Классный час "Они помогли победить: животные в боевом строю"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рассказать учащимся о роли животных на войне. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать общечеловеческие и нравственные ценности учащихся. Прививать любовь и ответственность к четвероногим питомцам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Они помогли победить: животные на боевом посту»

Ржевцева Зоя Николаевна

Цели:

1.Формирование у школьников патриотической позиции.

2.Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.

3.Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

 1.  Рассказать учащимся о роли животных на войне;

 2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.

Слайд №1

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном часе?

Да, речь сегодня пойдёт  о великой Отечественной войне.

Учитель: Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

-         Зачем отмечают этот праздник?

 Да в этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов.

Учитель: Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы.

- Кто, ребята, принял участие в этой войне?      (ответы детей)

И не только. Рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями.

- А кого мы называем меньшими братьями?

 Звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.

Слайд № 2

Наш классный час называется «Животные в боевом строю».

 

Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

Учитель: Идут  годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

        В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов.

 

                                                          Слайд №2

Учитель: Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.

Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

Слайд №3

Ученик:  У нас уважают собаку недаром:

                  Собака на фронте была санитаром,

                  Связистом, сапёром. Порою собаки

                  На танки бросались во время атаки.

                  Да, на войне получалось и так,

                  Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Учитель: Ребята, скажите, как вы думаете, как собаки могли помогать людям на войне?

(ответы детей)

Учитель:

Во Время Великой Отечественной войны на фронте служило:

  • 40 000 собак;
  • Было создано:
  • 168 специальных воинских частей использовавших собак;
  • 69 отдельных взводов нартовых собак;
  • 29 отдельных рот миноискателей;
  • 13 отдельных специальных отрядов
  • 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

Слайд № 4

У фронтовых собак была даже своя форма: зимой на них одевали белые халаты, делавшие их незаметными на снегу.

Санитарные упряжки имели большую возможность маскироваться. Каждая упряжка заменяла минимум 3-4 санитара. Эвакуация при помощи санупряжек осуществлялась быстро и безболезненно для раненых. Отряды ездово-нартовых упряжек были неотъемлемой частью санитарного транспорта и зимой, и летом. Они вывозили с поля боя тяжело раненых бойцов и офицеров и доставляли на огневые позиции боеприпасы. На Карельском фронте, в условиях снежных заносов, бездорожья и распутицы нартовые упряжки были основным видом транспорта для доставки питания на передовые линии фронта и подвоза боеприпасов.

Учитель: Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её  помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

Слайд № 5

Учитель:  Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение.

Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 г.: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится». Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”.

В  архиве сохранилось  одно забавное распоряжение, касающееся собак: «за то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди».

Слайд №6

Учитель:  По официальной статистике во время Великой отечественной войны

  • собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;
  • нашли 4 миллиона мин и фугасов;
  • участвовали в разминировании 300 крупных городов;
  • в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;
  • проложили 8 тысяч километров телефонного провода;
  • уничтожили 300 вражеских танков.

Слайд №7

Лошади

Учитель. А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородных животных – о лошадях.

Ученик. …И стучат по планете копыта

                Там где войн полыхает гроза.

                Сколько бедных их было убито,

                Человечьи их плачут глаза…

Лошади старались, как умели.

 Вынесли героев из атак –

 Чтоб герои в песнях прогремели,

 Только не споют о лошадях…….

На самом деле число их было огромно: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только в кавалерии: шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на лошадях перевозились пушки и многое другое. Лошадь практически была основной тягловой силой. Даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. У немцев в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, фашисты быстро осознали преимущества «четвероногой» тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий… Лошади тоже приближали Победу, хотя их вклад на первый взгляд был не так заметен. И хоть большинство из них не ходило в атаки (те же кавалеристы часто предпочитали действовать в пешем строю, лошади на войне гибли и получали ранения.

Учитель:  Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.

Слайд №8

Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

 И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.

В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.

Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, провианта и раненых

          Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Слайд №9

Учитель:  В скором времени на Поклонной горе будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

Учитель:   Ребята, как вы думаете, какие ещё животные помогали людям во время Великой отечественной войны? (Ответы детей)

Слайд №10

 Учитель:   

С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу.

         Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.

 Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году.

         Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам.

Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Ученик:  Кошки слайд

Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.

Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей.

Настало время, когда в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город начали атаковать крысы. Интересно, что после прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли более 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс.  

Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций которые мыши и крысы переносили.

В Тюмени в 2008 году в память о кошках, спасших  блокадный Ленинград от крыс, был открыт “Сквер Сибирских кошек”. Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – “Никто не забыт, ничто не забыто”...

Ученик

Я бы хотел рассказать вам историю о том, как кошки спасли лётчика.

В годы  Великой Отечественной войны летчик-истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть  с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами.

        Кое-как из последних сил он добрался до старой ветряной мельницы, вполз в  ее помещение по ветхим ступеням и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва лётчик подумал, что это от слабости ему что-то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки.  

        Двое суток провел раненый на  мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот прошиб его мгновенно. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами.

        Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…и вдруг дикий кошачий вопль просверлил его уши, заставил притаиться. Но это было еще не все. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо…

        Немцы ушли. А на утро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили кошкам маленький кусочки сала. Ведь они, как и партизаны, были его спасителями.

Учитель: Следующая страничка нашего классного часа будет посвящена птицам.

Слайд №11

Голуби

Учитель: Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя.

В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь.

 Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.

        Но не только голуби спасали людей на войне. Сейчас ребята вам расскажут, как в годы войны птицы спасли раненых и голодных жителей Мурманска.

Ученица: Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолётов ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию» Шестого Особого дивизиона.      

           В бухте безымянной на Новой Земле, где высились стометровые  скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их-то с сердечным извинениями перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелёгкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

Слайд №12

        Учитель: Вот прошло уже 67 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир!

Ученик. Мир это лучшее слово на свете,

                Взрослые к миру стремятся и дети,

                Птицы, деревья, цветы на планете.

                Мир – это главное слово на свете.

                                       Любить этот мир, любить его свет…

                                       За то, что в нём есть, за то, чего нет.

                                       Любить просто так, за то, что живёшь.

                                       За то, что берёшь и что отдаёшь.

                                       Любить за свободу и за красоту.

                                        Его совершенство, его простоту.

                                       Любить в ожидании нового дня,

                                       Который в ответ тоже любит тебя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Они помогли победить

Речь в учебной презентации идет о животных, помогавших в годы Великой Отечественной войны людям. Об их неоценимом вкладе в нашу победу....

Они помогли победить.

Классный час о собаках помогающих нашим войскам во время Великой Отечественной войны. Проводится ко Дню Победы....

Они помогли победить

Классный час - знакомство младших школьников с историческими событиями, связанными с участием животных в Великой Отечественной войне....

Классный час "Дорогами Победы 77 годовщина Победы в Сталинградской битве"

Дети узнают хронику событий Сталинградской битвы. Прочитают стихи о воинах - победителях. Минута молчания....

Урок Победы."Они помогли победить!"

Рассказать учащимся о роли животных на войне;показать вклад животных в достижение победы советского народа над фашистскими захватчиками....