Программа внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования  является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_kray_programma.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90 городского округа Самара

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 90 г. о. Самара

________________________

( подпись)       (

«___»__________20______

   СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР ____________(подпись)                 ()

«___»__________20______

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей

начальных классов ________________________

от  «___»_________20____

протокол № ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ   НАПРАВЛЕНИЮ

«Край родной»

(1-4 класс)

               Учитель начальных классов Матвеева Светлана Анатольевна

г. Самара, 2012

Программа модифицированная адаптирована для детей младшего школьного возраста и  соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с реалиями сегодняшнего дня.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                               Актуальность программы

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования  является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель программы: формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.

Данная программа реализуется с 1-го по 4 класс.  

Структура программы:

1класс «Мой дом – моя крепость»  -33 часа (1 час в неделю)

        2 класс «С чего начинается Родина…»- 34 часа (1 час в неделю)

3 класс  « Россия – Родина Моя»  -34 часа (1 час в неделю)

        4 класс «Становление будущего гражданина» - 34 часа (1 час в неделю)

Программа  разработана для учащихся 1-4 классов, реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время.

1класс

Задачи 1 класса:

1)воспитание в детях самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, уважение к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям;

2)воспитание любви к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и её традициям;

3)формирование представления о природном и социальном окружении человека, умения вести себя в нем в соответствии с общечеловеческими нормами.

Планируемые  результаты реализации программы первого года обучения

 Предметные результаты: расширение, углубление знаний по предмету «Окружающий мир», «Физическая культура», «Изобразительное  искусство», «Литературное чтение», «Технология».

Дети будут иметь представление:

  • о родословной;
  • о  семейных традициях и реликвиях и семейном архиве;
  • о режиме дня школьника и личной гигиене;
  • о сервировке стола;
  • о гостеприимстве;
  • о прекрасном в быту:  картины,  резьба по дереву, изделия рукоделия и т.д.;
  • о дружбе.

    знать:

  • историю своего имени, фамилии;
  • домашний адрес;
  • традиции своей семьи, реликвии;
  • что хранится в семейном архиве;
  • режим дня школьника;
  • чем и как украсить свой дом;
  • назначение столовых приборов;
  • как вести себя за столом;
  • как принять гостей и организовать праздник.

Универсальные учебные действия

Дети будут уметь:

  • ориентироваться в городе по данному адресу;
  • ориентироваться в школе и соблюдать правила поведения школьника;
  • делать утреннюю зарядку;
  • пользоваться предметами для личной гигиены;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • делать поделки своими руками;
  • проводить игры с детьми;
  • работать в коллективе.

Личностные результаты

  • познание собственного «я»;
  • познание себя и других;
  • осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
  • признание дружбы, частности, ответственности, трудолюбия,  уважения к старшим и людям труда.

Учебно-тематический план на 33 часов (1 час в неделю)

1 класс

№ темы

Тема

Количество часов

Формы работы

Критерии оценки

Теория

Пратика

1

Моё имя и фамилия мини-исследование  (с привлечением бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек)

1

1

1.«Что значит имя мое» - беседа.

2.Беседа «Моя родословная».

3.Игра – тренинг «Наши имена».

4.Праздник-проект «Давайте познакомимся».

Активность.

Самостоятельность.

2

Домашний адрес

1

2

1.Экскурсия по микрорайону.

2. Экскурсия в  школьный музей.

3. Игра – тренинг «Путешествие по родному городу».

Сознательность и заинтересованность.

3

Мои родные

1

2

1.Конкурс рисунков  ко Дню Матери.

2. Конкурс рисунков  ко Дню Пожилого человека.

3.Классный час «Тепло родного очага».

4. Конкурс «Устами младенца».

5.Конкурс «Семейная песня».

Творческий подход к выполнению заданий.

Активность и заинтересованность.

Артистизм и выразительность.

4

Семейные традиции

-

2

1.Конкурс рисунков «Моя семья».

2.«Угощаем чаем» - посиделки.

3. Праздник «Семейные традиции».

 Конкурс «Семейные традиции». Конкурс «Семейная реликвия». Конкурс «Кулинарный поединок».

4.Практическое занятие «Подарок гостю». Игра «День именинника».  

Творческий подход.

Активность.

Творчество и артистизм.

5

Я – член семьи

1

1

1.Беседа о поведении дома, в семье.  Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно».

2.Конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни».

3.Игра – тренинг «Мой автопортрет».  

4.Концерт-проект «Поздравление мам» (стихи, танцы, инсценировка, частушки, песни).

Сознательность и активность.

Выразительность.

Самостоятельность.

Активность, артистизм, выразительность.

6

Распорядок дня, правила личной гигиены

1

2

1.Беседа «Режим дня детей  начальных классов».  

2.Практическое занятие, на котором дети знакомятся с понятием «Гигиена» и на практике учатся ухаживать  за полостью рта, за  кожей, волосами.

3.Беседа о гигиене жилища.

4.Конкурсно-игровая программа «Путешествие в страну Здоровья».

5.Игра с Мойдодыром  «Собери ручейки в речку».

Сознательность и активность.

Активность и правильность выполнения.

Активность

7

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям

1

2

1.Беседа «Поговорим о дружбе» Прослушивание стихотворения «Слово – друг».

2.Знакомство с литературными произведениями о дружбе.

3.Игра «Я и мой друг».

Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры).

4.Игра «Дружба крепкая очень нам нужна»…

Активность и заинтересованность.

Артистизм

Работа в группе

8

Основы закаливания и комплекс физических упражнений

1

1

1.Веселое путешествие в страну природы и здоровья – туристический слет.

2.Мама, папа, я – спортивная семья.

3.Конкурс знатоков спорта.

Игра «Вперед, мальчишки!».

Активность

9

Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами

1

2

1.Беседа-игра (вступительное слово учителя о значении  пищи для человека).

2.Практическая игра «Маленький поваренок». Правила поведения за столом: проект-игра.

3.Практическое занятие «сервировка стола» (для завтрака, для обеда, праздничная сервировка).

Практическая игра «Я приглашаю тебя в гости».

4.КТД «День именинника» с применением изученных правил.

Активность

Самостоятельность.

Работа в паре.

Правильность выполнения.

Правильность выполнения.

