Родительское собрание "Агрессивное поведение ребёнка"
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Щекотихина Елена Юрьевна

Какое поведение является агрессивным, как его предотвратить и многое другое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie_rebyonoka.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

(Материал для родительского собрания во 2-3 классе)

        Еще несколько лет назад слово «агрессия» не встречалось в лексиконе родителей. В настоящее время это слово прочно вошло в употребление. Часто приходится слышать от педагогов и родителей «У меня агрессивный ребенок, я не знаю, что с ним делать», «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун. В школе его только и ругают», «Этого мальчика нельзя даже нечаянно задеть, сразу бросается на обидчика с кулаками или начинает кусаться».

Всегда ли то, что мы видим в ребенке как проявление агрессии, таковым и является?

Специалисты склонны разделять такие понятия как «агрессивное поведение» или агрессия и агрессивный ребенок или агрессивность.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям.

Агрессия – намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, если агрессия  - это действие, то агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

В норме проявление агрессии не считается нарушением. Она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка.

Сейчас с помощью анкеты «Признаки агрессивности» попробуем выявить степень агрессивности у своих детей. Вам предлагается 16 утверждений, на каждое из которых нужно ответить «да» или «нет».

Каждый ответ «да» оценивается в 1 балл. Посчитайте сумму баллов.

1-6 – низкая степень агрессивности;

7-13 баллов – средняя степень агрессивности;

14 и  более – высокая степень агрессивности.

Рассмотрим некоторые причины, по которым возникает агрессия.

Наша жизнь наполнена различными эмоциями. Так вот агрессии не бывает без эмоции гнева, одной из основных и важнейших эмоций человека. Что же в нашей жизни способствует появлению эмоции гнева.

BD21421_        Возникновению гнева или злости способствует любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает, или, как говорят специалисты, снижается его порог гнева.

BD21421_ Ограничение физической свободы также является причиной гневной и агрессивной реакции. Уже 4-месячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует гневной мимической реакцией, а 7-месячныйспособен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к этому источнику.

BD21421_        Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Но возникает несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя».

        Вы можете припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.

BD21421_        Источником гнева могут стать неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде, чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах винит, например: брата или сестру, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

Сюда же можно отнести оскорбления со стороны значимых взрослых (родители, педагоги). Так, некоторые отцы ошибочно считают, что унижая самолюбие сына, можно сформировать у него настоящие мужские качества – умение постоять за себя, доказать свою состоятельность.

BD21421_        Следующая причина гнева – это препятствие в достижении цели. Например,  человек с головой погружен в решение сложной задачи или старается выполнить работу к намеченному сроку, и если вы обратитесь к нему с посторонним вопросом, то, скорее всего, вызовете гневную реакцию, которая проявится в форме вербальной, а то и физической агрессии.

BD21421_        Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Замечено, например: что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызвать гнев и агрессию.

BD21421_ Причиной гнева и агрессивных реакций могут быть вызваны ощущениями  беззащитности и ненужности. Бывает, что ребенок отвергается или не принимается родителями, потому что родился не того пола, как хотелось бы, или вообще в неподходящее время (молодые мамы, случайные беременности).

На доске:

  • Любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс.
  • Ограничение физической свободы.
  • Психологическое ограничение («нельзя»).
  • Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих, оскорбления со стороны значимых взрослых (родители, педагоги).
  • Препятствие в достижении цели.
  • Определенные эмоциональные состояния.
  • Ощущения  беззащитности и ненужности.

        Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к ее проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных.

Практика показывают, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность

Остановимся более подробно на влиянии семьи в формировании агрессивного поведения. Существует тесная связь между проявлениями агрессивности и стилями воспитания в семье.

К формированию агрессивных черт личности может привести недостаток любви, заботы, внимания к ребенку в семье, особенно со стороны матери. Ребенок будет использовать различные способы, чтобы компенсировать это. Так как на хорошие поступки ребенка родители обычно не реагируют, то ребенок стремится совершать агрессивные, антисоциальные, которые нарушают эмоциональное благополучие родителей, и на которые они вынуждены реагировать быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), н6о все же эмоции, которых так не хватает ребенку. Ребенок может быть наказан, ему может быть обидно, больно, но он привлек к себе внимание взрослых (причем ребенок это не осознает, как впрочем и взрослые). И постепенно родители сами закрепляют негативное поведение.

