"Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных УУД"
опыты и эксперименты по теме

Расулова Фирдаус Ибрагимовна

"Организация работы по формированию коммуникативных УУД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной  деятельности младших школьников как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться.

Достоинствам их я постараюсь подражать.

А на их недостатках сам буду учиться».

Конфуций

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. В свою очередь, актуальной задачей для школы становится создание условий для развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС НОО являются требования к метапредметным результатам, в частности, требования по формированию универсальных учебных действий (УУД) у детей младшего школьного возраста. Федеральные государственные стандарты нового поколения пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ обязательное формирование универсальных учебных действий. Отсюда следует, что главным в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. Объектом нашего исследования является процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности.      

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать  в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности личности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Кроме того, они определяют образ «Я» как систему представлений о себе и отношений к себе.                                                       Именно этим обусловлено особое внимание и интерес к коммуникативным универсальным учебным действиям в концепции развития универсальных учебных действий. Так как общество сегодня требует от человека умения мгновенно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, находить общий язык с любым человеком и находить решение даже самых сложных вопросов, то приоритетной задачей школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой ситуации. Но при этом мы должны создать все условия для формирования и развития такой личности. В большей степени формирование универсальных учебных действий производится на уроках, но для нас большой интерес представляет внеурочная деятельность, так как именно здесь учащиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности.                      

Видами коммуникативных действий являются:

          - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

         - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

           - умение слушать и вступать в диалог;

          - умение принимать коллективное решение;

           - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

             -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

           - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

           - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Урочная деятельность, конечно, позволяет формировать коммуникативные умения, но всё  же это четко регламентированный процесс с определенными этапами. А на занятиях кружка дети общаются свободно, занятие строится гибко с учётом настроения и потребности детей, здесь ребята разных возрастов, но их объединяет один интерес. Хочу остановиться на особенностях кружка  внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Смекалка».

     Программа  кружка «Смекалка» направлена на формирование у школьников  мыслительной деятельности, развитие математических  способностей учащихся; элементов  логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях  ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности  позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Формирование у школьников  культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному  человеку для полноценного функционирования в современном обществе. расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала, навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умение сотрудничать в групповом взаимодействии. Особенностью программы кружка является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливают связи между понятиями. Предлагаемые логические  упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют  возникновению интереса у учащихся  к мыслительной деятельности.                                                                                  

Цель моего кружка: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

На кружке я решаю следующие задачи:

-  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 - формировать у  учащихся интеллектуальные  умения, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;  

 -  формировать у  учащихся способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие  гипотезы;

-  развивать у школьников  краткости речи;

- формировать у  учащихся умение рассуждать как компонент  логической грамотности;

-  формировать у  учащихся умение правильно  использовать  символику;

- формировать у  детей умение  правильно применять математическую терминологию;

- формировать у  детей умение делать доступные выводы и обобщения; - формировать у  учащихся  пространственные представления и пространственное  воображение;  

- привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;

- обосновывать свои мысли;

Основные методы, применяемые мной на занятиях  кружка:

1) Проблемно - поисковый ( выполнение частичных заданий для достижения главной цели.)

2) Метод наглядности (наглядные пособия и иллюстрации.)

3) Практический метод (тренировочные упражнения, практические работы.)

4)Объяснительно- иллюстративный (сообщение готовой информации).

5) Словесный метод (рассказ, беседа, обсуждение, словесные оценки.)

Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала,  математические сказки, конкурсы газет, плакатов. Мышление младших школьников  в  основном конкретное, образное, поэтому  на занятиях кружка применяю  наглядность - обязательное условие.  В зависимости от  особенностей упражнений в качестве наглядности применяю рисунки, чертежи, краткие  условия задач, записи терминов- понятий.

Анализируя работу своего кружка, я пришла к выводу , что детям интересны  следующие элементы  занятий.  Остановлюсь подробнее на некоторых из них по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях кружка:

  1. Кружок «Смекалка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому на занятиях провожу подвижные  математические  игры в  форме  состязаний, соревнований между  командами, например : Математическая  дуэль». На   экране появляется запись, .... соревнование между группами.  Дети работают в группах, каждый ученик старается привести свои доводы. Данный вид работы помогает ученикам эффективно сотрудничать в поиске, сборе, отборе нужной информации.
  2. На занятиях кружка  широко использую интернет- ресурсы, например  работа  по компьютеру:  « Путешествие в сказочный лес». Ребята делятся на группы и решают занимательные примеры  по выбору.  Для детей такой вид работы является самым интересным, они проявляют свою фантазию, творческие способности, индивидуальные черты характера, учатся корректировать и оценивать действия партнера.

      3) Игра « Зоркий глаз» Сколько треугольников у фигуры? (дети определяют составляющие фигуры ).

 4) Разбить ракету на мелкие фигуры.  Дети работают на заготовках из картона. С помощью линейки и карандаша проводят линии.

 5)  Игра «Глаза смотрят, а руки делают» ( Детям предлагается набор разрезанных фигур.) «Собери фигуру»  Практическая работа идёт в парах. Во время занятий  поддерживаю прямое общение между детьми - даю возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями. При организации занятий использую принцип  свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах сменного состава.

6) Моделирование  «Построй дом».  Оборудование:   Разрезной материал (мелкие фигуры) у каждого ребенка  для   сборки  дома.

7) На занятиях кружка применяю современные образовательные технологии  , проектный метод.  Проект «Словарь наших предков». Почему некоторым словам присваивается статус «устаревшие»? Этот вопрос возник у детей. Мы решили создать мини-словарь устаревших слов наших предков. Ребята опрашивали своих родственников, соседей, знакомых. Приведу несколько примеров устаревших слов, которые собрали мои дети: аршин, миля, фунт...