10

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам

1

2

1.Экскурсии в музеи: Русская горница, выставка  «Из бабушкиного сундука».

2.Краеведческий музей, в школьную и районную библиотеки.

3.Выставка  с предварительной  подготовкой  «Прекрасное в быту» (изготовление игрушек в мастерской Деда Мороза).

Сознательность и заинтересованность.

Самостоятельность выполнения.

11

 Семейный архив.

1

2

1.Беседа о средствах общения  людей.

2.Конкурс «Семейная переписка».

3.Мини-исследование «Семейная  переписка».   Итогом этой работы  будет «Устный журнал»,  на страницах которого  откроется жизнь наших прадедов через письма.

4. Семейные реликвии – беседа о понятии «Реликвии».

Портфолио добрых дел.

12

Мой дом – моя крепость. Что меня окружает?

1

2

1.Беседа «Что такое семья». Просмотр сценки из жизни одной семьи.

2.Устный журнал о семье, о мире в семье, о  гостеприимстве.

3.Игровая программа «Бабушкины игры».

4.Игровая ситуация «Кому что подарить».

5.Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить». Шуточная инсценировка «Как надо дарить подарки».

Активность и заинтересованность.

Творческий подход к делу.

Артистизм

Итоговая конкурсно-игровая программа

-

1

Итоговая конкурсно-игровая программа.

Этапы:

1. «Представление семьи».

2.«Загадки и пословицы».

3.«Угадай свою маму».

4.«Наша родословная». Представление командой сказки  мимикой и жестами.

5. «Антиреклама».

6. «Отгадай песню».

Артистизм, и выразительность.

Содержание программы 1 класса (33 часа)

Моё имя и фамилия (2 часа)

Цель: установление контакта между детьми, а также между детьми и учителем; преодоление эмоциональных барьеров в общении с окружающими; развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Занятие 1

«Что значит имя мое» - беседа. Раскрывает значение имени для человека,  создает важную предпосылку для развития межличностных отношений в классе.

Беседа «Моя родословная». Школьники изучают родословную своей семьи, интересуются историей отцов, дедов,  прадедов.  Собранный материал оформляется  в виде альбома. В начале занятия звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова Матусовского, музыка Баснера). После прослушивания учитель организует беседу.

– Какое чувство вызвала у вас песня?  

- От какого слова произошло слово Родина?

В конце занятия учитель еще раз объясняет и показывает детям, как составляется родословная при помощи фотографий.

Игра – тренинг «Наши имена». Игра сближает участников друг с другом и способствует формированию дружеских отношений.  Благодаря игре, каждый из детей получает заряд хорошего  настроения  и свою долю внимания. Игра проводится в два круга (1- дети здороваются друг с другом за руку, при этом каждый называет свое имя, например:

« Здравствуй, я Маша». 2- каждый обращается к соседу по имени, если он забыл, тот ему подскажет. Например: «Привет, Катя!»

Занятие 2

Праздник «Давайте познакомимся». Игра помогает детям лучше  узнать друг друга, понять свое отличие от других;  развивает коммуникабельность.

1.  Викторина «Знакомство».

 - Кого у нас в классе больше?

 - Каким именем можно назвать и мальчика и девочку? …

2. Игра «Найди пару». Дети делятся на две команды. У них карточки с полными и неполными именами, чья команда быстрее составит пару: Оля – Ольга….

3. Игра – соревнование «Новый шаг – новое имя». Мальчики называют имена девочек, а девочки мальчиков. За неверно названное слово – шаг назад.

 4. Игра «Получи имя» Изменив одну букву в слове, играющий получает имя, например: каша  - Даша, Маша…

5. Игра «Реши примеры». Печатаем заглавными буквами слово ДОЛЯ – минус буква Д=?.....

6. Игра «Музыкальный ринг». Соревнуются команды, кто больше вспомнит песен с именами.

Домашний адрес (3 часа)

Цель:  формирование понятия «адрес»; воспитание любви к отечеству; знакомство с родным городом, воспитание чувства гордости за своих земляков; воспитание бережного отношения к дому, улице, городу.

Занятие 1

Экскурсия по микрорайону.

Занятие 2

Экскурсия в  школьный музей. Необходимо  познакомить детей с историей города и района, с почетными гражданами города.

Занятие 3

Игра – тренинг «Путешествие по родному городу». В ходе игры отрабатывается понятие адрес, воспитывается чувство гордости за родной город.

1. Устный рассказ на тему:  «Какие достопримечательности есть на твоей улице или вблизи твоего дома?»

 2. Беседа «Мой адрес». Учитель дает детям задание: «Пригласите меня в гости» (дети сообщают свой домашний адрес).

Мои родные (3 часа)

Цель:  воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, укрепление и гармонизация  внутрисемейных  отношений через проведение коллективно-творческих дел «Дети  плюс родители».

Конкурсы являются подготовительной работой  к празднику «Папа, мама, я – дружная семья».

Занятие 1

Конкурс рисунков  ко Дню Матери. Воспитывает чувство любви, доброты, уважения к матери.

Занятие 2

Конкурс рисунков  ко Дню Пожилого человека воспитывает чувство уважения, заботы, внимания и сострадания к пожилым людям.

Занятие 3

Классный час «Тепло родного очага».  Чтение стихотворения З.Зелка «Какой хороший вечер» с последующим обсуждением. Беседа: «Когда и почему нам дома бывает тепло и уютно?». Рассказы детей о своей семье, о своем доме. Работа над деформированной пословицей: всяидушасемья – так вместенаместе (вся семья вместе, так и душа на месте). Рефлексия: - Чем крепка семья?  Зависит ли от вас «Погода в доме?».        

Конкурс «Устами младенца»:  зачитываются ответы детей на вопросы: «Что такое любовь, семья, брак?», «Кто такие супруги?».

 Конкурс «Сериал из жизни нашей семьи…» (группы показывают домашние задания: экстремальная ситуация, когда даются различные жизненные ситуации, а дети находят выход из них).  

Конкурс «Семейная песня».

Семейные традиции (2 часа)

Цель:  привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям; распространение положительного опыта семейного воспитания.

Занятие 1

Конкурс рисунков «Моя семья». В детях воспитывается уважительное отношение ко всем членам семьи, развивается творческая активность.