        Также, если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но зато выпускает свой гнев и агрессию в любой ситуации, когда родителей рядом нет.

К закреплению агрессивного поведения могут привести строгие наказания, принятые в семье. Жестокое наказание за незначительные провинности ожесточает ребенка, и он отыгрывается на других детях.

 Кроме того, склонный к суровому наказанию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивного поведения. А известно, что дети, часто наблюдающие агрессивное поведение значимых взрослых, перенимают их форму поведения. Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своего ребенка, следует разобраться со своим собственным.

К закреплению агрессивности как личностной черты приводит также отсутствие всяких наказаний и терпимость к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым. Например, сын приносит замечание в дневнике, что побил одноклассника. Папа интересуется: «За что?» Ребенок отвечает: «А чего он мою линейку взял». Отец: «Правильно, нечего брать чужое». Мальчик горд: его поступок одобрил отец. В следующий раз он поступит так же, пусть ругают в школе, ведь дома им довольны.

По материалам  С.Ю. Чижова, О.В. Калинина «Детская агрессивность»

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

                                                           ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или «нелестные» высказывания о своих друзьях или коллегах.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что агрессивность в данный момент снизилась.
  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причинны агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Принципы  общения  с агрессивными  детьми

  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
  • Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  

СКАЗКА

«Давным-давно в одной волшебной стране жили-были король с королевой. И у них был сын, в котором они души не чаяли. Но так как быть королем и королевой — это очень ответственное занятие, то родители очень много времени тратили на важные различные взрослые дела. (Ну, вы-то знаете, как это бывает.) Но они очень старались быть очень правильными родителями: они целовали малыша ровно 3 раза в день, спрашивали: «Как дела?» — 2 раза в день и смотрели с ним книжку 1 раз в день. И вот однажды (это всегда происходит очень неожиданно) весь королевский дворец проснулся от ужасного шума, который доносился из спальни малыша. Король и королева первыми прибежали на шум (ведь они были очень заботливыми родителями) и увидели, что их сын разбросал все свои волшебные игрушки, порвал одежду, выбросил книжки и при этом очень горько плакал. Никто не мог успокоить малыша, он никого к себе не подпускал: даже королеву-мать укусил. Тогда король-отец позвал самого лучшего мудреца королевства и приказал вылечить сына. Мудрец думал три дня и три ночи и, наконец, сказал королю, что малышу надо просто как можно чаще улыбаться. Тогда королева заказала главному волшебнику куклу для сына, которая должна была весь день и даже ночь улыбаться ему (ведь она была очень разумная мать). И все стало в королевстве хорошо.

Прошло еще несколько лет, малыш подрос, научился быстро бегать, правильно говорить и красиво рисовать. И вот однажды (опять неожиданно) весь дворец вновь проснулся от ужасного шума. Король и королева прибежали в комнату к сыну и увидели, что он сломал куклу, которая ему всегда улыбалась, и при этом очень горько плакал. Никто не мог успокоить ребенка. Он ударил даже королеву-мать, когда она подошла к нему. И тогда король-отец опять позвал к себе самого главного мудреца. Мудрец думал три дня и три ночи и сказал королю: «С ребенком надо чаще беседовать». Королева-мать заказала главному волшебнику куклу, которая разговаривала бы с сыном (ведь она была очень умная мать). И опять все стало в королевстве хорошо.

Прошло много лет, малыш вырос и стал королевичем. Он научился танцевать, приказывать и еще лучше рисовать. И вот однажды снова среди ночи раздался шум, снова прибежали в комнату королевича родители и увидели, что он сломал куклу, которая с ним всегда беседовала, и громко ругается. Никто не мог успокоить королевича, он обозвал даже королеву-мать, когда она подошла к нему. И в третий раз послал король-отец за главным мудрецом. Через три дня и три ночи мудрец сказал королю: «Сделай его своим министром, пусть он
учится управлять королевством».        

Королева-мать пошла снова к главному волшебнику и заказала игрушечное королевство для сына (ведь она была ответственная мать). В королевстве было спокойно еще несколько лет, И вот однажды ночью (ну совсем неожиданно) снова случился шум. Родители уже не так быстро пришли в комнату сына (они стали уже старыми родителями) и увидели, что их сын стоит в окружении всех придворных, которые присягают ему на верность. Справа стояла кукла, которая в детстве беседовала с ним, целая и невредимая. Слева стояла кукла, которая улыбалась ему в младенчестве, тоже исправная.

