Воспитательная работа в начальных классах .
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Тропина Ольга Владимировна

   Современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Воспитательная работа в начальных классах .

   Современное развитие средств массовой информации и коммуникации резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В результате этого на детей обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующий насилие, вседозволенность, бескультурье и аморальность. Детские фильмы насыщены стрельбой, дракой, убийствами и жестокостью. Да и каждый выпуск новостей не обходится без сводки убийств, терактов и прочих катастроф. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.

     Родители, занятые работой, в погоне за высокой зарплатой порой забывают о своих детях. Вместо бесед с детьми, они предпочитают просмотр фильмов, пропагандирующих насилие и различные развлекательные шоу-программы. Учащиеся предоставлены сами себе и их воспитание проходит вне дома. Раньше, когда существовали Дворцы пионеров, спортивные и творческие секции и кружки, школьники могли выбрать себе занятие по душе. А это один из важнейших факторов социализации ребенка, инструмент, позволяющий решать сложнейшие педагогические задачи. Конечно, существуют сейчас платные кружки, секции и бассейны, но не все родители могут позволить себе оплачивать эти занятия. И детям приходится самим искать себе развлечения.     Улица – не самый лучший наставник, но выбирать не приходится, здесь правила игры подсказывает сама жизнь, т.к. выживает – сильнейший. Жизнь ребенка на улице негативно воздействует на формирование его личности, разрушает здоровье, вовлекает в противоправную деятельность.

   Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение. Сейчас основная забота молодых родителей - чтобы их ребенок был сыт и одет, а воспитывать и обучать должны в детском саду и в школе.

Школа старается многое сделать для детей, но нужна и помощь родителей. Учителя просто не успевают сеять «разумное, доброе, вечное». Они практически все свое время тратят на то, чтобы уменьшить то влияние, которое оказывает на детей улица. И все же только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.

Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средней общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).

Важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета возрастных особенностей учащихся.

  Став школьником, ребенок психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Требования в семье вольно или невольно соотносятся с его индивидуальными способностями, так как хорошо известны возможности ребенка. В школе требования едины для всех. Новая социальная ситуация проявляется в ужесточении, стандартизации условий жизни ребенка, и, безусловно, является для него стрессогенной. В большинстве случаев формировавшаяся в течение всего периода дошкольного детства психологическая готовность к школьному обучению дает возможность приспособиться к новым условиям. Однако у некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Ребенок боится не справиться с предъявляемыми требованиями.

Все это отрицательно сказывается на нервной системе школьников Предотвратить такое развитие событий –задача педагога. Учитель в начальной школе становится не просто значимым взрослым, а «центром вселенной» школьного пространства. И большая удача для детей, если стилем общения между ними и педагогом будет демократический стиль, подразумевающий дружественное взаимопонимание, сотрудничество, обеспечение активной позиции, нравственных установок ребенка. Но этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, высокого профессионализма. Таких педагогов, разумеется, не хватает, особенно в последние годы.Поэтому нередко в поведении учителя преобладают черты авторитарного стиля, когда педагог, жестко поставив дисциплину в классе, манипулирует им, требуя неукоснительного подчинения, отводя ребенку пассивную позицию, подавляя инициативу, лишая возможности осознать свои права и обязанности как школьника и выработать навыки поведения. Другая крайность-антиавторитарный стиль, когда на уроке отсутствует как квалифицированно организованный учебный процесс, так и дисциплина.

  Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, сегодня остается образовательное учреждение (в данном случае – школа), становящееся носителем воспитывающей среды. Воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на формирование у детей основ нравственного здоровья - гуманного отношения к миру, природе, людям, на поддержание, стимулирование и развитие стремления детей к красоте и творчеству.

  Образование рассматривается сегодня как учеными педагогами, так и педагогами практиками в качестве единого целостного процесса, который невозможно разделить на обучение и воспитание. В прошлом остался «знаниевый» подход в образовании. Образование уже не считается «подготовкой» к жизни. Урок в качестве составляющей части образовательного процесса рассматривается как часть истории личностной судьбы ребенка, протекание 45-минутного момента жизни.

  Большую роль в идейно-нравственном формировании личности, в ее гармоничном развитии играет литература. Сегодняшние школьники читают меньше. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Патриотизм, любовь к народу, уважение его культуры всегда отличали выдающихся представителей отечественной словесности. Литература - это учебник жизни и побудитель к духовной работе.

  Еще К.Д.Ушинский советовал растить детей на произведениях русского народного творчества, с помощью которого ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обрядами и обычаями, познает язык, приобщается к миру прекрасного, учится распознавать добро и зло, помогать и защищать слабых, воспитывать в себе силу воли и стойкий характер. Сказки, былины, сказания, мифы и легенды наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии.

  Энциклопедия, в отличие от хрестоматии дает не только тексты, но и показывает, как донести до ребенка тот или иной художественный образ. Например, автор предлагает сравнить стихи, одинаковые по сюжету, но разные по настроению (А.С.Пушкин “Зимняя дорога” и А.Фет “Чудная картина”).

  Так, постепенно в духовный мир детей вводят произведения классиков русской поэзии. Мощный толчок духовному и социальному развитию дает детская поэзия: А.Барто, Е.Благинина, С.Михалкова, и др. Дети младших классов с удовольствием читают эти книги, учатся сопереживать их героям.

   Но только научить ребенка правильно и быстро читать - этого мало. Нужно, чтобы он понимал и запоминал прочитанное, мог анализировать. А умение анализировать развивается в непосредственной практике аналитических мыслительных операций.

   Чтение – процесс сложный, творческий. Умение читать – не только сумма правил и знаний, усвоив которые, станешь квалифицированным читателем. Нет, этого мало. Необходимо обладать еще способностью творческого чтения, уметь эмоционально воспринимать прочитанное, анализировать его и сопереживать героям. Только читатель с развитой способностью к творческому чтению может постичь все нравственно-эстетическое богатство.

    Реализация воспитательных возможностей произведений художественной литературы непосредственно зависит от воспитанности читателя, от уровня его читательской культуры. Главная задача методики изучения литературы в школе и руководства внеклассным чтением учащихся состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику стать активным, творческим читателем, научить его искусству читать, ведь только на этой основе формируется духовная и нравственная зрелость - основа учебно-воспитательной работы. Необходимо подобрать те книги, которые подтолкнут готового ученика к дальнейшему изучению и не отобьют у остальных желания читать.

    При отборе произведений, его объемов, методических приемов, продолжительности занятий должен учитываться возраст читателя и его читательский опыт.

 Ученикам младшего школьного возраста доступно эстетическое, творческое усвоение художественных произведений, они могут сопереживать героям, соглашаться и не соглашаться с линией автора, иметь и отстаивать свою точку зрения, фантазировать, мечтать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Воспитательная работа в начальных классах

Создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития...

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...