Классный час "Цена ломтика"
классный час (3 класс) на тему

Колесникова Ирина Михайловна

познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;

показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsena_lomtika.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час "Цена  ломтика"

Цель: познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;

показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи: обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуация

                                     Ход  классного  часа.

1.Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

2.Вот он - хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

3. В нем здоровье наше, сила,

В нем душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. Слава

Миру на земле!

Слава

Хлебу на столе!

Слава тем,

Кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Учитель. По подсчётам учёных – медиков, взрослый  человек  съедает  в день  около  500 г хлеба, а  при  тяжёлой  работе – до 800 г .В хлебе  много белков,  углеводов, а так же минеральных  солей и  витаминов.

             Во время Великой Отечественной  войны  жителям Ленинграда выпала  страшная  доля – 900 дней  вражеской  блокады. Жители  города  получали  по  125 г хлеба  на  весь  день, но  именно  этот  хлеб  помог  ленинградцам  выстоять и  победить.

         4.    Был хлеб всегда  в  почёте  на  Руси –

             Её  просторов главное  богатство,

             Его  ты  хочешь  цену  знать? –

             Спроси.

             Тебе  ответить  могут  ленинградцы.

            Как  не  хватало  его  во  время  войны. Чтобы  получить  несколько  граммов  хлеба, необходимо  было  отстоять  бесконечные  очереди, держа  в  руках  заветную  хлебную  карточку. Хлеб  с примесью  мякины, сена, соломы, желудей, семян  лебеды  был  таким  желанным

          641 803 ленинградца  умерли  во  время  блокады  от  голода. На  Пискаревском  кладбище – тысячи могил. Около  одной  всегда   много  людей,  они  стоят  и  молча  плачут. На  могиле  лежит ломтик  черного  хлеба, а  рядом  записка « Доченька, если б я могла  дать  его  тогда»

          Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.

5. Нет ничего превыше хлеба.

В нём наш исток и наш итог.

Как будто солнце с неба,

Пшеничный катится поток.

Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе . Это не только продукт питания. Хлеб - наша гордость, богатство, сила…

“Хлеб – дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

Ученики: (Читают наизусть)

6.“Хлеб”

Кто землю сам пахал, тот за столом

Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,

Стянув, на свежей скатерти узлом

В дни страды исхоженные стёжки.

Я тоже в поле вырос и окреп,

Шел не прохожим по родному краю,

И по тому, как люди ценят хлеб,

Себе друзей в дорогу выбираю.

Н.Рыленкова.

7.Хлеб

На свете я видела хлеба немало-

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

И он отдыхал , накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка-

Ни корки, ни крошки , ломоть - до конца.

8. На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его запивали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякишем, с трухой, со жмыхами

Он все же казался желанней всего!

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

9. На свете я видела хлеба разливы:

Мешки , бункера, элеваторы, нивы.

Он золотом лился, волною бежал,

Горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусочек в небрежье-

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье-

Поднять и спасти это чудо земли.

Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей. День и ночь – и в палящий зной , и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и ,наконец, выпечь хлеб. Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб

10.Ладони, пахнущие хлебом.

Кому, какой дается жребий,

Какая песня под луной,

А я взрастал на черном хлебе,

То хлеб земли моей родной.

Его солил я крупной солью

И запивал воды глотком,

С ним по широкому раздолью

Ходил за плугом босиком.

11.Я молотил и веял жито,

За стол садился не спеша,

Я знал : в ржаной ковриге скрыта

Всей доброты земной душа.

Святая мудрость землепашца

В ней навсегда воплощена.

Ни возгордиться, ни зазнаться

Не даст в дороге мне она.

И нужно мне под русским небом,

Чтоб каждый день и каждый миг

Ладони, пахнущие хлебом,

 Я чуял на плечах моих.

Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.

На Невском замерло движенье...

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В ее протянутой руке

Горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин.

И все забывшим равнодушьем...

А женщина держала хлеб.

И с дрожью в голосе шептала:

Кусочек этот бы тогда

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза.

Учитель: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем изобилии хлеба – бояться потерять его.

- Ребята, для чего нужен хлеб? (Ответы учащихся)

Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.

“Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”.

“Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”.

- Почему легкого хлеба не бывает?

       В нашей столовой был проведен рейд по использованию хлеба. Рейд показал, что отходы хлеба минимальные. Но удивило равнодушие учащихся, когда падал хлеб на пол, все проходили мимо и никто не подобрал.

Учитель:

“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.

“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

12.Нужны нам и мясо, и фрукты –

Однако, коль строго судить

Жить можно без многих продуктов –

Без хлеба вовек не прожить

Всему голова и основа

В нем труд хлеборобов, их пот

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.

13.Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.

К.Мусорни.

Учитель:

- Как чествуют дорогих гостей?

Дорогих гостей встречают с хлебом и солью, молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в опару.

С хлебом человек рождался, с хлебом жил.

Давайте осуществим 1 из заповедей: вручим каравай нашим гостям.

“Каравай”

14. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -

Перед нами каравай с корочкой душистой!

Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –

Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.

Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,

Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.

Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,

Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!

Учитель: Я вам советую выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд.

Запомни же как  дважды  два,

Народной  мудрости  слова:

«Кто  хлебушком  не  дорожит,

Тот  мимо  жизни  пробежит»

И  если  ты  не  глух,  не  слеп, Цени  народный,  трудный  хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цена ломтика.

Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как  приходитЭт...

Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"

Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...

"Цена ломтика"

Углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...

Классный час "Цена ломтика". 3 класс.

Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...

Классный час "Цена ломтика"

Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.Задачи урока:1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.3. Сп...

Классный час "Цена ломтика"

Занятие помогает расширить знания о пользе хлеба, о его ценности. о тяжёлом труде хлебороба...

«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся

laquo;Цена ломтика» тематический классный час для учащихся...