Посиделки «Угощаем чаем». За круглым столом  с чашечкой чая  учитель проводит беседу о традициях  русского чаепития.    Во время беседы обращается внимание на сервировку стола.

Занятие 2

 Праздник «Семейные традиции». Конкурс «Семейные традиции»:  команды показывают домашнее задание с использованием семейных плакатов.

Конкурс  «Кто мы, откуда мы» (команды инсценируют семейные праздники).

Конкурс «Семейная реликвия»:  демонстрация старинных семейных вещей.

Конкурс «Кулинарный поединок»:  представление фирменных семейных блюд.

Конкурс «Семейные таланты».

Практическое занятие «Подарок гостю» (учим подбирать и дарить подарки).  

Игра «День именинника»  (заранее  проводим практическое занятие по изготовлению подарков). Игра развивает вкус,  отношение к человеку.

Я – член семьи (2 часа)

Цель:  формирование ценностного отношения ко всем членам семьи; воспитание добросовестного отношения к труду.

Занятие 1

Беседа о поведении дома, в семье.  Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно». Проводится рефлексия: «Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ?».

Проводится конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о  незабываемых событиях своей жизни. Игра – тренинг «Мой автопортрет».  Подготовительной работой является  выполнение своего автопортрета. На занятии проводится выставка рисунков.

Занятие 2

Концерт-творческий проект «Поздравление мам» (стихи, танцы, инсценировка, частушки, песни). В конце праздника дети вручают мамам их портреты, нарисованные заранее детьми.

Распорядок дня, правила личной гигиены (3 часа) 

Цель:  знакомство детей с режимом дня младшего школьного возраста; формирование  умения планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня; привитие ребенку гигиенических навыков.

Занятие 1

Беседа «Режим дня детей  начальных классов».    

Занятие 2

Практическое занятие, на котором дети знакомятся с понятием «Гигиена» и на практике учатся ухаживать  за полостью рта, за  кожей, волосами. Беседа о гигиене жилища.

Занятие 3

Конкурсно-игровая программа «Путешествие в страну Здоровья». Встреча с Мойдодыром, который проводит викторину по закреплению знаний и навыков, полученных в ходе предыдущих бесед.  Игра с Мойдодыром  «Собери ручейки в речку» (каждая команда получает конверт, где спрятаны голубые ленты – ручейки. На лентах указаны задания). Правильно угаданные ответы Мойдодыр  собирает в речку. После игры  Мойдодыр проводит ритмическую гимнастику.

Основы закаливания и комплекс физических упражнений (2 часа)

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни.

Занятие 1

Веселое путешествие в страну природы и здоровья – туристический слет (спортивно-конкурсная программа, куда входят  перетягивание каната, конкурс  знатоков природы,   конкурс на лучший осенний букет, конкурс « Самый прыгучий, самый ловкий»).

Занятие 2

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».

Презентация команд, эстафеты (разминка; забег спринтеров; интеллектуальные конкурсы: «Составь слово из букв»; спортивные конкурсы «Сороконожка» ( начинают папы, за ними цепляются мамы, затем дети. Все вместе бегут, чтобы никого не потерять); «Меткий стрелок  мячами в обручи»; «Бег в мешках»; «Неразлучные друзья» ( участники одной рукой берут друг друга за пояс, а другой держат мяч  задача не уронить мяч).

Конкурс знатоков спорта: 1. Каждая команда составляет из букв названия видов спорта (теннис, хоккей, футбол).  Члены команды каждый со своей буквой выбегают и занимают нужное место.  2. Какие экипировочные принадлежности  необходимы для занятий данным видом спорта? (среди кучи спортивных принадлежностей каждая команда выбирает те, которые принадлежат ее виду спорта). 3. Каждая команда проводит ритмическую гимнастику с остальными. 4. На стене прикреплены карточки со словами с разными видами спорта (тайм, гейм, штанга – объяснить значение этих слов).

Игра «Вперед, мальчишки!» Конкурсы:  «Меткий стрелок», «Теннисные мячи в ведра», «Санитары» (кто  быстрее и аккуратнее размотает и скрутит бинт), «Подбей танк» (сбиваем кегли), «Кто быстрее?» (собирают мозаику), «Петушиные бои» (у каждого участника за поясом хвост – надо его выдернуть, а свой сохранить).

Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами (3 часа)

Цель: приобретение детьми навыков правильного питания, правильного пользования столовыми приборами и умения вести себя за столом.

Занятие 1

Беседа-игра (вступительное слово учителя о значении  пищи для человека). Практическая игра «Маленький поваренок» (в форме диалога и картинок дети варят борщ). Здесь же идет речь о пользе каждого овоща.

Правила поведения за столом: беседа-игра (обсуждение ситуации «как сидеть», обсуждение ситуации «приборы»).

Занятие 2

Практическое занятие «Сервировка стола» (для завтрака, для обеда, праздничная сервировка).

Практическая игра «Я приглашаю тебя в гости» (обсуждение ситуации «Как не надо вести себя в гостях»; ситуация «Как развлечь гостей»; разыгрывание ситуации «Добро пожаловать к нам в гости»).

Занятие 3

Дня именинника с применением изученных правил.

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям (3 часа)

Цель:  формирование  у детей настоящей дружбы и уважительного отношения к друзьям, близким, соседям.

Занятие 1

Беседа «Поговорим о дружбе» (Как возникло само слово «друг»?)

Прослушивание стихотворения «Слово – друг».

Знакомство с литературными произведениями о дружбе (чтение и обсуждение литературных произведений о дружбе, инсценировка и разыгрывание ситуаций).

Игра «Я и мой друг» (проводится в группах: работа над пословицами, формулирование правил  дружбы).

Занятие 2

Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры). Например: Миша пришел домой к Пете, чтобы делать уроки. Пришла мама и попросила отнести в кухню сумки, Петя ответил, что занят серьезным делом – уроками. Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчика и т.д. Игровой момент: пословица рассыпалась («Старый друг лучше новых двух»).

Занятие 3

Игра «Дружба крепкая очень нам нужна»… Соревнуются три команды. 1. Конкурс художников «Портрет моего друга». 2. Конкурс «Песня о дружбе». 3. Конкурс инсценировок пословиц, поговорок о дружбе  (выбрать из двух вариантов пословицу «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», «Сам пропадай, а друга выручай» и т.д.)

