Внеклассное занятие "Цветы на земле"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Лайер Галина Ивановна

Факультативный курс "Игровая экология" и "Палитра природы". На занятии ученики участвуют в сценке, читают стихи, знакомятся с произведениями художников, поэтов, фотографов,народными умельцами. В конце занятия рисуют одуванчики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyati_na_sayt.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие  по экологии и палитра природы.

Подготовила учитель начальных классов, первой квалификационной категории Лайер Галина Ивановна.

Тема; «Цветы на земле»

Цели: Показать детям многообразие цветов.

            Научить воспринимать красоту цветов и овладеть техниками «по сырому» и «монотипия», позволяющие выразить свои ощущения и впечатления об окружающем мире.

Формирование экологического мировоззрения путём развития эмоционального – чувственной сферы ребёнка

Ход занятия.

Звучит 1 куплет песни «Волшебный цветок»

Учитель.  Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?

Ученики: о цветах.
Лесовик (входит)  Здравствуйте, мои дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим с вами о чуде, которое окружает нас повсюду и     радует своей красотой.

Цветок (входит в класс)  А-а! Кого я вижу! Здравствуйте,  ребята и Лесовичок!

Очень рада всех вас видеть.

Лесовичок.  Прекрасный цветок! Мы с ребятами хотим поближе познакомиться с цветковыми растениями. Узнать, как вы поживаете в нашем мире.

Цветок.  О-о! Я с удовольствием поговорю с вами! Только одну минуту (появляется бабочка) Не пролетайте мимо, милая Бабочка! Я давно вас жду!

Бабочка. Лечу – лечу (садится на цветок). Мимо Вас пролететь невозможно!

Вы так красивы. Ваши лепестки такие яркие, словно наши крылышки! Я отдохну немного, если Вы не возражаете….

Цветок. Ну, что Вы! Мне совсем не тяжело, мне очень приятно, что вы заглянули ко мне. Не откажитесь и от угощения сладкого нектара!

Бабочка. Ну, когда же я отказывалась от нектара? ( причмокивает, блаженно покряхтывает – пьёт нектар) О, я, кажется уже сыта! Благодарю Вас (улетает).

Цветок. Ну, что Вы! Это я вам благодарна! Прилетайте ещё!

Лесовичок. Ребята, вам  не показалось странным, что Цветок, напоив Бабочку                 нектаром, сам же её благодарит?

Цветок. Здесь нет ничего странного! Ведь Бабочка оказала мне неоценимую услугу. (недоговаривает, т.к. замечает летящего Шмеля). Извините, но этого гостя я тоже не могу не позвать к себе! (садится на цветок). О! Какой запах! Так бы и вдыхал его!

Шмель.  О прекрасный цветок! Да мимо Вас пролететь просто невозможно! О, какой волшебный аромат излучаете Вы вокруг себя!  (Садится на цветок) О! какой запах! Не пролетайте мимо!

Цветок. Я знаю, что не меньше, чем мой аромат, вы любите и мой нектар. Угощайтесь, не стесняйтесь, дорогой Шмель!

Шмель. Я с удовольствием (Пьёт нектар). Как з-з-замечательно! Спасибо Вам! (улетает).

Лесовичок: Ребята, вот опять Цветок благодарит Шмеля за своё угощение!

Цветок. И Шмеля и Бабочку я благодарила за то, что опылила меня.

Как? Когда?

Цветок. Да вот только на ваших глазах!

Лесовик. Ничего не понимаю! Мы с ребятами видели, как Вы угощали Бабочку и Шмеля сладким нектаром.

Цветок. Вот именно! Сладкий нектар, яркие лепестки, чудесный аромат всё для того, чтобы принимать, привлечь насекомых.

Лесовичок. Да, мы заметили, что Вы очень гостеприимны.

Цветок. Я приглашаю насекомых для того, чтобы они на крыльце моего пестика принесли пыльцу с других цветов.

Лесовичок. Почему?

Цветок. Да, именно так и происходит опыление большинства цветковых растений с помощью насекомых. Ну, давайте по порядку, Насекомые, увидев яркие лепестки цветов или почуяв его аромат, летят к нему, Бабочки, шмели, осы и другие знают, что в Цветке обязательно есть нектар. Они старательно ищут его, переползая с одной тычинки на другую. При этом, сами того не замечая, собирают на лапки и крылышки пыльцу с тычинок. Выпьют нектар и летят к другому цветку – такому же яркому и пахучему и несут на себе пыльцу. Пока отыскивают сахарный сироп на своём цветке, пыльца с лапок и крылышек попадают на рыльце пестика этого цветка. Вот так и происходит обмен пыльцой.

Лесовичок. А дальше что?

Цветок. А дальше? Пыльца попадает внутрь пестика, чтобы у цветка появились дети – семена. И через год на этом месте вырастут новые цветы. Вот так будет вечно продолжаться наш красивый род, украшать нашу Землю. (цветок уходит).

Лесовичок.               Если я сорву цветок,

                                    Если ты сорвёшь цветок,

                                    Если вместе – я и ты –

                                    Если мы сорвём цветы:

                                   Опустеют все поляны

                                    И не будет красоты. (уходит)

Учитель .Вот так – то. Как всё оказывается, связано: жизнь насекомых и новые  цветы на земле. Посмотрите на цветы лугов, полей, садов и болот. Они всегда вдохновляли поэтов, художников, фотографов, писателей, народных мастеров, музыкантов. Свою любовь к прекрасному на земле, они выражают в своих работах.

