Классный час " Войной украденное детство".
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Абрамова Ольга Викторовна

Открытый классный час проведен   вдекаду педагогического мастерства во 2 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_voynoy_ukradennoe_detstvo_3_g.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

ТЕМА

«Войной украденное детство…»

Номинация: - «Им было столько же, как вам…» -

     

Духовно-патриотическое направление: кружок

« Маленькие россияне».

Подготовила :учитель начальных классов

О.В.Абрамова

Цели и задачи:

  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне
  • рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок
  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
  • воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа
  • побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях
  • прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Оборудование:

  • компьютер
  • экран
  • презентация «Дети войны…»
  • Фильм о Ветеранах Великой отечественной войны
  • фонограммы:  песня « Пусть всегда будет солнце»

                              голос Левитана (аудиозапись о начале войны)              

                              песня «Вставай страна огромная…»      

                             песня «Хотят ли русские войны..»

                             песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

                             песня « Не отнимайте солнце у детей»

                                Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова

  • выставка книг о войне
  • рисунки учащихся на тему «Счастливое детство»
  • карточки с заданиями

Ход занятия:

Слайд 1(звучит 1 – й куплет песни « Пусть всегда будет солнце»

Музыка: А. Островский Слова: Л. Ошанин)

Солнечный круг,

Небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И написал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

1. Вступительное слово учителя.

-Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков на тему «Счастливое детство»

(на доске рисунки учащихся)

- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?

-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым?

(ответы детей)

-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?

(ответы детей)

Слайд 2.Учитель.  Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

1.Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

2.Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Слайд 3.Учитель:…Шел 1941 г. Тихая летняя ночь на 22 июня. Представьте, это вы в ту далекую ночь видите сладкий сон. Что может присниться обычным мальчишкам и девчонкам того времени в 8-10 лет? Кому-то снится цирк, куда он утром пойдет с братом. Кому-то снился футбольный матч – завтра решающая игра с соседней улицей и надо обязательно выиграть. Ребятам в лагере снился пляж с горячим золотым песком и тихая до горизонта гладь моря, залитая солнцем.

Но не пионерские горны разбудили в то утро многих мальчишек и девчонок в нашей стране, а вой самолетов с фашисткой свастикой; не ласковая мамина рука, а взрывы снарядов. В то утро началась война.                              

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.

        И  вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские  мечты…

      Слайд 4.Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный  свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.                                                                

Перелистывая страницы и слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

                        1 страница 

« ВСТАВАЙ, СТРАНА  ОГРОМНАЯ…»

Ученик: Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья.  В домах тишина. Мирно спят люди. И вдруг…

Слайд 4- звук.Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)

Внимание!

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление советского правительства.

Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…

      Ученик:В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война… Слайд 5                             

Звучит песня «Вставай страна огромная…»                (слайд 5)+ звук

Ученик: И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе  на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага.                                                                                  

Ученик.

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Ученик: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом.

В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…

Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

 Ученик: Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

УЧЕНИК: Гремели " К бою" трубы полковые

Военный гром катился над страной

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели

Во всем полку сапог не подобрать

Но все равно в боях они умели

Не отставать, не отступать и побеждать.

Ученик: Тянули связь военные мальчишки

Катили в бой на танковой броне

Валились с ног в минуту передышки

И в час ночной неслись они домой.

Жила в сердцах их взрослая отвага

В 12 лет - по взрослому сильны.

Не все дошли с победой до рейхстага.

А мужественно падали в бою.

Групповая работа

Словарная работа.

На столах карточки:

1 группа.

Учитель.

-Война. Это страшное слово.

Подберите слова – синонимы к слову «война»

(война – бой, битва, сражение)

-Группа 2:Подберите слова  – синонимы к слову «солдат»

(солдат – воин, боец…)

Группа 3-Почему война называлась Великой? Отечественной?

Группа 4-Какие еще прилагательные вы можете подобрать к слову «война»?

2 страница

« ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА»    

 (страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, освободительная)

Песня.

Слайд 7

Ученик: Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.                                                                                

Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах.

Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".

Слайд 8:Ученик : Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Ученик: Как много пришлось им испытать в те годы!

На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.

Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе  со взрослыми.

Работа в группах.

Работа над пословицами и поговорками.

-Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине, смелости, войне вы приготовили к сегодняшнему классному часу?

Ученики с мест:

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-В мире жить - с миром жить.

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-Воин воюет, а детки горюют.

 -В бою побывать - цену жизни узнать.

-Война приносит шрамы и раны.

 -Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

                            И т.д.

Учитель.

-А теперь я предлагаю вам выполнить первое «боевое задание»:

Соедините части, чтобы получились целые пословицы.

(детям раздаются карточки с пословицами)

Войну хорошо слышать,

а война разрушает.

Хочешь победить на войне-  

тот врагов одолеет.

Мир строит,

друзья солдата.

Дружно за мир стоять-

а пришлось горевать.

Кто оружием умело владеет,

работай вдвойне.

Автомат да лопата -

а приятель дружеством

Бой красен мужеством,.