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам (3 часа)

Цель:

Организация экскурсий в музеи: «Русская горница» (знакомство с народным прикладным творчеством, обучение  бабушкиным занятиям, оформление выставки  «Из бабушкиного сундука»); Краеведческий музей; в школьную и районную библиотеки.

Организация выставки  с предварительной  подготовкой  «Прекрасное в быту» (изготовление игрушек в мастерской Деда Мороза).

Мини-исследование семейного архива (3 часа)

Цель: формирование у детей чувства гордости за историческое прошлое своей семьи; проведение бесед о средствах общения  людей (письма, телефонные разговоры, телеграммы), о  культуре  эпистолярного жанра; создание  мини-исследований  «Семейная  переписка», устного журнала,  на страницах которого  рассказывается о жизни  прадедов через письма; проведение бесед на тему «Семейные реликвии» (понятие «Реликвии» (ордена, медали, книги, иконы …); оформление выставки (рисунки, фотографии, газетные заметки, видеофильмы, помещенные в школьном музее)

Мой дом – моя крепость. Что меня окружает? (3часа)

Цель:  воспитание у ребят чувства ответственности перед своей семьей; обобщение знаний учащихся о традициях и родословной своей семьи; развитие потребности хорошего тона.

Занятие 1

Беседа «Что такое семья» (сказка о первой семье, поиски ответа на вопрос «Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья»). Просмотр сценки из жизни одной семьи. Рефлексия: Какой совет вы бы дали девочке? Итог занятия: запомните три правила: уважай и люби старших; позаботься о младших; помни: – ты в семье помощник. Рефлексия: что необходимо, чтобы в семье был лад?

Устный журнал о семье и о мире в семье.  На доске оформлены страницы устного журнала:  в ходе устного журнала дети читают стихи, загадки, пословицы и поговорки о семье.

Страницы журнала: 1. Одна у человека родная мать,  одна у него и Родина; 2. Счастья не ищут, а делают (о любви, о семье). 3. В добре жить хорошо (о доброте и культуре поведения). 4. Не красна изба углами – красна пирогами (о гостеприимстве). 5.  Дерево сильно корнями, а человек трудом (о трудолюбии). 6. Здоровье дороже богатства (о здоровом образе жизни).

Игровая программа «Бабушкины игры». Программа проходит в форме  знакомства со старинными играми, обучением в них играть (лапта, городки, салки, ямки…).

Занятие 2

Игровая программа  -  размышление «Не дорог подарок, а дорога любовь»  (беседа о том, как правильно выбрать подарок). Игровая ситуация «Кому что подарить». История о девочке, которой   друзья  на День рождения подарили щенка, а мама  вернула его хозяину. Вывод: перед тем, как дарить подарок, посоветуйтесь со взрослыми).

Занятие 3

Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить». Изготовление поделок-подарков своими руками. Шуточная инсценировка «Как надо дарить подарки» (с огорчением по поводу затрат; с перечислением всех трудов и усилий, с похвальбой и т.д.)  Рефлексия:  как   бы вы хотели, чтобы вам подарили подарок?

Итоговая конкурсно-игровая программа

Конкурс «Представление семьи» (эмблемы, номера художественной самодеятельности). Конкурс «Загадки и пословицы» (отгадывание загадок и продолжение пословиц о доме и семье, например: Книга-раздвига на четыре листа, а в середине пуста  (изба); Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок) и т.д. Пословицы: Не нужен клад, …(когда в семье лад); В гостях хорошо…, а дома лучше и т.д.). Конкурс «Угадай свою маму» (дети с закрытыми глазами узнают свою маму по рукам). Конкурс –игра «Наша родословная» (с закрытыми глазами дети рисуют свою семью).   Представление командой сказки с помощью  мимики и жестов. Конкурс «Антиреклама» (провести каждой команде  антирекламу на телевизионную рекламу).  Музыкальный конкурс ( командам даются предложения, по которым они должны узнать и вспомнить песню, например: От нее станет всем теплей («Улыбка»);  Он бежит, качается («Голубой вагон»).

2 класс

Задачи 2 класса:

  • обеспечить широкую направленность воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края;
  • формировать сознание собственной роли в жизни малой родины, воспитывать ответственность  и гордость за достижения родного края и за прославленных людей города, формировать активную жизненную позицию, творческий потенциал;
  • воспитание бережного отношения к природе, ко всему живому, уважение к труду взрослых;
  • воспитание толерантности, интереса к культуре.

Планируемые  результаты реализации программы второго года обучения.

Предметные:  расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Дети будут иметь представление:

  • о понятии «Малая родина»;
  • о достопримечательностях города;
  • о культурных и спортивных достижениях в городе;
  • о народах области;
  • о культурном наследии края;
  • о поведении в природе и отношении к ней.

знать:

  • историю города, герба, истории названия улиц;
  • о прославленных людях города,  имена героев -  земляков, погибших в годы ВОВ, культурные и спортивные центры;
  • как организовать свой культурный досуг;
  • легенды, сказки, песни, картины о родном крае.

Универсальные учебные действия

Дети будут уметь:

  • бережно относиться к природе, сохранять свою безопасность в природе;
  • выражать свои знания и чувства с помощью слов, рисунков,  поделок и т.д.

Личностные результаты

  •     осознание себя гражданином своего города, человеком сильным,  отважным, с чувством гордости  и уважения   за героическое прошлое своих земляков.

Учебно-тематический план (34 часа )

2 класс

темы

Тема

Количество часов

Формы работы

Критерии оценки

теория

практика

1

Мой любимый город

2

8

1.Экскурсия в музей «Визитная карточка города».

2.Автобусная экскурсия по городу.

3.Конкурс рисунков  «Дворик моей мечты».

4.Мини-проект «История улицы, на которой я живу».

Совместный проект работы родителей и детей «Наш город в будущем».

Наблюдение, активность.

Наблюдение, активность.

Выставка

рисунков.

Выставка работ.

Выставка работ.

2

Лесная сказка

2

7

1.Экологическая тропа.

2.Беседа о природе г. Самары«Город, окольцованный лесами».

3.Целевая прогулка к реке Волга.

4.Выставка поделок из природного материала.

