Внедрение новых форм военно-патриотических мероприятий во внеурочную деятельность школьников младших классов в условиях ФГОС.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бондарь Ирина Николаевна

В условиях напряженной геополитической обстановки в современном мире одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности учащихся, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. В связи с чем, в нашей школе активно и планомерно ведется работа по патриотическому воспитанию обучающихся. Однако в условиях модернизации и информатизации всех областей жизнедеятельности современного общества прежние методы ведения внеклассных мероприятий не дают ощутимых результатов. Этим обуславливается постоянный поиск новых форм взаимодействия с учащимися с целью повышения уровня эффективности проводимых занятий.

Одной из таких интерактивных форм является квест, в котором школьники могут  не просто пассивно воспринимать информацию, а участвовать в познавательном процессе, направлять и корректировать его. Квест «Во имя Победы » включает в себя прохождение шести этапов. На выполнение предложенных заданий учащимся выделяется 90 минут. Данная разработка затрагивает все виды деятельности школьников младших классов, включая творческую, спортивную, учебную и т.д., в которых возможно и целесообразно не только решение задач их воспитания и социализации, но и формирования и развития патриотических чувств, без чего невозможно говорить о росте по-настоящему гармоничной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_izvestiya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение новых форм военно-патриотических мероприятий во внеурочную деятельность школьников младших классов в условиях ФГОС.

Бондарь И.Н.

Бондарь Ирина Николаевна / Bondar Irina Nikolaevna – воспитатель ГПД,

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Казань

Аннотация: в статье рассматривается методическая разработка проведения военно-патриотического квеста «Во имя Победы» как разновидности внеклассного мероприятия, участвующего в формировании у школьников младших классов патриотического сознания, внутренней системы ценностей, а также чувства верности своему Отечеству.  

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, квест, методическая разработка, внеклассное мероприятие.

В условиях напряженной геополитической обстановки в современном мире одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности учащихся, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. В связи с чем, в нашей школе активно и планомерно ведется работа по патриотическому воспитанию обучающихся. Однако в условиях модернизации и информатизации всех областей жизнедеятельности современного общества прежние методы ведения внеклассных мероприятий не дают ощутимых результатов. Этим обуславливается постоянный поиск новых форм взаимодействия с учащимися с целью повышения уровня эффективности проводимых занятий.

Одной из таких интерактивных форм является квест, в котором школьники могут  не просто пассивно воспринимать информацию, а участвовать в познавательном процессе, направлять и корректировать его. Квест «Во имя Победы » включает в себя прохождение шести этапов. На выполнение предложенных заданий учащимся выделяется 90 минут. Данная разработка затрагивает все виды деятельности школьников младших классов, включая творческую, спортивную, учебную и т.д., в которых возможно и целесообразно не только решение задач их воспитания и социализации, но и формирования и развития патриотических чувств, без чего невозможно говорить о росте по-настоящему гармоничной личности.

Мероприятие начинается с торжественной линейки, вводного инструктажа, а также исполнения государственного гимна Российской Федерации. Далее учащиеся методом жеребьевки делятся на шесть команд. Командиры получают путевки, на которых указана последовательность прохождения квеста и места опорных пунктов. После чего, команды приступают к выполнению заданий, каждое из которых будет погружать их в соответствующую атмосферу.

 Первый этап – викторина «По страницам Великой Отечественной Войны». Дополнительные материалы - презентация и аппаратура. Отвечая на вопросы, учащиеся могут проверить имеющиеся знания и расширить кругозор за счет новой полученной информации. Данная викторина направлена на познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков, защитивших свободу и независимость Родины.

На втором «Медицинском» этапе школьники получают следующее задание: «Ваш однополчанин, прорываясь через оборону противника, получил огнестрельное ранение в левую ногу. Осколок разорвавшейся мины попал герою в живот. От боли и потери крови, Ваш товарищ потерял сознание. Скорее, вынесите пострадавшего с поля боя и окажите ему первую медицинскую помощь! В Вашем распоряжении будут бинты, жгуты и перекись водорода». С помощью заранее подготовленного реквизита школьникам предстоит выполнить предложенную задачу в кратчайшие сроки, за правильностью действий может наблюдать преподаватель ОБЖ.

Третий этап называется «Готов к труду и обороне» и включает в себя выполнение основных команд строевой подготовки: «Победу в войне нашим солдатам принесла не только любовь к Родине и готовность сложить голову за нее, но и безупречная дисциплина и беспрекословное выполнение приказов командира. Будьте внимательны! Если Вы не правильно выполняете приказ командира, Вы начинаете выполнять задание сначала!» Командиру отряда выдается список команд.

Этап «Мы помним, мы гордимся» позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Школьникам будет предложено за отведенное время нарисовать Боевой листок и презентовать его.

Следующий этап - спортивный. Между учащимися проводится эстафета, предварительно командир зачитывает вслух полученное задание: «Солдатам всегда необходимо было поддерживать себя в идеальной спортивной форме! Ведь им приходилось выносить серьезнейшие нагрузки, носить на себе оружие, провизию, воду, выносить с поля боя раненных товарищей! Вам предстоит выяснить, кто же из Вас выше, сильнее и смелее!»

После успешного прохождения предыдущего этапа учащимся будет предложено принять участие в спевке «Голос войны». Из дополнительных материалов потребуются распечатанные тексты наиболее известных песен военных лет и музыкальное сопровождение.

По прохождении шести этапов со всеми командами проводится беседа о проведенном мероприятии, обсуждается, что больше всего запомнилось, что понравилось, что не удалось, на основании чего делаются выводы об успехе проведения квеста.

Учащиеся активно участвуют в мероприятии, отвечают на вопросы, строят предположения, принимают самостоятельные решения и делают выводы. По итогам квеста можно говорить о положительной динамике роста и саморазвития школьников.

В процессе реализации целой системы работы  по патриотическому воспитанию, включающей в себя подобные мероприятия, к моменту окончания начальной школы у обучающихся  формируются такие качества личности как гражданская позиция, чувство патриотизма, верности Родине, духовность, нравственность, личная и общественная ответственность, способность к саморазвитию.  

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень  бы хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Внеурочная деятельность учащихся младших классов.

В презентации кратко описано виды внеурочной деятельности и её результат....

"Особенности внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС".

Выступление по теме: "Особенности внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС"....

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"

Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель:         Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...

Внеурочная деятельность школьников как потенциал достижения результатов ФГОС

Внеурочная деятельность позволяет достигнуть  личностных  и метапредметных ,предметных результатов.  Особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интерес...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...