Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"
статья по теме

Елена Николаевна Куркина

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности

            Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил.

           На сегодняшний день метод проектов является актуальным и чрезвычайно эффективным, так как способствует преодолению свойственного этому возрасту эгоцентризма, освоению приемлемых форм поведения, формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.

При работе методом проектов выделяют следующие этапы:

1. Определение темы. Постановка проблемы.

2. Определение целей и задач.

3. Реализация (организация групп, распределение ролей в группе, выбор методов, планирование работы и ее осуществление).

4. Презентация.

             Метод проектов предполагает выполнение жесткого алгоритма действий, правильное следование логике и принципам проектной деятельности, но не исключает творческий подход.

              Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Говоря о проектной деятельности в начальной школе, мы подразумеваем использование лишь элементов этой технологии. Но и они позволяют создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. Учитывая степень самостоятельности учеников, учитель чаще всего сам ставит задачи по поиску информации, предлагает им различные источники и способы её получения.

            Для младшего школьника проектная деятельность осуществляется пока только совместно с учителем, с привлечением родителей. По мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя все большую ответственность за проект. Чаще всего в начальной школе работа по проекту выполняется в группе, т. е. каким-то образом распределяются роли: кто-то больше склонен к аналитической деятельности , кто-то действует практически, кто-то ассистирует, а объединением усилий каждого получается единый конечный результат .

             Почему рекомендуется групповая форма работы? Какие образовательные задачи призвана решать работа в группах?

1. Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку.

2. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации чтобы включиться в учебный процесс.

3. Именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действие под руководством взрослого) – эта та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия.

4. Сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма и счета.

5. Помогает посмотреть на себя со стороны, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и с общим результатом.

         Продукты проектной деятельности разнообразны: рисунки, сборники сказок, загадок, стихов, календари, макеты, выращенные растения, сценарии и т. д.

              Довольно трудно измерить и оценить результаты формирования компетентностей привычными мерками и в 5-бальной системе. Практически невозможно оценить творческий вклад ребенка. Поэтому, предлагаю для проверки их эффективности при использовании метода проектов использовать результаты наблюдения; сравнить результаты диагностики уровня сформированности навыков анализа, синтеза, обобщения, аналогии (что является одними из показателей формирования информационных компетентностей) (методика Замбацявичене Э.Ф.); результаты теста изучения коммуникативных склонностей (методика разработана В.Синявским и Б.А.Федоришиным. Ленинградский городской центр), проведенные в экспериментальном и контрольных классах.

Из полученных результатов видно, что число детей с высоким и очень высоким уровнем в экспериментальном классе, хотя и незначительно, но больше. Кроме того выделяется большая группа детей со средним уровнем, а это – важный потенциал.

            Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей...

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению

Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию  и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...

"Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных УУД"

"Организация работы по формированию коммуникативных УУД"...

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции

Коммуникативная культура включает в себя социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обс...