Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности
статья на тему

Сушенкова Надежда Арсентьевна

Проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx15.42 КБ
Файл doklad_testirovanie.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности

ТЕМА:  «Проектная деятельностькак средство формирования коммуникативной и информационной компетентности»

Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил.

На сегодняшний день метод проектов является актуальным и чрезвычайно эффективным, так как способствует преодолению свойственного этому возрасту эгоцентризма, освоению приемлемых форм поведения, формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.

При работе методом проектов выделяют следующие этапы:

1. Определение темы. Постановка проблемы.

2. Определение целей и задач.

3. Реализация (организация групп, распределение ролей в группе, выбор методов, планирование работы и ее осуществление).

4. Презентация.

Метод проектов предполагает выполнение жесткого алгоритма действий, правильное следование логике и принципам проектной деятельности, но не исключает творческий подход.

Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Говоря о проектной деятельности в начальной школе, мы подразумеваем использование лишь элементов этой технологии. Но и они позволяют создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. Учитывая степень самостоятельности учеников, учитель чаще всего сам ставит задачи по поиску информации, предлагает им различные источники и способы её получения.

Для младшего школьника проектная деятельность осуществляется пока только совместно с учителем, с привлечением родителей. По мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя все большую ответственность за проект. Чаще всего в начальной школе работа по проекту выполняется в группе, т. е. каким-то образом распределяются роли: кто-то больше склонен к аналитической деятельности , кто-то действует практически, кто-то ассистирует, а объединением усилий каждого получается единый конечный результат .

             Почему рекомендуется групповая форма работы? Какие образовательные задачи призвана решать работа в группах?

1. Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку.

2. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации чтобы включиться в учебный процесс.

3. Именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действие под руководством взрослого) – эта та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия.

4. Сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма и счета.

5. Помогает посмотреть на себя со стороны, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и с общим результатом.

Продукты проектной деятельности разнообразны: рисунки, сборники сказок, загадок, стихов, календари, макеты, выращенные растения, сценарии и т. д.

Довольно трудно измерить и оценить результаты формирования компетентностей привычными мерками и в 5-бальной системе. Практически невозможно оценить творческий вклад ребенка. Поэтому, предлагаю для проверки их эффективности при использовании метода проектов использовать результаты наблюдения; сравнить результаты диагностики уровня сформированности навыков анализа, синтеза, обобщения, аналогии (что является одними из показателей формирования информационных компетентностей) (методика Замбацявичене Э.Ф.); результаты теста изучения коммуникативных склонностей (методика разработана В.Синявским и Б.А.Федоришиным.Ленинградский городской центр), проведенные в экспериментальном и контрольных классах.

Из полученных результатов видно, что число детей с высоким и очень высоким уровнем в экспериментальном классе, хотя и незначительно, но больше. Кроме того выделяется большая группа детей со средним уровнем, а это – важный потенциал.

Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетентностей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени В.Н.Ролдугина»

Тема выступления:

«Тестирование – как одна из форм оценивания  планируемых результатов»

 (из опыта работы)

Подготовила:

Куркина Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей категории

п. Раздольный

2014 г.

«Тестирование – как одна из форм оценивания  планируемых результатов»

     В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, необходимо уже с начальной школы внедрять такие  формы контроля как тестирование учащихся.

     Всем хорошо известно,  какой большой по объему материал необходимо проверить по итогам каждого класса. В ходе проведения промежуточной итоговой аттестации очень удобно использовать тесты вместо контрольных работ и зачетов. Положительным в этом можно считать следующее:

  • охват большего по объему материала для проверки в отличие от контрольной работы или зачета;
  • быстрая проверка и даже самопроверка;
  • подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации в новой форме;
  • актуальность и соответствие современным методам контроля и проверки.

     В работе с одаренными детьми также использую тестирование, так как в этой же форме проводятся в настоящее время и международные конкурсы «Кенгуру», «КИТ», «Инфознайка».

     Учащимся нравится, когда при выборе ответов, они получают подтверждение правильности или неправильности выбранного варианта ответа, и дополнительных рекомендаций. Оценка их результатов становится более объективной. Таким образом, проведение проверочных работ, контрольных срезов, итоговых аттестационных работ становится более интересным и увлекательным занятием.