а от Москвы на санках.

Враг хотел пировать,

войне не бывать.

До Москвы на танках,

да тяжело видеть.

-

3 страница

« ДЕТИ В ТЫЛУ»

Слайд 9:
Ученик.
Мне на веку запомнилось немало,

        И только детства вспомнить не могу:

Его война, как стебелёк, сломала

Июньским днём за речкой, на лугу.

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ученик: Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

Отцы на фронт – дети на завод.

Ученик.

Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

мальчишки с Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих завода,

А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

Слайд 10.Учитель. Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.                                        

  Не только на заводах ребята помогали старшим.

        Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.

  Ученик.                                          

Меня война пахать учила.

Как мальчик с пальчик, так и я

Ходил за плугом молодчиной,

Пахал военные поля.

И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

Что надо срочно и досрочно,

И безогрешисто пахать.

Учитель.

Война – это голод и холод. В годы войны дети  не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Война – это боль и страдания. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжелые дни.

4 страница

«Дети в блокаде»

Слайд 11.

Ученик.

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

                        Голодных умирающих детей.

Учитель.

 «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. «Ленинградские дети»…Это холод, голод, слезы, стоны.                    

«Ленинградские дети»...  Это крики, бомбежки, разруха и смерть…

– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада.

Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму. Голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.

Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.

                      За этот период было изготовлено:

95 тыс. корпусов снарядов и мин;

380 тыс. гранат;

435 тыс. взрывателей.

Слайд 12.Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

          Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.  Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...

В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

           В Ленинграде начался голод.

         Ученик

А в голод спасала лишь корочка хлеба,

очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

не всех оставляя в живых.

Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.        (слайд…)

Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться.

Ученик

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...

Учитель.

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

-Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?

-Подумайте, а  всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?

-Задумайтесь, изменилось ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?

-О    ЧЕМ ЗАСТАВИЛА  ВАС ЗАДУМАТЬСЯ  ЭТА ФРАЗА «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ…БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»?

(ответы детей)

5 страница

«ДЕТИ  -ПАРТИЗАНЫ»

Слайд 13.

Учитель

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими  бойцами .          

Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны! Слайд 14

Ученик

Вспомним всех поименно,

      Горем вспомним своим...

      Это нужно -  не мертвым,

     Это надо - живым!

Работа в группах. Сообщения о героях- пионерах.

1 ученик                                        

Леня Голиков.  Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

                                                          2 ученик                           

Валя Котик        Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.

Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

                                3 ученик                                      

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.

Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

                                                             4 ученик                        

Марат Казей.  Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

        В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.

 Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

                                                       

5 ученик                                    

Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки.

     Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел.

 Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Звучит песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).1 куплет

6 страница

«ДЕТИ  И НАГРАДЫ»

Слайд 15.

Учитель

В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров - юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.                         За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Орденом Ленина

Орденом Красного Знамени

Орденом Отечественной войны 1-й степени

Орденом Красной звезды

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 - медалью «За оборону Москвы».

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза:      Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Учитель: Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...                                                                    

Ученики

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

7 страница

«КНИГА ПАМЯТИ »

Слайд 16.

Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.

Фильм.

Ученик

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

Учитель: Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

       -  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?

(ответы детей)

Чтец .Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

 Чтец .Мир – это утро, полное света и надежд.

Чтец.  Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Чтец.  Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Чтец Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Учитель

-Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.                                                                                                    

Список литературы

1. Журнал «Воспитание школьников» №3 2004, №6 1998, №9 2003

2. Журнал «Классный руководитель» №5 2004, №8 2004

3. Каверина М. А. Воспоминания о детстве в годы войны.

4. В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне .    Москва. «Молодая гвардия»1982

Ресурсы интернета:

• http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны

• http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети

• http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне

• http://www.a-z.ru/women_cd2/15/i8_1481-17.htm - военные фотографии

• http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm - дети в период ВОВ

http://vladnews.ru/2162/Pamat/Ih_frontom_byl_tyl_Kto_i_kak_ocenivajet_vklad_etih_ludej_v_Pobedu - Их фронтом был тыл.

• http://www.mashportal.ru/company_news-7765.aspx - о Пермском моторном заводе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Войной украденное детство"

Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....

Классный час "Зачем,война, ты детство отняла?"

Классный час по патриотическому воспитанию, рассказывающий о жизни детей во время ВОв....

классный час "Война ворвалась в детство, в юность"

Этот классный час посвящен детям-участникам Великой отечественной войны. Также на классном часе использовалась презентация....

Войной украденное детсво

Творческая работа воспитанника и родителя...

Проект "Украденное детство"

Во внеурочное время обучающиеся 4 класса работали над проектом "Украденное детство". Посещали очевидцев ВО войны, брали у них интервью, искали информацию в интернете....

Классный час на тему "Детство, опаленное войной"

Разработка классного часа о детях войны, посвященная 75-летию Великой Победы...

Методическая разработка к проведению классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция «Дневник Тани Савичевой»

Методическая разработка к проведению  классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция    «Дн...