Как только король с королевой вошли в комнату, их окружили люди из игрушечного королевства. Король-отец спросил: «Что это все значит, сын мой?» И королевич ответил: «Я уже взрослый и умею сам управлять королевством, вы мне больше не нужны. Но так как вы все же мои родители, то я не убью вас, а отправлю на необитаемый остров, живите там».

Тогда королева-мать стала упрекать сына: «Как ты можешь так с нами поступить? Мы очень любили тебя, заботились о тебе. Неужели у тебя такое жестокое сердце?» А королевич сказал на это: «Разве вы мои родители? Когда я нуждался в вашей любви и поддержке, вас никогда не было рядом. Я решил сломать все свои игрушки, порвать книжки и одежду, чтобы вы почувствовали, увидели, услышали, как мне плохо без вас. Но вы купили мне куклу, которая улыбалась и заменила вашу любовь. Тогда я решил сломать эту куклу, чтобы вы поняли, как я одинок и нуждаюсь в вашем понимании. Но вы купили мне куклу, которая стала беседовать со мной и заменила вашу доброту. Тогда я решил сломать и эту куклу, чтобы донести до вас, как я несчастен. Но вы купили мне игрушечное королевство, которое заменило вас. Я вырос среди кукол, они научили меня всему, но у них нет сердца, и они не могли научить меня любви, доброте, сочувствию. Вы хотите от меня того, чему не учили. Уходите».

И король с королевой, горько плача, покинули королевство и ушли жить на необитаемый остров. Прошло три года. И вот однажды к их дому подошли дряхлые старик со старухой и попросились переночевать. Король с королевой так обрадовались неожиданным гостям, что даже не удивились, откуда на необитаемом острове люди. После того как гости поели и отдохнули, король стал расспрашивать стариков о том, кто они и откуда. И старик поведал печальную историю своей жизни. Когда-то они были правителями одной волшебной страны. У них был сын. Но они были всегда очень заняты, и сын рос в окружении бездушных волшебных игрушек, которых заказывали для него. И когда их сын вырос, то стал злым и жестоким и прогнал старика со старухой на необитаемый остров. Так они тут и живут уже очень много лет. И, наконец, они решились перед смертью найти своего сына и попросить у него прощения, что не смогли дать любви и заботы. А потом пусть он их убьет, это лучше, чем изгнание и одиночество. И чем дальше старик рассказывал, тем больше казалось королю, что он знает этих стариков. И когда старик закончил рассказ, то король упал перед ним на колени и горько зарыдал: «Это же я твой сын. Это я выгнал вас из дома. Простите меня, я был жесток, потому что был очень несчастен. Я успел все это позабыть. Но я наказан и сам. У меня тоже есть сын. И я так же не сумел быть рядом, пока он рос. А когда вырос, то прогнал нас с королевой, так же, как когда-то я прогнал вас». Так они плакали и просили прощения друг у друга. И им не было стыдно и неудобно (ну вы-то знаете, как это бывает). И с каждой слезой и словом прощения из их сердец вытекала обида» злость, страх. И сердца наполнялись любовью, добротой и сочувствием друг к другу.

Когда все успокоились, то стали думать, как спасти королевича. Как исправить свою ошибку и уберечь от подобной судьбы, научить любви, добру, состраданию...»

Я надеюсь, что у этой сказки будет хороший конец. Страна-то не зря волшебная. Но это уже совсем другая история, может быть, ваша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Что ребёнок хочет сказать мне своим поведением"

Задачи: - обсудить с родителями причины плохого поведения детей; - добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и  наметить соответствующие пути коррекции....

Родительское собрание "Что ребёнок хочет сказать своим поведением"

Родительское собрание "Что ребёнок хочет сказать своим поведением" Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомленя с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определе...

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...

Родительское собрание : «Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным»

   «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы  поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам...

Статья "Советы родителям, как помочь ребёнку с чрезмерной активностью в поведении ребёнка"

В статье обращаю внимание на некоторые причины чрезмерной активности детей,  и как родителям помочь "снять" эту активность....

Презентация родительского собрания " Что ребёнок хочет сказать мне своим поведением?"

Анкетирование детей "Когда я веду себя плохо" Педагогические ситуации. Советы родителям...