мысли и выслушивает мысли соседа по парте, затем повернувшись к соседней парте, обсуждают проблему уже вчетвером. Благодаря такому приему каждый получает возможность высказаться, выслушать точку зрения другого, несколько раз прослушать информацию, что очень важно для запоминания.
  • Не менее интересен прием , который называется пазл, при котором каждая группа получает свое задание  и решает только одну проблему, а затем выслушав соседние группы, воспроизводит целостную картину .

Третий , самый болезненный  для пятиклассников вопрос, оценки.  По новым стандартам научить детей  не столько стремиться к пятерке, сколько уметь анализировать свою работу, сравнивать её с эталоном, поэтому они больше приучены к качественной оценке их труда. Согласно ФГОСам самый главный этап урока – это рефлексия. Мы используем следующие приемы:

  • По окончании темы вывешиваются три плаката:

Полеченные знания могу использовать в жизни, так как понял все.

Хочу еще потренироваться

Не могу разобраться, рад любой помощи.

У каждого ребенка  есть небольшая карточка, на которой он пишет свою фамилию и уходя с урока, прикрепляет карточку с фамилией к конкретному листу. Учитель по количеству тех, кто хочет потренироваться готовит дополнительные задания, для тех , кто разобраться не может готовит дополнительные памятки, схемы и подбирает пару из числа тех, кто свободно овладел материалом, чтобы , поработав в паре сильный – слабый ребенок еще раз  от своего сверстника  услышал информацию, задал вопрос, который он может быть боялся задать учителю.

  • Для оценивания , отвечающего у доски, используются карточки сигналы:

Согласен

Не согласен

Не понял, сомневаюсь в правильности

Есть серьезные дополнения

  • Для способа оценивания в тетради использую цветовые сигналы:

Оцените, я все проверил, в правильности уверен

Подчеркните проблемные места, обязуюсь исправить ошибки

Укажите цифрой количество ошибок, сам их найду и выполню работу над ошибками

Пожалуйста не оценивайте работу, дома проверю по словарю, исправлю все ошибки, перепишу весь текст грамотно.

При выставлении отметок каждый ребенок должен знать критерии, по которым его оценивают, делаю специальные плакаты:

Что оценивается в ответе?

  1. Правильность
  2. Полнота
  3. Наличие примеров

Такие критерии  должны быть разработаны для :

  • Устного ответа;
  • Письменного ответа;
  • Для чтения стихотворения;
  • Для решения задачи;

И главное правило, которым пользуются учителя начальных классов: сначала сам ребенок выставит себе оценку, затем одноклассники выскажутся, а учитель только резюмирует, поэтому  дети в начальной школе не спрашивают  : «За что трояк?». , очень трепетно относятся  к баллам , ведь обидно слышать, что к концу 5 класса вместо переживаний кидают на ходу «Да ставьте , что хотите, мне пофиг». В начальной школе такого пофигизма нет.

Возможно учителям среднего звена кажется , что за 4 года мы мало чему научили своих детей, но дай бог вам не растерять то малое, что сохранилось в их головах и душах и не только  сохранить , но и преумножить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Проблемы преемственности между деским садом и школой.

Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы....