«Что значит быть порядочным человеком»
классный час (4 класс) на тему

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

Уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».

Соотнесение идеальных представлений школьников о порядоч­ности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни и выявление на этой базе противоречий и проблем.

Моделирование собственного поведения подростков в соответ­ствии с их представлениями о порядочности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_poryadochnym_4_kl_chas.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что значит быть порядочным человеком», проведённый в 4 б классе.

Цель: формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность»

Задачи:

Уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».

Соотнесение идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни и выявление на этой базе противоречий и проблем.

Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.

Форма: комбинированная.

Этап подготовки.

Анкетирование учащихся класса и обобщение полученной информации. Вопросы анкеты:

  1. Составить словесный портрет человека, которого, по вашему мнению, можно назвать порядочным человеком.
  2. Кратко описать запомнившуюся вам ситуацию, свидетельствующую о порядочности этого человека.

Цитата на доску: «Лучшее в добрых делах - это желание их утаить». (Б. Паскаль.)

Оборудование: бумага, фломастер, скотч, полоски (1/2 листа А-14).

Классный руководитель: Понятие «порядочный человек» стало сегодня каким-то непривычным, а для некоторых - банальным, вышедшим из моды. Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилом человеку, придет на помощь слабому, а тем более - пожертвует своими интересами ради кого-то. Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать: «Кто я? И зачем пришел в этот мир?»

Ситуация. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж - и равнодушно отводили взгляд. Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил: «Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о помощи. Мужчина, а впоследствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто-то отер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи.

Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи - «Что значит быть порядочным человеком?» Мы проведем ее в режиме активной дискуссии. Нам всем интересно мнение каждого, даже если он не разделяет позиции большинства.

Первый ученик: Мы с группой ребят изучили ваши ответы (анкета была анонимной, поэтому - никаких фамилий). Мы искали не просто набор качеств, которые, по вашему мнению, присущи

порядочному человеку, а изучали ваше описание события, факта или действия, которое доказывает, что описанное вами лицо действительно порядочно. Как вы помните, разрешалось в качестве примера приводить и литературного героя.

Варианты портрета порядочного человека, отличаясь в деталях, в самом важном оказались практически идентичными. Порядочный человек:

-это тот, кто умеет прийти на помощь;

-добрый (милосердный);

-честный (совестливый).

Для некоторых их вас главными чертами порядочного человека являются «соблюдение правил этикета», «вежливость», «культурность». Всего перечень черт, которыми вы описали порядочного человека, представлен списком более чем 20 качеств, самые употребляемые из них мы представили на доске в порядке убывания частоты упоминаний:

-умеющий прийти на помощь;

-добрый (милосердный);

-честный (совестливый);

-уважающий других;

-соблюдающий правила этикета;

-уступающий место в транспорте;

-умеющий держать слово;

-жертвующий личными интересами:

-не способный обидеть.

Второй ученик: Только каждый третий из вас смог описать реального порядочного человека, которого знает. Ими оказались бабушки, дедушки, спортивный тренер, учитель, дядя, сверстник. Вот что, например, написал один из вас: «Я считаю порядочным человеком своего футбольного тренера. Он честен всегда. Когда мы собирались на областные соревнования по футболу среди подростков, то он наотрез отказался брать ребят старше определенного возраста, хотя в других командах это делали почти все. И я думаю, что именно в этом проявилась его порядочность. Но и в других делах он всегда поступает по совести».

Классный руководитель: Мы не будем озвучивать описанные вами портреты: многие описания очень личные, лишь хочу порадоваться тому, что такие замечательные люди есть в вашем окружении, пусть в вашей жизни их будет больше. А мы переходим к следующему этапу нашего восхождения к уяснению понятия «порядочный человек» (подходит к доске и изображает или моделирует из бумажных фрагментов схему):

Группа ребят из нашего класса (называет фамилии) после анализа ваших ответов на вопросы анкеты вела поиск интересной информации по каждому из трех указанных в схеме качеств. Я с удовольствием предоставляю им слово.

Третий ученик: В толковом словаре В.И. Даля милосердие определяется так: «Сердолюбие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях. Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась, например, повсеместной традицией просить в Прощенное воскресенье прощения у всех, кого обидели.