Ученик. Александр Михайлович Грицай. Из прошлогодней, прелой листвы показались первые голубые подснежники. И в голом лесу повеяло настоящей весной. В этом пейзаже есть какая то таинственность. Среди замерзшего леса появились вестники весны.

Ученик. Пётр Иванович Кончаловский на протяжении  всей своей жизни рисовал свои знаменитые букеты «Сирени». В цветах есть всё, что существует в природе –

Писал художник, - только в более утончённых и сложных формах. Огромные пышные кисти белой  и лиловой сирени дышат свежестью только что срезанных влажных цветов.

Ученик.  Художник Александр Михайлович Герасимов показал лучшую пору весны – цветущий сад. В неподвижном воздухе, кажется, не шелохнётся ни один листик, лишь пчёлы нарушают тишину своим неумолчным звоном.

Учитель. Так фотографы запечатлели прелесть цветов.( Показ фотографий с видами цветов). Поэты пишут стихи. Послушайте одно из них.

Е. Серова «Ромашки»

                   Нарядные платьица

                   Жёлтые брюшки

                   Ни пятнышка нет

                 

                      На красивой одёжке

                      Эти ромашки –

                      Вот – вот заиграют,

                      Как дети в пятнашки.

Учитель. А это работы народных умельцев.  (показ жостовских подносов, сувениров). Родители вместе с вами подготовили выставку.  (показ работ). А писатель Михаил Михайлович Пришвин описывал в рассказе деревенский луг. Послушайте ребята.(чтение рассказа «Золотой луг»)

Какое открытие для себя сделал писатель?

Ученики. Одуванчики ложатся спать вместе с детьми и вместе с ними просыпаются.

Учитель. Давайте и мы изобразим одуванчик. С помощью каких приёмов и техники можно выполнить работу?

Ученики.  «По сырому», «монотипия»

(на фоне музыки идёт обьяснение этапов работы)

Учитель. Изобразим цветовую гамму земли техникой  «монотипии». Как? На палитру нанесём мазками зелёную краску. Почему? Затем белую. Зачем? Жёлтую. Почему? Затем кладём лист на палитру и протягиваем..

Пусть немного просохнет, а мы рассмотрим одуванчик.

- Что интересного увидел художник?

Ученики. Из одного корня появилось три цветка, листья длинные с зубчиками.

Учитель. Что за цветы мы увидели?

Ученики. В бутоне, в расцвете и зрелый с семенами.

Учитель. Рисуем тонкой кисточкой стебель цветка снизу вверх.

                 Теперь листья. И бутон.

  Уронило солнце лучик золотой.

  Вырос одуванчик первый молодой.

  У него чудесный золотистый цвет.

  Он большого солнца маленький букет.

 (учитель рисует и рассказывает стихотворение).

Учитель. А теперь нарисуем созревший цветок. Какой приём применим?

Ученики. Штрихом.

Учитель. Давайте штрихом.

Учитель. Работаем белой краской и тонкой кистью.

Дунешь на него, и  полетят во все стороны семена  и на следующий день вырастет «Золотой луг»

Учитель. Дуньте. Полетели белые парашютики. У вас получились прекрасные работы. Какую пользу приносят одуванчики?

Ученики. Корень возбуждает аппетит. Листья богаты каротином, витамином С и В2, никотиновой кислотой, калием, кальцием, железом, марганцем. Он помогает при хронических заболеваниях печени, почек, атеросклерозе. Из майских листьев готовят салат.

Учитель. Что должны делать мы, чтобы каждый год появлялись новые растения?

Ученики. Не рвать цветы, не топтать, оставлять для созревания.

(оформляем выставку работ)

Ученик.   С целым миром спорить я готов

                  Я готов поклясться головою,

                   В том, что есть глаза у всех цветов,

                   И они глядят на нас с тобою.

                   Кто не верит, всех зову я в сад –

                   Видите, моргая еле – еле,

                   На людей доверчиво глядят

                   Все цветы, как дети в колыбели.

  Расул Гамзатов (дагестанский поэт)

Учитель. Какие цветы растут у вас дома? Живые цветы намного красивее, чем нарисованные. Чтобы продлить эту красоту, я даю вам задание:

 

Вырастить цветы на даче и сфотографировать, можно запечатлеть и комнатные растения. После лета сделаем выставку, которую назовём

 «Цветы на Земле»

Звучит 2 куплет песни «Волшебный цветок».

         

                             

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)

Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, ...

Конспект внеклассного занятия "Дары Земли"

Данный материал предназначен для ознакомления учащихся с разнообразными дарами земли (фруктами). Стимулирует мыслительную и творческую деятельность учащихся, вызывает интерес к укреплению  с...

Внеклассное мероприятие "День Земли"

Конспект внеклассного мероприятия "День Земли" с презентацией...

Разработка внеклассного мероприятия - День Земли

Данный документ является внеклассным мероприятием по окружающему миру для учащихся начальных классов.  Его содержание в занимательной форме рассматривает проблемы охраны окружающей  среды и ...

Внеклассное мероприятие "Берегите землю, берегите!"Неделя экологии 4 класс

Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.Привлекать к природоохранной работе....

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Внеклассное мероприятие"Щедра земля Московская талантами"

С помощью этого мероприятия формируется интерес к истории и культуре своего народа, воспитывается гордость за национальную культуру, развивается интерес к изучению родного края....