5.Тематическая экскурсия  «Урок безопасности и бережного отношения к природе».

6.Мини-проект «Озеленяем родной город».

Награждение победителей.

Наблюдение.

Активность, заинтересованность.

Выставка поделок.

Сознательность и заинтересованность.

Презентация  лучших клумб.

3

Город и спорт

1

2

1.Экскурсия к спортивным сооружениям города. Спортивные клубы Самары.

2.Презентация  «Равнение на победителей спорта!». Самара-город, в котором пройдёт чемпионат мира по футболу.

3.Проведение «Малых олимпийских игр».

Наблюдение.

Заинтересованность.

Награждение победителей

4

Культурное наследие нашего края.

2

6

1.Экскурсия в Краеведческий музей .

2.Чтение и обсуждение сказок и легенд, связанных с Самарским краем.

3.Экскурсия в музей А. Толстого.

4.Музыкальный час. 5.Слушание и разучивание песен о Самарском крае.

6.Презентация «Праздники нашего города».

Наблюдение, интерес.

Анализ и обсуждение.

Наблюдение, интерес.

Активность, заинтересованность.

Активность, заинтересованность.

Наблюдение, обсуждение.

5

Дорогой героев

1

2

1.Экскурсия в парк.

2.Экскурсия к  вечному огню (посещение  памятной доски «Никто не  забыт, ничто не забыто».

3.Беседа «Война – трагедия для всех народов».

4.Литературный час

Наблюдение, активность. Конкурс рисунков.

Наблюдение, активность.

Сознательность, заинтересованность.

Сознательность и заинтересованность.

Итоговая конкурсно-игровая программа

1

-

Конкурс «Знаешь ли ты свой край».

Награждение.

Содержание программы  2 класса

Мой любимый город ( 9 часов )

Цель: знакомство детей с понятием «малая родина»; формирование представления о себе как о жителе данного города; знакомство с известными людьми города; воспитание  стремления подражать своим героям и знаменитостям.

Занятие 1-2

История г. Самара, Самарского края

Занятие 3

Экскурсия в музей с целью ознакомления с историей города, герба, флага.

Занятие 4

Автобусная экскурсия по городу. Показать детям красоту и достопримечательности родного края .

Занятие 5

Конкурс рисунков «Дворик моей мечты». Воспитывает  осознание своей значимости к  истории города.

Занятие 6-7

История улицы, на которой я живу.  С помощью родителей дети подбирают материал  о происхождении названия и оформляют его по своему представлению  о той улице, на которой живут.

Занятие 8-9

Проект готовится по желанию в виде фотографий, макетов, рисунков и т.д.

Лесная сказка (9 часов)

Цель: знакомство со значением слова «природа»; привитие любви  к родному краю, природе, ко всему живому; воспитание бережного отношения к природе.

Занятие 1

Теоретическое занятие. Знакомство со значением слова «природа».

Занятие 2

Экологическая тропа проходит по этапам с целью  выявления  знаний, умений общения с природой.  Проходит  в виде  спортивных состязаний между командами. Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями.

Занятие 3-4

Перед прогулкой проводится беседа в классе на тему «Жила – была река…», затем дети получают конверты с заданиями. После прогулки проходит обсуждение результатов проделанной работы.

Занятие 5

Дети учатся наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней.

Занятие 6-7

Тематическая экскурсия «Урок безопасности и бережного отношения к природе». Учатся наблюдать за природой, соблюдая главный принцип: Не навреди! Помни! Животные и растения – наши меньшие братья!

Занятие 8-9

Дети выращивают рассаду для цветников. Проводится презентация будущих цветочных клумб.

Город и спорт (3 часов)

Цель:  Воспитание стремления стать сильными, ловкими,  отважными; формирование правильного восприятия этих качеств каждым гражданином и патриотом своей родины.

Занятие 1

Экскурсия к Дворцу спорта, где проводится знакомство детей с видами спорта.

Занятие 2
Знаменитые спортсмены нашей области. Самара-город, где  будут проходить игры чемпионата мира по футболу 2018 года.

Занятие 3

Проведение «Малых олимпийских игр» между командами класса с целью выявления  сильнейших для участия  в  школьной олимпиаде.

Культурное наследие нашего края (8 часов)

Цель:

Введение  в понятие «мир культуры»; знакомство и приобщение  к культурному наследию родного края.

Занятие 1

Экскурсия в Краеведческий музей.

Занятие 2

Чтение и обсуждение сказок и легенд  с целью  ознакомления  историей края.

Занятие 3

Экскурсия в «Самара-культурный центр области»

Занятие 4

Посещение спектакля с целью приобщения  детей  к искусству.

Занятие 5

Посещение концерта ансамбля народного танца. Цель – познакомить с фольклорным творчеством нашей области.

Знакомство и приобщение детей к искусству жителей Самарской области.

Занятие 6

Посещение музея А. Толстого

Занятие 7

Музыкальный час. Прослушивание песен о Самаре, области с целью привития любви к родному краю.

Занятие 8

Презентация «Праздники города»:  День города, День Победы, День Знаний, День Металлурга и т.д.  Цель – знакомство с  активной жизнью города, выявление замечательных людей.

Дорогой героев (3 часа)

Цель:

Расширение исторических знаний детей, воспитание уважения к прошлому своего народа и любови к отечеству.

Занятие 1

Экскурсия в парк  к памятнику. Почему ставят памятники?

Занятие 2

Экскурсия к  Вечному огню (посещение  памятной доски «Никто не  забыт, ничто не забыто»). Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату». Патриотическая игра «Аты –баты, шли солдаты» в музее им. Алабина

Занятие 3

Беседа «Война – трагедия для всех народов».  Цель – выявление родственников-участников ВОВ. Архив семьи.

Итоговая конкурсно-игровая программа (1 час)

Занятие:

В предварительной подготовке дети делятся на творческие группы. Каждая группа получает свой конверт с заданиями. Затем конкурсная игра.

  1. класс (34 часа)

Задачи 3 класса:

  • развивать познавательный интерес к  своей Родине;
  • познакомить с основными понятиями «Родина», «Отечество», символика страны;
  • воспитывать уважительное отношение  к символам, к истории, к памятникам, к культуре своего государства, к людям, имеющим заслуги перед Отечеством;
  • формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою родину.

