Устный журнал «Эта чудесная Барто»
методическая разработка по чтению по теме

Устный журнал "Эта чудесная Барто", посвящённый 110 летию со дня рождения поэтэссы. Хорошая форма проведения как урока, так и внеклассного мероприятия в рамках недели "Литературного чтения" в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_eta_chudesnaya_barto.docx260.7 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Эта чудесная Барто»

Цели:

  1. познакомить учащихся с творчеством А. Л. Барто; 
  2. воспитывать любовь к чтению, гуманность, бережное отношение к окружающим вещам;
  3. развивать мышление, речь, память, внимание, сценические умения, умения держаться на публике, коммуникативные умения, личностные умения

Оборудование: книжная выставка произведений А. Л. Барто, детские рисунки,  портрет А. Л. Барто, детские игрушки (мяч, медведь, зайка, грузовик, кораблик, самолёт, слон, лошадка, бычок), к празднику дети заранее учат стихи А. Л. Барто.

                                                   Ход устного журнала

                                                 Дети рассаживаются в зале

- Дорогие ребята, сегодня у нас праздник! Мы с вами пришли в гости к  замечательной детской поэтессе Агнии Львовне Барто. Многие её стихи знакомы  нам с раннего детства и даже став, взрослыми мы хорошо их помним.

Слайд 1

Наш праздник пройдёт в форме Устного журнала, который называется «Эта чудесная Барто»

Слайд 2

Первая страничка нашего журнала «Семейная»

Портрет Агнии Барто.

Слайд 3

Ведущая. А. Барто  родилась 17 февраля 1906 года, в Москве, в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец.

 Слайд 4

О своем детстве она вспоминает так:

«Родилась я в Москве в 1906 году, здесь училась и выросла. Пожалуй, первое впечатление моего детства – высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди, привлеченные музыкой. Мой отец был ветеринаром. Он очень любил произведения Крылова и часто читал мне, маленькой, наизусть его басни. 
Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня читать по книжке Льва Николаевича Толстого с крупным шрифтом. Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии».

В детстве Агния Львовна увлекалась музыкой. Ее отец мечтал, что бы дочка стала балериной. Но балериной она не стала, хотя и закончила хореографическое училище. Ее к тому времени уже увлекла литература. Когда ей было 19 лет, ее стихи стали печатать. Любовь к художественной литературе она перенесла через всю жизнь. Эту любовь ей привил отец. Он всегда ей дарил книги. Самым честным, справедливым ценителем её первых стихов был отец. Он и сам очень любил читать, знал много наизусть.
Однажды на праздничном вечере в хореографическом училище Барто прочитала
своё грустное стихотворение «Похоронный марш», а народный комиссар
просвешения  А.В. Луначарский,  присутствовавший на празднике, посоветовал ей
писать весёлые стихи для детей.

Слайд 5

Ведущая: Прошло уже   110 лет с ее рождения, а стихи Агнии Львовны знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти дети вырастают, и уже их дети будут слушать и повторять.

Слайд 6

Вторая страничка нашего журнала «Поэтическая»

Слайд 7

Уже в 1925 году, когда Барто было всего 19 лет, вышла её первая книга, в
которую вошли 2 стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка – воришка». В 1928 году издаётся сборник «Братишки», в который вошли стихи о детях и их проделках.

C:\Users\Lenovo\Desktop\2.jpegC:\Users\Lenovo\Desktop\3.jpg



В стихотворениях А. Л. Барто созданы сатирические и юмористические образы  
детей, высмеиваются разнообразные недостатки. Эти стихи вошли в сборник «Мальчик наоборот», вышедший в 1934 году.
И сейчас мы прослушаем некоторые из них.
«ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ». 2 класс Кириенко Юлия, Прохоренко Екатерина

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки.        

- Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.        

 

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.        

 - Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.        

 

- Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги - как у негра.

 - Я на солнышке лежала,

Пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.        

  -Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.        

 Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка:

- Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

- А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.        

 Оттирали губкой нос -

 Разобиделась до слез:

-Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

- А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ        

 Отмывали полосы -

Кричала громким голосом:

- Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

- А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.        

  - Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.


«Любочка» (1940 г.) 1 класс Зинько Александра

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.


 Слайд 8

В 1936 году издан знаменитый цикл миниатюр «Игрушки» -и по сегодняшний день это самое известное произведение.

