Открытое мероприятие "Надя Рушева и её Пушкиниана"
классный час (3, 4 класс) на тему

Криворучко Светлана Анатольевна

Материал о девочке-художнице

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надя  РУШЕВА и её Пушкиниана

Девочка Жизнь

Библиотекарь:                         

Недетский почерк детского рисунка,

Пера разбег – как будто взмах крыла

Певучих линий тоненькие струйки, звенят, срываясь с кончика пера

Вальсирует свободно по паркету

Листа рука

Душе дар Бога дан

Предвидеть,

Проступают силуэты

Сквозь плотный белый ватмана туман

И очертанья чудного мгновенья

Встают из пепла, возвещая вновь, что живы божество и вдохновенье.

И вечны жизнь, и слёзы, и любовь..

Нам сквозь туман неверья и сомненья,

Из тайников бессмертного вчера,

Протягивает вечно юный гений

Нить Ариадны с кончика пера

(Во время чтения просмотр слайдов с рисунками

Н. Рушевой из «Пушкинианы»)

- Сегодня  мы продолжаем  цикл бесед о людях ушедшего ХХ века.

Ребята из 4 «В» ознакомили нас с биографией и творчеством Сергея Есенина. А мы хотим рассказать о девочке, юной художнице Наде Рушевой, изображавшей друзей, родных Пушкина.

(На слайде автопортрет  художницы)

Вед. уч.Об этой девочке говорили : «Самая молодая из великих и самая великая из молодых»

        А прожила она 17 лет и 36 дней. Разве это путь человеческий?

Перед вами её портрет, нарисованный автором.

Прямые черные волосы, восточные глаза. В них бьётся какая-то тайна. Глаза побеждают всё лицо. А в жизни она носила очки и не очень доверяла своей внешности.

(На слайде портрет  художницы)

Уч.        Родилась она 31 января 1952 года в столице Монголии Улан-Баторе, где жили в посёлке её родители. Отец Нади, Николай Константинович Рушев  -  театральный художник. Мать,  Наталья Дойдаловна – солистка балета Тувинского театра, в Монголии работала педагогом-балетмейстером. Девочку назвали Найдан, на древнетибетском наречии это значит,  «вечно живущая».

 Уч.        Уже в августе 1952 года Рушевы переехали в Москву. Надя ходила в детский сад. Как большинство детей, она пела песенки, декламировала стихи, очень любила танцевать, лепить фигурки из пластилина. Дома училась немного музыке. До школы девочка не умела читать, но опять-таки как все дети, обожала, когда ей читали. И тут же принималась рисовать – фантазировала на бумаге обо всём, что только что услышала.

Не всегда знала, что у неё выходит, приговаривала: «Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Это печка. А Емелька две подушки положил и ушёл…».

(На слайде портрет  художницы за работой с фразами из её дневника:)

Уч. В первом классе Надюшу начали учить писать авторучкой. Сначала она выводит палочки, потом буквы. Потом стала рисовать ручкой. С этих пор и на всю жизнь – перо сделалось для неё самым любимым рабочим инструментом.

Уч. Из к/ф: «Рисовать? Просто потребность такая. Иногда так охота забросить         всё- всё и рисовать, рисовать, рисовать. Сколько хочешь и что хочешь. Когда начинаешь рисовать по заданию, всегда что-нибудь не так…»

        Уч.   Она была свободной, открытой, независимой. Ощущение жизни как чудо. Каждое мгновение – драгоценно.

        Не пользовалась карандашом, резинкой. Не признавала черновиков. Буквально страдала, когда что-то отбирало её время.

(На слайде  фразы из её писем друзьям)

В письмах:              «А день был такой чудесный. Отвратительное сознание,                                             что теряю его с утра»

          «Как глупо пропало воскресенье»

        «Чудаки:  живут в столице, а богатствами не пользуются»

        (- это про тех из класса, которые не любит ходить по музеям)        

                Уч. Она всё-таки вытаскивала ребят на экскурсии и была сама гидом. Она выпускала «колючую стенгазету», рисовала возвышенные виды скук: скука постная, скука сытая, скука задумчивая. Участвовала в школьных КВНах, оформляла вечера. И все рисунки сама приносила, уносила. И не единого упрёка, что ей не помогают одноклассники.        

                Уч.«Всё сделает, а потом как-то умудрится уйти в тень, - вспоминала одноклассница.

                Уч.Как была Надя потрясена, когда один мальчишка заявил : «Плевать мне на ваш класс».

                Она не представляла жизни без других, недоумевала и жалела таких людей.

