Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников
статья на тему

Пушкова Елена Юрьевна

Раскрывается понятие  «коммуникативные умения», проблемы общения, а также специфика развития коммуникативных умений в младшем школь­ном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений

младших школьников

 Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения.

Общение – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими  физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п. Но из-за недостаточно развитых коммуникативных умений, часто могут возникать трудности в общении.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются  в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное не достижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

И именно здесь встает проблема развития коммуникативных умений -способностей личности, обеспечивающих эффективность ее коммуникативной деятельности - как необходимая ступень к успешной социализации личности, как способ избежать в детстве возможных проблем с общением в будущем. В данной работе нас интересуют, прежде всего, возможности развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, но прежде чем перейти к описанию специфики работы по их развитию – остановимся на коммуникативных умениях как таковых , рассмотрим их различные классификации.

Специфика развития коммуникативных умений

в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения с взрослыми:

- первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.

- вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

- третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности.

- четвертая особенность - преобладание инициативных действий над ответными.

Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от  7  к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:

 - первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка;

- второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Младшие школьники общаются в группах, состав которых очень не постоянен – в зависимости о дела или игры, которыми они заняты, или от легко меняющихся настроений и привязанностей. На их симпатии большое влияние оказывают оценки и мнение учителя. С взрослыми они общаются много, откровенно и ждут от них помощи, сотрудничества, понимания. Дружба младших школьников основана на соседстве, совместных играх.

Формы коммуникативной деятельности наблюдаются на протяжении всего раннего школьного детства. Но, несмотря на всю важность именно этого периода в развитии коммуникативных умений, часто именно в нем проявляется множество проблем. Так, говоря о коммуникативном развитии учащихся младших классов, следует отметить, что младшие школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя младшие школьники практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям (это является важнейшим психологическим новообразованием этого возраста), в высказывании все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям, описание конкретных фактов установлению причинно-следственных связей между ними. В процессе школьного обучения у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, складывается планирующее мышление. Развивающее обучение младшего школьника позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности рассуждение.

Названные выше особенности коммуникативного развития младшего школьника свидетельствуют о:

  1. естественной   гетерохронности развития устных и письменных форм общения, т.е. опережении устного высказывания и понимания на слух;
  2. недостаточной сформированности всех речевых механизмов, в частности, осмысления;
  1. недостаточном уровне развития способов формирования мысли.

Таким образом, очевидно, что коммуникативные умения детей младшего школьного возраста сформированы еще далеко не полностью, а значит, нуждаются во внимании педагога, в целенаправленном развитии. Существуют различные способы развития коммуникативных умений, к наиболее популярным из них относятся различные тренинги, игровые методики, беседы и прочие. Мы в нашей работе рассматриваем развитие коммуникативных умений у младших школьников с помощью проведения КТД, так как считаем, что данный метод не только гибок и вбирает в себя практически все достоинства любой другой методики, но и недостаточно оценен до сих пор именно как средство развития коммуникативных умений. С этой точки зрения мы и взглянем на КТД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей...

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

ВОЗМОЖНОСТИ СОТВОРЧЕСКОЙ ДИЗАЙН- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Cтатья посвящена проблеме изучения и развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Рассматриваются особенности и специфика дизайн-деятельности как фактора формирования коммуникати...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

СТАТЬЯ «Роль театральной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников»

Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования : сборник статей / составители: Т. Г. Анисимова, Е.А. Любимова – Саранск: МРИО, 2018. – 84с. Ста...

Доклад на тему: "Формирование коммуникативной компетенции школьников во внеурочное время"

Статья рассматривает вопрос формирования у детей коммуникативных компетенций во внеурочное время. Какая работа проводится по развитию речевого общения в школе.Дети с ограниченными возможностями здоров...