Планируемые  результаты реализации программы третьего  года обучения.

Предметные:  расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология»,  «Литературное чтение», « Изобразительное искусство».

Дети будут иметь представление:

  • о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;
  • о символах России;
  • о героическом прошлом своей Родины.

Дети будут знать:

  • значимость  города Москвы для Россиян;
  • символы России;
  • свои права и обязанности;
  • жизнь и подвиги своих предков.

Дети будут уметь:

  • пользоваться своими правами и обязанностями;
  • находить на карте свою страну, столицу и  местоположение семи чудес России;
  • получать, обрабатывать и передавать информацию.

Личностные результаты

 ощущение  патриотических и гражданских чувств  личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине,  уважительного отношения  к символам, к истории, к культуре.

Учебно-тематический план  (34 часа)

3 класс

темы

Тема

Количество часов

Формы работы

Критерии оценки

Теория

Пратика

1

Я познаю Родину

3

2

1.Беседа «Россия – Родина моя».

2.Презентация «Путешествие по карте России».

3.Презентация «Москва – столица  нашей Родины».

4.Праздник «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Активность, заинтересованность.

Выставка рисунков.

Праздник.

Артистизм и выразительность.

2

Богатства нашей Родины

4

4

1.Презентация «Семь чудес России».

2.Литературный праздник «Русская береза».

3.Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России».

4.Колокола России.

Наблюдение и анализ

Артистизм и выразительность.

Активность и заинтересованность.

3

Наше государство

2

4

1.Беседа «Российская символика».

2.Беседа «Я гражданин России».

3.Деловая игра «Главные вопросы».

4.Ролевая  игра «Знай свои права».

Активность и сознательность.

Активность.

Сознательность и артистизм.

4

Родина – мать, умей за нее постоять

5

6

1.Былинные герои.

2.Рассказы о русском флоте.

3.Русская земля, недругам твоим прощения нет!

4.Праздник мужества и чести.

5.Встреча с ветераном «Помнят люди».

6. С песней по жизни.

Проект «Я помню, я горжусь».

Выставка рисунков.

Интерес и активность.

Сознательность и заинтересованность.

Праздник, награждение.

Творческий подход к делу.

Выставка работ

Обобщающее занятие

-

4

Интеллектуальная игра «Что я знаю о России».

Праздничная программа  «Славься,  земля русская».

Содержание программы  3 класса

Я познаю Родину (5 часов)

Цель: выяснение происхождения и смысла слов «Родина», «Отечество»; воспитание у детей чувство патриотизма.

Занятие 1

Беседа «Россия – Родина моя ». Раскрывается значение слов «Родина», «Россия», «Отечество», «Отчизна».

Занятие 2

Презентация «Путешествие по карте России»  с целью показа необъятных просторов России.

Занятие 3

Презентация «Москва – столица  нашей Родины,  сердце нашей Родины».

Праздник, посвященный Москве.  

Занятие 4

Праздник «Наша Родина – Россия, наш язык – русский». Цель -  показать  значимость  красоты и богатства родного языка.

Богатства нашей Родины (8 часов)

Цель:  знакомство  детей с  природными богатствами нашей Родины; воспитание чувства гордости за свою Родину и желания ее защищать.

Занятие 1-2

Презентация «Семь чудес России»:  озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган, Родина – Мать. Чудеса Самарской области.

Занятие 3-4

Литературный праздник «Русская береза». Цель -  воспевание в стихах, сказках и песнях березы как символа России.

Занятие 5-6

Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России». Цель - показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать ее.

Занятие 7-8

 Музыкальный час «Колокола России».  Понятие «Колокольный звон», значение колокола в Древней Руси. Прослушивание записей колокольных звонов с просмотром   изображений  храмов с колоколами (Великий Новгород, Москва и т.д.)

Наше государство (6 часов)

Цель: воспитание чувства гражданства; знакомство с символикой государства.

Занятие 1-2

Беседа «Российская символика». Раскрывается понятие «Флаг», «Герб», «Гимн».

Занятие 3-4

Беседа «Я гражданин России». Права и обязанности гражданина России.

Занятие 5

Деловая игра «Главные вопросы».  Обсуждение вопросов: «Что  мы можем делать и чего не можем»,  «Что  мы  обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам.

Занятие 6

 Ролевая  игра «Знай свои права».  Команды обыгрывают фрагменты из русских народных сказок и обсуждают нарушение прав человека.

Родина – мать, умей за нее постоять (11 часов)

Цель:  раскрытие значения терминов «Патриот», «Патриотизм»;  знакомство детей с именами великих защитников Русской земли; формирование понятия о мужестве как великом свойстве души; воспитание чувства гордости за героическое прошлое ее народа; воспитания уважительного отношения к отслужившим в армии и готовящимся к службе.

Занятие 1-2

Былинные герои. Чтение былин, рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» с целью  показать  величие и силу русского народа.

Занятие 3-4

Рассказы о русском флоте.   Чтение рассказов о русском флоте. Дать представление о России – великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев.

Занятие 5-6

«Русская земля, недругам твоим прощения нет!».  Знакомство с именами  великих защитников русской земли. Просмотр  репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины.

Занятие 7-8

Праздник мужества и чести.  Праздник для мальчиков класса с целью   воспитания уважительного отношения  к Российской армии.

Занятие 9

Встреча с ветеранами ВОВ «Помнят люди».  

Занятие 10

С песней по жизни.  Музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, с исполнением песен о войне хором мальчиков.

Занятие 11

Проект «Я помню, я горжусь».  Цель – узнать больше о ВОВ и о жизни и подвигах своих предков.

Обобщающее занятие (4 часа)

Интеллектуальная игра «Что я знаю о России». Игра проходит в виде конкурсов: исторического, географического, литературного, музыкального. В заключении проводится награждение грамотами. Праздничная программа  «Славься,  земля русская» (стихи, песни,  сценки о России).

4 класс

Задачи 4 класса:

  • воспитание гражданского самосознания, причастности к родным истокам;
  • формирование правовой культуры, положительного отношения к законам и их выполнению;
  • воспитание личной ответственности за будущее страны.

Планируемые результаты реализации программы четвертого года обучения.