Уч. В июне 1967г.  Надю послали в Артек. Там появилась у неё первая настоящая подруга из Павлодара – Оля. Для сосредоточенной, погружённой в свой мир девочки,  это было чрезвычайно важно. Недаром на вопрос: «Ваше представление о счастье?» - она отвечала: «Дружба». Одной из любимых её песен  была песня В. Высоцкого «Песня о друге»

(Исполнение песни под фонограмму)

Уч. В семь лет создала она свой первый «графический цикл».В  маленьком альбоме (а у неё их было множество) нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане», которою много раз читал ей папа.

Уч.        А в 8 лет – новая серия о подвигах Геракла. Она появилась после того, как родители прочли ей книгу Куна «Легенды и мифы Древней  Греции».

Уч. Свой первый автопортрет Надя сделала тоже в 8 лет. Рядом с собой она нарисовала листок с изображением Буратино и – почти как символ профессии – стопку своих любимых альбомов

Уч. Именно в это время родители обратили на рисовальную страсть девочки, почувствовали, что это не просто, столь обычное для ребёнка, желание выводить на бумаге «каляки - маляки» .

Уч. Каждый день, вернувшись из школы, она садилась за листочки, самозабвенно погружаясь в мир фантазии. Без этого она уже не могла жить

(слайд со словами)

        Уч. С1962 года Надя начала заниматься во Дворце пионеров на Ленинских горах. Более пяти лет ездила она туда на консультации к прекрасному педагогу Людмиле Александровне Магницкой

Когда Наде исполнилось 11 лет, в её жизни произошла замечательная встреча. Она попала в мастерскую одного из прекраснейших наших скульпторов и графиков – академика В.И. Ватагина. С этих пор между девочкой и старым мастером (Ватагину было уже далеко за 80) возникла доверчивая нежная дружба.

Учитель . Конечно, у неё был сильный, оригинальный талант. Но дело не только в этом. Словно сама жизнь полюбила девочку, улыбалась, радовалась, своей избраннице.

Сейчас, по прошествии времени, кажется, что существовала какая-то цепь счастливых совпадений случайностей (или закономерностей?) в судьбе маленькой Нади…

Под Новый 1964 год на работе у её родителей устроили маленькую выставку : «Рисуют наши дети». Там было представлено несколько Надиных рисунков. Их увидел корреспондент журнала «Юность», отвёз их редактору Б.Полевому. Изумлённый Полевой показал композицию Льву Кассилю. И вот – первая большая персональная выставка в редакции «Юности». Демонстрировалось 160 работ Нади. А в августовском номере «Юности» появилась статья: «Выставка, каких не было»

Разговоры и слухи о 12 летней Наде Рушевой,  наделённой удивительным даром, быстро распространились по Москве. И ещё, и ещё – восторженные слова, благодарные записи в книге отзывов.

Многие Надины работы экспонировались в США, Италии, Индии, Японии, Монголии…

Чем старше становилась Надя, тем больше требовала от себя. Очень важная веха в короткой её жизни – счастливое лето 1968 года.

За короткую свою жизнь она создала свыше 10 000 рисунков.

В 12 лет она уже сложившийся мастер. Надя обладала врождённым чувством рисунка. Она никогда не делала набросков, не пользовалась карандашом, резинкой. Её упругая, лаконичная, единственно верная линия рождалась сразу, как будто девочка обводила контур модели.

Уч.        Надя читала произведения очень многих классиков,  но  самым любимым, «самым родным», как она говорила, был для неё Пушкин

        Послушаем Надю.

Уч. «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время. Просто то, что я в данный момент чувствую, своё отношение к этой вещи. Потом, когда научилась читать, делала рисунки к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Евгению Онегину».

Уч. Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми рисунками Нади Рушевой из её Пушкинианы, выставка которой  находится  во Всесоюзном музее в Ленинграде.

        1 уч. Грациозная черноволосая женщина высоко подняла младенца, как будто протягивает его людям, миру, судьбе.

        «Вот он XIX век!» - называется эта графическая композиция

        на руках юной Надежды Осиповны Пушкиной её годовалый сын Саша.

        Мальчик подрос: ему уже 4 года. Кудрявый увалень в коротенькой курточке, он азартно спорит со своей сестрёнкой.

2 уч. И вот уже отрочество, Лицей, друзья. В ряд стоят высоконькие подростки в форменных мундирчиках.

        Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Они замерли как солдатики по стойке «смирно». Но их мальчишеские лица насмешливы, их взгляд смел и независим. Недаром композиция называется «Лицеисты-вольнодумцы»

3 уч. Снова Саша и Оленька, ещё через несколько лет. Он похудел, вытянулся. Но так же задумчив и чист его профиль, те же надутые губы и горячие быстрые глаза.

