Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

 РАССМОТРЕНО                                                                      СОГЛАСОВАНО                                Приложение к образовательной программе, введённой в действие

  на заседание кафедры начального образования                             Зам.директора по УВР                               приказом № __________

 протоколом №____                                                                             _____________/Е.А.Зверева/                     «__»__________  2016г

 «__»__________  2016г                                                     «__»__________  2016г

 __________/Н.А.Терёхина/

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«Умники  и умницы»

для 4 а класса

Программа: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам»

Составитель:

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

учитель начальных классов

2016 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  6  до  10  лет. Для проведения занятий кружка предлагается учебно-методический комплект, состоящий из: двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие -- О. Холодова Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных способностей / Рабочая  тетрадь на печатной основе для 4 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига;  методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради-- О. Холодова Юным умникам и умницам : Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / Методическое пособие, 4 класс.– М.: Росткнига

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика.

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.  Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий,  которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

        Данный систематический курс создает условия для реализации у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Место учебного предмета  в учебном плане.

                  Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану из расчёта 1 час в неделю,

            16  учебные недели  (16 часов).

Ценностные ориентиры содержания.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание учебного  предмета

1.     Развитие внимания – 11 часов

           В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны  научиться:

- управлять вниманием – переключать и распределять его;

- наблюдать;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать несколько предметов

2.     Развитие памяти – 10 часов

           В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться:

- оперировать своей памятью;

- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

- полно и точно воспроизводить полученный материал;

- чётко и последовательно излагать свои мысли;

3.     Развитие мышления – 10 часов

           В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться :

- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

- выделять признаки предметов;

- разбивать предметы на группы по заданным признакам;

- определять несколько вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов;

- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

- разбивать предложенное множество фигур на несколько подмножеств по значениям разных признаков;

- уметь выбирать понятия и давать им определения;

- отличать суждения от других предложений;

- уметь обобщать и делать выводы

- владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- решать несложные логические задачи.

4.     Развитие и совершенствование воображения  –  4 часов

           В результате занятий по развитию внимания обучающиеся должны научиться :

- дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий до какого-либо изображения;

- выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого;

- выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур.

Рекомендуемая  модель  занятий  такая:

«Мозговая  гимнастика»  (2   минуты)

Разминка  (3-5  минут)

Тренировка  и  развитие  психических  механизмов,  лежащих  в  основе  познавательных  способностей,  -  памяти,  внимания,  воображения  (10  минут)

Гимнастика  для  глаз  (1-2  минуты)

Логически – поисковые  задания  (10  минут)

Веселая  переменка  (2-3  минуты)

Нестандартные  задачи  (10-15  минут)

Задачи,  предлагаемые  на  этом  этапе,  различаются  не  только  по  содержанию,  но  и  по  сложности.  На  каждом  занятии  обязательно  проводится  коллективное  обсуждение  решения  задачи.

Учебно – методическая литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Холодова  О.  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей/Методическое  пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.

Предметные результаты

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.

Календарно-тематическое планирование

Тема  урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

2

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

3

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задание по перекладыванию спичек.

1

4

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

6

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

7

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

8

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

9

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

1

11

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

15

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....

Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...