Предметные:  расширение и углубление знаний по программам «Окружающий мир», «Технология»,  «Литературное чтение», « Изобразительное искусство».

Дети будут иметь представление:

  • о  Международном документе по защите прав ребенка;
  • о  разработке законов;
  • о профессиях;
  • о здоровом образе жизни.

 знать:

  • свои права, свои обязанности;
  • что приносит пользу здоровью и что вредит;
  • историю своего имени;
  • получение знаний необходимо для жизни;
  •  необходимость занятий спортом.

Дети будут уметь:

  • выполнять поручения родителей по дому;
  • анализировать и фиксировать свои успехи и достижения;
  • организовать свой досуг с пользой для здоровья.

Личностные результаты

  • чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду. 

Учебно-тематический план  (34 часа)

4 класс

темы

Тема

Количество часов

Формы работы

Критерии оценки

Теория

Практика

1

Введение

Я и мои права.

 

1

3

1.Введение понятий  «Права человека и свобода».

2.Деловая игра  «Мы разрабатываем законы».

3.Игра «Встреча с инопланетянами».

Сознательность.

Самостоятельность, активность.

Творческий подход к делу.

2

Права на имя

1

2

1.Защита проекта «Имя мое».

2.Праздник имени.

Оригинальность.

Праздник.

3

Право на

семью

2

 -

1.Час размышлений «Зачем человеку семья».

2.Беседа «Какие обязанности ты выполняешь дома».

Активность, заинтересованность.

Активность, самостоятельность.

4

Право на питание

1

3

1.Беседа «Хлеб всему голова».

2.Фольклорно-игровая программа «Каравай».

3.Познавательно-игровая программа «День живой воды».

Сознательность и интерес.

Артистизм.

Активность.

5

Право на бесплатное образование

2

4

1. Игра «Умники и умницы».

2.Игра «Что, где, когда?».

3.Тренинг «Как научиться учиться».

4.Мои вершины (портфолио).

Активность.

Активность.

Анализ тестов.

Выставка портфолио .

6

Право на бесплатное медицинское обслуживание

1

3

1.Беседа «Хорошее здоровье превыше всего».

2.День Здоровья.

Интерес и сознательность.

Активность

7

Право на отдых

2

3

1.Игровое шоу «Ура! Игра!».

2. Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг».

Праздник.

Выставка работ.

8

Право на труд

1

2

1.Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».

2.Игра «Радиоэфир».  

Выставка рисунков.

Творческий подход к делу.

Итогово-обобщающее занятие

2

«Мы тоже имеем права» - театрализованное представление.

Содержание программы 4 класса

Я и мои права. Введение (5 часов)

Цель:  формирование  общего представления о понятиях «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Занятие 1-2

Введение понятий  «Права человека и свобода». Беседа-игра  разъясняет смысл основных понятий «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Занятие 3-4

Деловая игра  «Мы разрабатываем законы».  В игровой форме дети учатся вырабатывать законы.

Занятие 5

Игра «Встреча с инопланетянами».  Работа в группах. Цель – рассказать о жизни на Земле.

Права на имя (3 часа)

Цель: формирование понятия уникальности  и значимости каждого человека; воспитание Личности.

Занятие 1-2

Защита проекта «Имя мое».  Дети находят историю своих имен.

Занятие 3

Праздник имени. Презентация проектов.

Право на семью (2 часа)

Цель:  формирование убеждения в важности семьи, укреплении  родственных связей.

Занятие 1

Час размышлений «Зачем человеку семья».  Возникновение семьи. Показать значимость  семьи на примерах  лучших семейных традиций.

Занятие 2

Беседа - игра «Какие обязанности ты выполняешь дома».  Проходит в форме рассказа о своих  обязанностях дома.

Право на питание (4 часа)

Цель:  формирование у школьников сознательного  отношения к питанию как залогу здоровья.

Занятие 1

Беседа «Хлеб всему голова».  Выяснить, почему хлеб  является продуктом номер один. Познакомить с разнообразием хлебных продуктов и их ценностью.Проект.

Занятие 2-3

Фольклорно-игровая программа «Каравай». Изучение фольклорного материала о хлебе: песен, стихов, пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Занятие 4

Познавательно-игровая программа «День живой воды».  

Вода – «матушка царица». Без воды нет, и не может быть жизни (приметы, пословицы, загадки о воде). Проект.

Право на бесплатное образование (7 часов)

Цель:  развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей, творческого потенциала.  

Занятие 1-2

Игра «Умники и умницы». Углубление и расширение знаний по предметам.

Занятие 3-4

Игра «Что, где, когда?».  Развитие мышления, смекалки, памяти, речи; развитие интереса к знаниям.

Занятие 5-6

Тренинг «Как научиться учиться».  Тестирование и на основе результатов упражнения для тренировки памяти, мышления, усидчивости.

Занятие 7

Мои вершины (портфолио).

 Создание и презентация  собственных достижений.

Право на бесплатное медицинское обслуживание  (4 часа)

Цель: расширение знаний детей о здоровом образе жизни.

Занятие 1-2

Беседа «Хорошее здоровье превыше всего». Беседа проводится с показом презентации о витаминах, их пользе для развития молодого организма.

Занятие 3-4

День Здоровья. Команды готовятся  к проведению праздника Дня Здоровья.  В назначенный день проходят состязания  между командами.

Право на отдых (5 часов)

Цель:  формирование отличия активного отдыха от пассивного; знакомство с  разнообразием игр (подвижные, настольные).

Занятие 1-4

Игровое шоу «Ура! Игра!»    Игры: «Морской бой»,  «Кто вперед» (гонки на машинах), и т.д.

Занятие 5

Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг». Презентация   лучшего выходного дня.

Право на труд (3 часа)

Цель:  расширение кругозора, воспитание уважения к людям труда, желания трудиться.

Занятие 1-2

Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».  Идет работа в группах. Дети выполняют задания и обучаются  профессиям парикмахера, почтальона, учителя, врача, строителя и т.д.

Занятие 3

Игра «Радиоэфир».  Подготовленный из детей журналист берет интервью:

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

 Ответы записываются на диктофон с последующим прослушиванием и обсуждением.

Итогово-обобщающее занятие (2 часа)

Цель:  организация в игровой форме проверки знаний  детей  о правах и обязанностях.