        А тоненькая, как струнка, барыня, немного угловатая, немного манерная, рассудительно, совсем как взрослая, читает братцу наставления.

4 уч. Ещё один маленький Пушкин. Глубоко задумавшийся, он сидит на земле и рассеянно покусывает травинку – «Мечтает в садах  Юсупова»

5 уч.                                                        6 уч

Мечты, мечты,                                Исчезнул он

Где ваша сладость,                        Весёлый сон

Где ты, где ты                                И одинокий,

Ночная радость.                                Во тьме глубокой                                                                                        Я пробуждён!

7 уч. Наталья Николаевна. Госпожа Пушкина, жена поэта. Она очень красива. И во всём её облике есть что-то поэтическое.

Дворянка, красавица, наконец просто… жена Пушкина!

8 уч. Вот он сидит за обеденным столом, даже держит одного малыша на руках и кормит его из ложечки…

9 уч. А последний рисунок с детьми – это он уже лежит умирающий, и детей привели к нему, чтобы он их благословил. Они были маленькие тогда, ещё ничего не понимали.

Рисунков у Нади было много, более семидесяти. В её папке лежали ожившие лицеисты: Александр Пушкин, долговязый, смешной и благородный Кюхля, Жанно Пущин, Антон Дельвиг в очках.

Заболевший Пушкин, полусидя в постели, читал окружающим его свои стихи.

Учитель . Для Нади Пушкин, и его эпоха, и его герои –  реальность такая же близкая, как жизнь своего класса или своей семьи.

Уч. В конце февраля Надя поехала в свой любимый Ленинград – сниматься в фильме, создаваемом студией кинохроники.

(слайд со словами)

«Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке…и всё это можно рисовать сколько душе угодно. Хожу по улицам с альбомом, и просто плакать хочется от счастья, »  -  так рассказывала она , озвучивая фильм

Уч. Надя снималась в пушкинской квартире. Когда съёмка кончилась, она тихо сказала: «Так не хочется уходить отсюда…»

Уч. Темнело.

Вместе с оператором с набережной Мойки она смотрела в окно, как гасят свет в пушкинской квартире.

«Интересно получилось, -  сказала Надя, прощаясь со всеми, - но как-то грустно, грустно…»

(слайд . Памятник)

Уч. 5 марта Надя вернулась в Москву. На следующий день она как всегда собиралась в школу – и вдруг упала без памяти.

В больнице она жила ещё 5 часов. Спасти её не смогли.

Учитель. Как реквием по погибшей девушке и как гимн бессмертного таланта звучат слова старого Ватагина: «Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной – теперь уже нечего бояться преждевременной оценки»

Уч.         При жизни Нади Рушевой было организовано 14 её персональных выставок.

        Вскоре после её кончины в 1970 году открылась большая выставка в музее изобразительных искусств. А затем во многих городах.

За короткую свою жизнь она создала свыше 10 000 рисунков.А всего было более 160 выставок её картин в разных странах мира.

(слайды . Школа-музей, портет отца Николая Константиновича)

Учитель. В 1971 году отец Нади Рушевой принёс в школу, где училась дочь, альбомы с рисунками Нади. Директор школы предложила разместить рисунки в одном из классов школы. Позже в школе был создан музей, посвящённый творчеству Н,Рушевой.  

Наш классный час, посвящённый памяти Нади Рушевой, предлагаю завершить, прослушиванием одной из любимых песен девочки-художницы.

(слайд. Маленький принц)

(звучит песня «Маленький принц»)

Слушают стоя. (подарить каждому гостю рисунок Н. Рушевой )

Песня о друге                                        Песня о друге

(В. Высоцкий)                                        (В. Высоцкий)

Если друг оказался вдруг                        Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,                        И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберёшь,                        Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош,                                Плох он или хорош,

Парня в горы тяни, рискни,                        Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.                                Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой,                 Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймёшь, кто такой.                        Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах не ах,                        Если парень в горах не ах,

Если сразу раскис – и вниз,                        Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,                Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился и в крик,                                Оступился и в крик,

Значит рядом с тобой – чужой.                Значит рядом с тобой – чужой.

Ты его не брани –гони.                                Ты его не брани –гони.

Вверх таких не берут, и тут                        Вверх таких не берут, и тут

О таких не поют.                                        О таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,                        Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл.                Пусть он хмур был и зол, но шёл.

А когда ты упал со скал,                        А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.                                Он стонал, но держал.

Если шёл он с тобой, как в бой,                Если шёл он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,                        На вершине стоял хмельной,

Значит как на себя самого                        Значит как на себя самого

Положись на него.                                Положись на него.