«Цикл «Игрушки» 1 класс

 

«Мишка» Романов Вячеслав

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.

«Зайка» Кравченко Снежана

Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался Зайка.
(далее дети продолжают хором)
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

 «Бычок»      Веер Андрей

Идёт Бычок качается,
Вздыхает на ходу -
(далее дети продолжают хором)
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!».

«Самолёт» Баранков Константин

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
«Кораблик» Чирков Андрей

Матросская шапка, верёвка в руке.
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!»

«Слон» Зинченко Елизавета

Спать пора. Уснул бычок-
Лёг в коробку на бочок.
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон.
Он слонихе шлёт поклон.

«Грузовик»  Тимошенко Роман

Нет, напрасно мы решили 
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
 

«Лошадка» Андреев Евгений

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик 
И верхом поеду в гости.

« Козлёнок»   Сапарова Зайнура

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.

Слайд 9

Стихи А. Барто воспитывают в человеке с самого раннего детства любовь к окружающим, любовь к животным, к родной природе. В стихотворении « СНЕГИРЬ»  (1939 г.) герой, поражённый красотой снегиря, старается стать «хорошим», чтобы родители согласились  
купить ему птицу.
 

Аудиазапись


Слайд 10

Первым мужем Агнии Барто был поэт Павел Барто.  В 1927 году у них родился сын Эдгар (Игорь), который трагически погиб в 18 лет.  Второй раз писательница вышла замуж

за известного теплоэнергетика Андрея Щегляева. Вскоре у них родилась дочь Татьяна.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов:

Слайд 11

«Вовка – добрая душа». Послушайте стихи из этого цикла:

«Вовка – добрая душа», Чеснокова Алина

«Как Вовка стал большим», Фофанова Полина и Филимонов Данила

«Про Вовку, черепаху и кошку».

Слайд 12

Третья  страничка нашего журнала «Музыкальная»

  1. Музыкальная страница. (4 слайд презентации «Устный журнал»)

         Ведущий. Стихи Агнии Барто полюбили не только дети, но и взрослые. А композиторы написали музыку на некоторые стихи А.Барто. Сейчас вы послушаете весёлую, задорную песню «Любитель-рыболов». Музыку  к ней написал М. Старокадомский (звучит песня).

Ещё одна известная «Песенка про Петю» о том, как не надо себя вести. Музыка Д.Кабалевского, стихи А.Барто (звучит песня). 

Слайд 13

Четвёртая  страничка нашего журнала «Театральная»

Инсценировка  стихов А. Барто       

  Ведущий. Некоторые стихи Агнии Львовны Барто легко превратить в инсценировку. Посмотрите стихотворение «Два снежка» (инсценировка). 

        Ведущий. Есть у Агнии Барто книга, написанная вместе с Риной Зелёной. Называется она «Пёстрые страницы». В самом начале книги помещён «Словарь Вежливого человека».

С ним вас познакомят ребята из ____класса. (Дети выходят парами. У одного на плакате буква,  у другого – слово).

Ведущий: Некоторые стихи Агнии Львовны Барто  легко превратить в инсценировку. Посмотрите, как это получилось у… со стихотворением « Два снежка». 3 класс

( На сцену выбегает мальчишка, одетый по зимнему, прячется, трет руки, дует на них, согревая, оглядывается: « Никого!». Затем  обращается к залу.)

Погода снежная была

Отличная погода.

Швырнул снежком из-за угла

Я прямо в пешехода!

( Смеется)

Он рассердился, поднял крик,

(Дальше читает как бы передразнивая)

Что снег попал за воротник,

Что так нельзя, что стыдно так,

Что к людям я не чуток,

Подумайте, какой чудак:

Не понимает шуток!

( Довольный, прохаживается, напевает)

Погода снежная была,

И мне гулять охота,

Охота….охота….

( кто-то бросает в него снежок)

Ой!…Вдруг снежком из-за угла

В меня швыряет кто-то….

(Отряхивается, поёживается).

Снег тает под воротником,-

Я простужусь, пожалуй!

Швырнул мне в спину снежный ком

Какой-то глупый малый.

(Кричит в сторону,откуда прилетел снежок)

Он просто трус!… Он озорн-и-ик!

И человечек нечуткий!…

( жалобно зрителям)

Бросать снежки за воротник-

Какие ж это шутки!