8)Систематически наблюдая за обучающимися , я обратила внимание на то , что дети не умеют аккуратно, красиво , правильно чертить. Поэтому особое внимание на занятиях  обращаю правилам черчения, учу выполнять простейшие чертежи, формирую навыки работы  с чертёжными инструментами. С этой целью ввожу такие занятия:  «Посвящение в маленькие чертёжники».

  1. Особое внимание в кружке  уделяю исследовательской деятельности. Поэтому значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместная деятельность обучающихся и педагога, родителей. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Принимая  активное  участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется. Школьники  приобретают опыт в различных видах деятельности, развивая собственные коммуникативные умения. Вот об этом я  и хочу рассказать.

Сказка  «Путешествие   весёлой Точки».  Ребята, сегодня на занятии кружка « Смекалка»  мы с вами углубим наши знания о прямой, об отрезке, о луче.  А теперь давайте. Сочиним  сказку о знакомой  нам Точке. (  Ребята работают в мини- группах...)

1 группа сочиняет начало сказки...  «  Жила- была Точка. Она была очень любопытна и хотела всё знать. Увидит незнакомую  линию и обязательно  спросит: « Как эта  линия  называется? Длинная она или короткая ?» Подумала  однажды  Точка : «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь- ка   я путешествовать!» Сказано - сделано. Вышла точка на прямую и пошла  по этой прямой. Шла- шла... Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?»  Засмеялась прямая: : « Эх , Точка! Разве  ты  не  знаешь, что у прямой нет конца ?»  Практика : ( Дети тянут шнур и убеждаются в этом. Учитель демонстрирует макет Точки , двигающейся  по нити из клубка. Точка двигается всё дальше и дальше, клубок разматывается, а прямой нет.))  O__________O___________________          2  группа сочиняет стихотворение:

                                         Без конца и края.

                                              Линия   прямая.!

                                               Хоть сто лет по ней идти

                                                    Не найти конца пути!

  1.  3 группа сочиняет продолжение сказки: «Тогда я поверну назад, я, наверное, пошла  не в ту сторону»,- сказала Точка. И долго шла в другую сторону. Но тоже не  нашла конца. Опечалилась Точка: « Как же мне быть? Неужели  мне так и придётся идти  без конца?» Тут откуда ни возьмись,  появились  ножницы, щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую. « Ура! Вот и конец  получился!»-  закричала  Точка. « А  теперь сделайте мне, пожалуйста, конец  с другой стороны». « Можно  и с другой»-, послушно  щёлкнули ножницы. « Как интересно!»- воскликнула Точка. « Что же  из моей прямой  получилось?  С одной стороны  конец, и с другой  стороны конец. Как же это называется ? Ножницы ответили: Это отрезок. Теперь ты находишься на отрезке прямой. « Отрезок прямой»-  с удовольствием   повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. « Я запомню это название. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и ещё два этих .... не знаю каких назвать. Тоже отрезки!?- спросила Точка. Ножницы ответили: « Нет, ведь у них конец  только  с одной стороны, а в другую сторону нет конца, и называются они по- другом, «лучами». А,  я знаю , почему их так называют. Они похожи на солнечные лучи!»- засмеялась Точка.

10) Практическая  работа. Построение разных отрезков. ( На бумаге, из проволоки, из ниток.)

   

  1. Рефлексия. Что нового узнали ? Как вам работалось? , Кто просил помощи у товарища? Какое настроение у вас?
  2.  Самооценка: Было трудно... Теперь могу... Мне захотелось... Я узнал о... Я работал хорошо, но могу ещё лучше... Я смог.. Мы научились....

 ( У детей – светофоры)

Мне было интересно работать. (зелёный)

Мне было не совсем интересно, так как у меня не все получалось. (жёлтый)

Мне было трудно работать, я многие задания не понимал. (красный)

Учитель делает вывод об уровне.

Спасибо всем!        

Участие детей  в работе кружка  способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты, в создании математического уголка в классе,  участие в конкурсах, викторинах, и олимпиадах. Развивает коммуникативные умения: формируют коммуникативно-речевые умения учащихся (умение выражать свои мысли и чувства, доказывать,  объяснять,  принимать общие решения, владение монологической и      диалогической формами речи; планирование учебного сотрудничества;  умение слушать и вступать в диалог;  умение принимать коллективное решение.). Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

Результативность работы. Избрав определённый диагностический инструментарий провёла мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных , действий младших школьников.  Дети научились общаться, обсуждать, взаимодействовать, сотрудничать, договариваться,  приходить к общему  решению.

Планируемые УУД  ( метапредметные):

-Сравнивать разные приёмы  действий, выбирать удобные способы для  выполнения конкретного задания.

-Применять  изученные способы  учебной работы и приёмы  вычислений для работы  с числовыми  головоломками.

-Анализировать правила игры.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включиться в групповую работу.

-Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-Выполнять пробное  учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный ( промежуточный , итоговый ) результат с заданным условием.

- Контролировать  свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- Овладение  основами  логического и алгоритмического мышлении, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме ( таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Использование  приобретённых   математических  знаний    для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также  для оценки   их количественных и пространственных отношений.

-Приобретение первоначальных  навыков работы на компьютере ( набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению

Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию  и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Статья "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Что значит интерактивное обучение? Это форма организации деятельности. Она имеет в виду конкретные и цели. Одна из целей состоит в комфортных условиях таких, при которых ученик чувствует успешность, с...

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции

Коммуникативная культура включает в себя социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обс...