     Среди известных методов педагогической диагностики: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и т.д. – наиболее ценным для обучения является именно метод тестирования. Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности (равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех учащихся), валидности (т.е. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять) и надежности (устойчивости результатов постоянства показателей при повторном тестировании).

     Что же такое тест? Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин «тестирование», понимая под ним испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с определенной методикой измерения и оценкой результатов. Тесты имеют давнюю историю. Тестовая методика начала развиваться в конце ХIХ столетия в нескольких сферах жизни и деятельности человека. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90 – е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом. В начале ХХ века специалисты – тестологи начинают разграничивать два направления в тестовой работе: тесты психологические и тесты педагогические. Психологические тесты предназначены для измерения психофизиологических и личностных характеристик человека.

     Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам тестирования показывает, что вековой интерес к этой проблеме со стороны зарубежных и отечественных ученых не случаен. Актуальность введения тестирования сегодня в школьную практику вызвано тем, что оно при стандартизации образования может служить одним из составляющих методики усвоения базовой программы.

     Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

  • читывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
  • проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
  • оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
  • сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
  • использовать тесты для компьютеризации;
  • обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Положительные характеристики тестирования

Отрицательные характеристики тестирования

* проверка большого объема изученного материала малыми порциями;
* быстрое диагностирование овладения учебным материалом, как каждого ученика, так и класса в целом.

* большая вероятность выбора ответа наугад;
* проверка лишь конечных результатов действий;
* затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;
* категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

Тесты – это система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
        Задача педагога - постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках. Это будет способствовать расширению кругозора учащихся, формированию у  учеников познавательных и учебных интересов, пробуждать умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение полученных знаний. Это приведёт к повышению уровня мотивации школьников в процессе их учебной, внеурочной и индивидуальной творческой деятельности.        

Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу с учащимися. 
       
По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно - ориентированного подхода в обучении.

При составлении тестов необходимо учитывать следующее:

  • тестовые задания должны легко читаться;
  • задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;
  • они должны быть независимыми;
  • формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.
         Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами.
         В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций:
  • социальная функция; 
  • образовательная функция;
  • воспитательная функция;
  • развивающая функция;
  • контролирующая функция;
  • занимательная функция.


     Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.

      Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.
     Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.
   
Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.

     Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.
   
Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.

      В своей работе использую тестовый контроль трёх видов:
     Текущий (промежуточный) контроль проводится мною, как правило, после изучения нового материала, поэтому предлагаются тесты небольшие по объёму. Младшим школьникам предоставляется право свободного выбора, т.к. это способствует развитию таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности. Учитель предлагает три варианта заданий различной степени трудности. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.
     Тематический контроль предназначен для заключительного контроля, после изучения определённой темы, его использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такие тестовые задания включаю вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

      Итоговый контроль осуществляется во время повторения и обобщения знаний и умений в конце каждой четверти и учебного года.
     Тесты обеспечивают мне возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне. Кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. И кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, то есть владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

      В 1 классе нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. Начиная со 2 класса, я работаю с тестами на печатной основе: «Тесты по русскому языку» Николаева Л.П., «Тесты по литературному чтению» Узорова О.В., Нефёдова Е.А., « Тесты по математике» Рудницкая В.Н., « Тесты по окружающему миру» Плешаков А.А. Учащиеся самостоятельно читают задания и письменно выполняют их. Все тесты составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственными программами. Работа проводится с целью установить глубину и прочность усвоения учащимися изученного материала, определить уровень подготовки по разным учебным дисциплинам.

     Вывод: Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании «новых» методов со «старыми» позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

                                                ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева О. Б. Информационная компетентность учителя образовательной области  «Технология» // Педагогика. 2004. № 7.
2. Липский И. А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности // Педагогика. 2004. № 9.
3. Монахов В. М. Аксиоматический подход к построению педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6.
4. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3.
5. Овечкин В. П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2005. №10.
6. Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. №1.
7. Тестов В. А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. №8.
8. Сидельникова Т. Т. Компьютерный контроль знаний при изучении социально-политических дисциплин // Педагогика. 2005. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению

Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию  и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....