( Махнул рукой и ушёл понуро)

Посмотрите еще одну инсценировку. Она называется:

 

« Как растут слухи, или Как делают слона из мухи». 4 класс

1-й.- Ты слышала? Нам чукотские ребята прислали посылочку в ящике:

четыре пары варежек меховых с бисером и кусочек бивня мамонта из бухты Провидения.

2-й. – Слыхала? Нам из бухты Провидения скелет мамонта прислали в четырех ящиках, Скоро будут ящики открывать.

3-й. – Ты слышал? Нам будут мамонта живого показывать из бухты Провидения.

  • Кто тебе сказал?
  • Витя Хохлов.

4-й. – Ребята! Слыхали, что сегодня  было? Хохлов сидит у речки, вдруг видит привидение – мамонт идёт живой. А Хохлов знает, что мамонты все вымерли. Он так испугался, что с бухты- барахты чуть в реке не утонул? Слыхали?

Слайд 14

Пятая страничка нашего журнала «Иностранная» 

  Слайд 15

 Ведущий. Агния Барто встречалась не только с детьми нашей страны. У неё были встречи со своими маленькими читателями и из других стран. Писательница читала им свои стихи. А некоторые дети читали ей свои. 

Эти стихи вошли в сборник  «Переводы с детского», изданного в Висбадене (Федеративная Республика Германии) в 1958 году в перевод  А. Барто.

Сегодня дети прочтут из этой книги несколько стихотворений, которые А. Барто перевела на русский язык с языков разных стран мира.

 «Африканский танец» 4 класс

Бьют тамтамы, бьют тамтамы,
Пляшут дети, папы, мамы...

Если в звуках рокотанье,
Тихий плеск речной волны,
Мы танцуем под тамтамы
Плавный танец тишины.

Если звонко, в бурном ритме
Разговор ведёт тамтам:
- Ты танцуй! - он говорит мне,
Он как будто пляшет сам.

Бьют тамтамы, бьют тамтамы,
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики
Пляшут, на ногу легки.

Бьют тамтамы, бьют тамтамы...
Кончен день счастливый самый.
Но, хотя замолк тамтам,
Ходит музыка тамтама
Вслед за нами по пятам.

От имени Джонсона Уиснант, ему 14 лет. 

«Собака и крокодил» 3 класс Белькевич Юлия

Однажды собака
Бежала к реке
И вдруг увидала
Бревно вдалеке.
Залаяла громко
Она на бревно...
Оно шевелится!
Живое оно!
Приблизиться страшно
К такому бревну!..
А это лежал,
У реки крокодил.
Испуганный лай
Его вмиг разбудил,
И, в воду скатившись,
Ушёл крокодил.

Собака у берега
Долго бродила:
Наверно, искала
Следы крокодила.

От имени Чарльзетты Мур 9-ти лет.

«В большом гнезде на деревце…» 2 класс Иванова  Софья

В большом гнезде на деревце

Птенцов не сосчитать.

Их накормить надеется

Заботлиная мать.

Их много, их одиннадцать!

Их ротики разинуты.

Пищат сынки и дочери,

А мать вокруг снуёт

И, по порядку, в очередь,

Им гусениц суёт.

Когда детей одиннадцать,

И ротики разинуты,

И каждого корми -

Не так легко с детьми!

Но вот закрыты ротики,

И вся семья сыта,

А мамин хвост коротенький

Торчит из-под куста.

Стихи Дитыра К. (6-ти лет) в моём вольном переложении

Слайд 16

Шестая страничка нашего журнала «Общественная»

Слайд 17

Когда началась Великая Отечественная война, Агния Барто жила в Свердловске, продолжала работать, писала военные очерки, статьи, стихи, часто выступала по радио.

В 1942 году Барто работала на Западном фронте корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

«Мой ученик»

Узнал я утром,

До гудк а,

Что мне дадут

Ученика.

 

Все время думал я

О нем,

Как мы работать

С ним начнем...

 

Узнаю,

Сколько парню лет,

В футбол играет

Или нет.

 

Я сам недавно

За станком,

Я тоже был

Учеником.

 

Пришел я тихонький такой,

Боялся суппорт взять рукой;

Не знал сначала,

Где стоять,

Какую тронуть

Рукоять.

 

Я успокою новичка,

Ведь он неопытный пока.

Скажу, похлопав по плечу:

«Тебя работать научу!»

