Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей
статья по теме

Слюняева Наталья Викторовна

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2011_avgust.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей

  В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности».

В понятии компетентности заложена новая идеология содержания образования, которая делает акцент на результат обучения, на способности человека действовать адекватно в различных ситуациях. Каждая ключевая компетентность – это комплекс умений и знаний, относящийся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ — способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников младшего и среднего школьного возраста.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:

        

формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способными осуществлять выбор и нести за него ответственность;

формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа  с документами);

развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

 развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

С целью формирования данных компетенций в школе в 2010 учебном году была организована экспериментальная работа. Целью программы «Школа информационной культуры» является создание условий для развития коммуникативных и информационных умений учащихся. Одним из направлений реализации данного проекта через внеучебную деятельность была организация кружка «Интел. Путь к успеху». Курс кружка составлен на основе  одноименной программы Интел и направлен  на вовлечение детей в решение проблем школы, района, города или села на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель курса:

развитие у учащихся навыков критического мышления;

повышение у учащихся грамотности в области компьютерных технологий;

развитие у учащихся навыков сотрудничества.

Задачи:

-обучающие

повысить у обучающихся знания в области компьютерных технологий;

научить осуществлять проектную деятельность;

научить использовать информационные технологии в проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ

-развивающие

сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способными осуществлять выбор и нести за него ответственность;

развить умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности

-воспитательные

развить у обучающихся навыки сотрудничества;

развить умение  участия в дискуссии, установлении и поддержании контактов,;

развить коммуникабельность, предполагающую учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений

Ожидаемые результаты:

повышение коммуникативной культуры учащихся, развитие навыков сотрудничества, коммуникабельности;

повышение грамотности в области компьютерных технологий;

участие учащихся в проектной и исследовательской деятельности с использованием компьютерных технологий;

развитие критического мышления;

развитие познавательного интереса и творческих способностей

Программа кружка рассчитана на 1 год для учеников 5 класса. Пятиклассники выбраны не случайно. Переход из младшего школьного звена в среднее нередко связан с трудностями адаптации, с проблемами во взаимоотношениях «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик- родитель». Мною было проведено анкетирование учащихся 5класса (15 человек). Результаты показывают, что в области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.

 

                                           Коммуникативные умения

 

Сделать это мне …

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

10

5

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

8

7

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

9

6

Отвечать у доски

8

7

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

9

6

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

12

3

Сообща работать в группе

7

8

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное

9

6

 

В данный период для ребенка необходима психологическая поддержка, которую возможно осуществить на занятиях кружка через психологические игры и тренинги, игры на общение.

 Заложенные в программе «Интел. Путь к успеху» образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Основы компьютерных технологий. Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации.  Данный курс позволяет учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.

Критическое мышление. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Существует множество путей решения проблем. Данный курс предоставляет учащимся возможность развить и продемонстрировать умение решать проблемы и использовать навыки критического мышления. Так, например, работая над заданиями и проектом, они будут планировать, проверять и обсуждать свою работу.

Сотрудничество. Сотрудничество включает умение работать в команде, а именно, совместную работу с одним или несколькими людьми над решением поставленной задачи. Данный курс способствует развитию различных видов сотрудничества. Учащиеся будут не только вдвоем работать с одним учебником, но и вместе пользоваться компьютером, работая над заданиями и проектом. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить.

В рамках программы учащиеся получают начальные навыки владения такими программными продуктами, как Microsoft Office Paint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel и Microsoft Office Power Point.

Все задания и проекты, которые выберут учащиеся для разработки, потребуют планирования, создания, проверки и обсуждения идей и результатов работы с другими.

Сквозной темой курса является местное сообщество – место, где живет ребенок, люди, которые его окружают, мир, который формирует его личность. Программа поворачивает ребенка лицом к тому, что его окружает, учит видеть проблемы и помогать в их решении.

Результаты работы

Как вы оцениваете уровень своей информационной культуры

Сентябрь 2010г.

Май 2011г.

Высокий

1

2

Средний

7

11

Низкий

7

2

Рисуночные тесты на умение работать в динамичной паре, группе

Сентябрь 2010г.

Май 2011г.

Предпочитаю работать один, т.к. испытываю трудности при работе в группе

10

2

Получаю удовольствие от результата при совместной работе с одноклассниками

5

13

Работа в рамках эксперимента по формированию коммуникативных и информационных компетентностей ведется в различных направлениях. Только целенаправленность и систематичность позволит добиться положительных результатов, запланированных программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению

Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию  и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...

СТАТЬЯ «Роль театральной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников»

Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования : сборник статей / составители: Т. Г. Анисимова, Е.А. Любимова – Саранск: МРИО, 2018. – 84с. Ста...

РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...

Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...