При Александре Третьем, вступившем на престол в 1881 году, Па казенные средства и пожертвования было сооружено 5000 церквей, мреди них особое место занимал храм Христа Спасителя в Москве, Сооруженный в память избавления от наполеоновского нашествия. Исторически сложилось понимание милосердия как сострадания к сиротам, тяжело больным, немощным людям, попавшим в беду.

Че

-Как вы относитесь к высказываниям:

 «Милосердие - это когда я могу чувствовать чужую боль, как свою собственную, делать добро, не раздумывая и не рассчитывая получить что-то взамен».

«Мне кажется, милосердие начинается с трепетного отношения

к близким, родным людям. 

Пятый ученик: В одном из журналов мне встретилось интересное размышление нашей сверстницы о милосердии к ближнему, которое является ярким доказательством порядочности. « Живу я в большом доме. Однажды вечером мне послышался какой-то шорох за дверью. Решив посмотреть, что там, я открыла двери. На площадке стоял мальчик лет пяти, наш сосед. Промокший и озябший, он тихо плакал. Я спросила его: «Тебя не пускают?» Он кивнул и заплакал еще больше. Пригласила его к себе, но он не пошел: так и остался стоять у своей двери. Малыша не пускали домой собственные родители! Такое наказание они придумали для сына, если тот приходил с прогулки позже назначенного времени. Я решилась позвонить в его квартиру. Дверь открыл его отец. Я в растерянности спросила: «У вас сердце за сына не болит?» На что он мне спокойно ответил: «А у него?» После чего захлопнул дверь с такой силой, что посыпалась штукатурка.

Немилосердие начинается именно с атаки на родного человека. Он нагрубил - и я нагрублю. Он опоздал - и я опоздаю. Мы часто говорим: «Все стали жестокие, равнодушные, забыли о милосердии». Но кто эти все? Это - мы! Так давайте начнем с себя - будем милосердны

по отношению ко всем, всегда и везде».

Шестой ученик: Мы часто употребляем слово «совесть»,

порой глубоко не вникая в смысл этого понятия, являющегося составляющим компонентом порядочности. Co-весть. Приставка со- употребляется в случаях, указывающих на общность или сопричастность Мы встречаем ее в таких словах, как со-чувствие, со-трудничество, соболезнование и т.д., то есть в тех словах, которые говорят нам о единстве связанных между собой людей. За приставкой со- идет корень весть, то есть ведать, знать. Он указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, совершенного нами по отношению к другим людям, потому что мы - общность, мы живем все вместе.

Классный руководитель: Спасибо ребятам. А сейчас я хочу пригласить вас в «Музей обидных воспоминаний». Я предлагаю вам, мои дорогие собеседники, вспомнить и коротко (в 2 - 3-х предложениях) описав, «сдать в музей» воспоминание о собственном непорядочном поступке. Делая это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль. Кто-то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как это станет ступенькой к порядочности. (Следует этап детских откровений, он всегда с большим пониманием встречается детьми).

Классный руководитель : Итак, наш разговор подошел к концу. Но не хочется завершать его на грустной ноте. Поэтому я беру в руки вот это «сердце» и прошу вас, рассказать о том, как в сложной ситуации вам помог добрый, порядочный человек.

(Далее следуют воспоминания ребят о добрых по отношению к

ним поступках порядочных людей. Этап проходит очень живо и интересно).

 Классный руководитель: Спасибо всем за участие. Я надеюсь, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем высоком предназначении. Именно об этом - прекрасные стихи Ю. Друниной:

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня,

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

 Иль чаем за столиком шатким,

 Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

 И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть толлерантным?».

          знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями;            воспитывать доброжелательность, ум...

Что значит быть настоящим другом.

Помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....

«Порядочный человек – это…»

«Порядочный человек – это…»    Цель: Расширить и уточнить представление детей о понятии «порядочность».  Задачи:·        учить анализировать...

Классный час "Что значит быть культурным человеком"

Цель:способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;  воспитывать ...

на тему: «Сила воли. Что значит быть волевым человеком?»

На занятии учитель знакомит  детей с понятием «Воля», с волевыми качествами личности....

Веб-квест по теме: «Что такое здоровье? Что значит быть здоровым человеком?»

Образовательный Веб - квест -проблемное задание с элементами сюжетно-ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Это сайт в интернете, с которым работают обуча...