 

И вдруг

Приводят мне вчера

Старуху

С нашего двора.

 

 

Я с ней знаком

Давным-давно —

Я к ней мячом

Попал в окно.

Потом ходил за ней

Как тень,

Извинялся

Целый день.

Степан Петрович,

Управдом,

Уговорил ее

С трудом.

 

Теперь пропал я

Все равно...

Она явилась в цех.

Сейчас расскажет

Про окно

И осрамит при всех.

 

Сказал я:

— Встаньте за станок.—

Она в ответ:

— Иду, сынок.

 

Смотрю — старуха молодец:

Сама берется за резец,

Сама включает самоход

И стружку правильно берет.

 

Она совсем

Не так стара,

Старуха

С нашего двора.

 

И все ребята

Говорят:

— Ей можно дать

Второй разряд.

В послевоенные годы публикуются новые сборники Агнии Барто, такие как "Веселые стихи",  "Стихи детям", "Первоклассница".

Совместно с А. Л. Барто и даже по её стихотворениям создавались детские кинофильмы:
«Подкидыш» (1939г.), «Слон и верёвочка»(1946 г.), «Алёша Птицын вырабатывает  
характер» , «Десять тысяч мальчиков».

Слайд 18

После Великой Отечественной войны в 1947 году важное место в творчестве А.Л. Барто
занимал проект «Найти человека». В течение 9 лет она была бессменным ведущим радио -  передачи «Найти человека». В адрес этой передачи шли письма от людей, которые  
потеряли своих родных во время войны. В этих письмах было лишь одно общее желание:
найти человека. За время существования этой радио передачи удалось воссоединить 927 семей.
Эта радиопередача нашла продолжение в поэме «Звенигород» (1966г.), где
изображена жизнь детей в детском доме.

Слайд 19
После Войны А.Л. Барто продолжала заниматься общественной деятельностью. А.Л. Барто часто можно было увидеть среди детей. Она посещала школы. Присутствовала на уроках , встречалась со своими читателями в детских  библиотеках.  

Слайд 20

Часто приезжая на  выступления Агния Барто предлагала: «Уважаемые дети, -  я прочту лишь только первую строчку, а вы сами продолжите остальное». Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

Ею было написано множество послевоенных стихотворений:
1968 год – цикл «Я расту» («С УТРА НА ЛУЖАЙКУ»).
                                            (« В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА»).

1975 год – пьеса «В порядке обмана»

Некоторые из них мы сейчас послушаем в исполнении ребят.
1 класс -  «Как то раз под Новый год» Гладкова Мария

2  класс -  «В школу» Нарватова Софья

                  «Игра в стадо» - Терзицкая Алиса»

3 класс – «Жил на свете самосвал» Мартиросян Левон

                «Маляр» - Матушкин Максим

                 «Мы с Тамарой ходим парой» - Иванова Диана

                  «Верёвочка» - Лупачёва Карина

4 класс – «Очки» -

                 «В театре» -

Слайд 21

Седьмая страничка нашего журнала «Заключительная»

Слайд 22

Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель Агния
Львовна Барто в 1972 году стала лауреатом Ленинской премии..

Слайд 23

Ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Общий тираж её книг превысил 300 млн. экземпляров; они издавались более 400 раз, переведены на все языки народов России и многие иностранные языки.
Агния Барто была одной из самых популярных и любимых читателями детских поэтов

В течение многих лет поэтесса возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.

В 1976 ей была присуждена Международная премия имени Андерсена

Слайд 24

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям.

Итог:

- С творчеством какого поэта мы познакомились сегодня?
- Что вы узнали о творчестве Агнии Львовны Барто?
- Какие стихи А.Барто вам понравились?
- Хотели бы вы почитать, выучить наизусть другие стихи А.Барто? (они есть в  
книгах, сборниках, которые можно найти дома, в библиотеке, у друзей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

Устный журнал "Расти здоровым"

Разработка внеклассного мероприятия по ОЗОЖ для обучающихся 4 класса, УМК любой....

"Дети военной поры". Устный журнал.

Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно....

Устный журнал "Друзья Мойдодыра"

Разработка устного журнала для учащихся начальной школы по правилам личной гииены...

Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"

Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....

Устный журнал " Чудесная математика" ( 2 класс)

       Математика - светило  всех  земных  наук. Этот  материал  устного  журнала  "Чудесная  математика" (для  2  класса) ...