Занятие 1-2

«Мы тоже имеем права» - театрализованное представление. Инсценировка  условной сказки, в которой принимают участие все дети, и по ходу действия оценивается правильность поступков и  находится выход из сложившихся ситуаций.

Список использованных источников

  1. Агеева, И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д.  Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 167с.
  2. Анашина, Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права [Текст] / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 247с.
  3. Астахов, П.А. Я и государство [Текст]   / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 188с.
  4. Бродовская З.В. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры младших школьников // В сб.: Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы: Мат. науч. - практ. конф. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2010.
  5. Дмитриенко З.И. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа). - Изд-во «Академкнига-Учебник», Москва.- 2010. – 184 с.
  6. Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008. – 160с.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.
  8. Классные часы: 1 класс [Текст] / авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО, 2009. – 272с.
  9. Классные часы: 1 класс [Текст] / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 287с.
  10. Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 243с.
  11. Молокова А.В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно-методическое пособие Изд-во ГЦИ «Эгида». – Новосибирск, 2010. – 102 с.
  12. Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 243с.
  13. Погребняк Е.В. Здоровьесохраняющие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №3. – с. 26–29.
  14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. 2-е издание переработанное – с.191.
  15. Соболева, Н.А. Российская государственная символика: история и современность. [Текст] /  – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 98с.
  16. Соловьева, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие./ Л.И.  Соловьева.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 364с.
  17. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. 2.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с. Г
  18. Молокова А.В. Современные технологии на современном уроке // Материалы Международной конференции «ИТО 2010 – Москва» / http: // msk.ito.edu.ru/
  19. http://samara-istoriy.narod.ru/3.htm
  20. http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804031374
  21. http://school-kraevedenie.narod.ru/stroev/stroev1.htm
  22. http://crossword.awardspace.info/crossword.cgi?guess=D347FBFC7D914E85

Литература  для детей

1.Астахов. П.А. Я и государство [Текст] / П.А. Астахов. -  Эксмо, 2009. – 149с.

    2.БЭС. Москва: Большая Российская энциклопедия [Текст] / - СПб.: Норинт, 2004. – 1456с.

     3.Волина, В.В. Занимательное  азбуковедение [Текст] /  В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 253с.

    4.Грушко, Е.А. Словарь фамилий [Текст] /  Е.А.Грушко,  Ю.М. Медведев. – Нижний Новгород, 1997. – 435с.

    5.Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России [Текст] / И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2006. – 79с.

    6.Сукач, Л.М. Зеленый дом без окон (загадки) [Текст] / Л.М. Сукач. – М.: Эксмо, 2000. – 56с.

   

Одним из самых популярных фильмов о школе уже в течение многих лет остается фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника».


Краткая информация о фильме.

       
Название: «Доживем до понедельника»
Год выпуска: 1968
ЖанрДрама
Режиссер-постановщик: Станислав Ростоцкий
Автор сценария: Георгий Полонский
Оператор-постановщик: Вячеслав Шумский
Художник-постановщик: Борис Дуленков
Композитор: Кирилл Молчанов, Николай Заболоцкий (текст песни)
Звукорежиссер: Александр Избуцкий
Монтаж: Валентина Миронова
В ролях:
Вячеслав Тихонов — Илья Семёнович Мельников, учитель истории
Ирина Печерникова — Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского
Ольга Остроумова — Черкасова, ученица
Нина Гребешкова — Аллочка
Валентина Телегина — уборщица
Любовь Соколова — Левикова, мама ученика Вовы
Ольга Жизнева — мама Мельникова
Михаил Зимин — Николай Борисович, директор школы
Людмила Архарова — Надя Огарышева, ученица
Нина Меньшикова — Светлана Михайловна, учительница литературы
Игорь Старыгин — Костя Батищев, ученик
Юрий Чернов — Сыромятников, ученик
Валерий Зубарев — Генка Шестопал, ученик
Софья Пилявская — Раиса Павловна

    Три дня из жизни школы. За это время возникает конфликт между педагогами и девятиклассниками. Учитель истории Илья Семенович Мельников (Вячеслав Тихонов) знает свой предмет, много размышляет, строго и требовательно спрашивает. Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. И Мельников не всегда прав. Но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности. Молодая учительница английского Наташа Горелова (Ирина Печерникова), бывшая ученица Ильи Семеновича, только что пришедшая в школу, сталкивается со сложностями в общении с ребятами. Взаимопонимание и честность перед собой - это то, чего не хватает как в детском, так и во взрослом мире...  Учитель-историк, классный руководитель 9 «В» - человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. Он готов учить и учиться сам, понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми. А в школе, как и в любом человеческом сообществе, происходит много неординарных событий. Только здесь они приобретают особую напряженность, становятся источниками драм, способных сломать человеческую судьбу. ...Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать - ребята не явились на занятия. Следующий акт драмы - сочинение на тему "Мое представление о счастье". Искренне рассказанные "представления" шокируют преподавательницу литературы. В отместку ей Генка Шестопал сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшными карами, - ведь в педсовете будут участвовать очень разные учителя. И обиженные судьбой, и те, кого тешит абсолютная власть над другими, и обуянные административным восторгом, и умные, тонкие преподаватели, для которых учительство - призвание, молодые и пожилые. Да и сам Мельников попал в трудную ситуацию. Он полюбил молодую учительницу, свою бывшую ученицу, с которой теперь должен вместе работать и с которой вынужден вступить в конфликт... (Ирина Шилова) 

Определение темы, идеи произведения

    Один из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя, поиске счастья, одиночестве, собственном мнении. Идеалы не меняются все так же, как и раньше. Люди хотят любить и жить. 

Фильм о взаимоотношениях людей, об учителях и школьниках, об уроках и переменках, о сомнениях и открытиях…

Сюжет прост - имеем небольшой рассказ о буднях простых советских школьников, не обремененных заботами. Имеем также учителя истории (по сути - главное действующее лицо), одинокого фронтовика, пытающегося донести современному поколению истинные ценности. 
Вся завязка строится на проступке (если его можно так назвать) одной ученицы, изложившей в школьном сочинении свои мысли о том, в чём же заключается счастье.

Общая оценка его содержания

«Доживем до понедельника»: в вечном ожидании педсовета

  «Доживем до понедельника» (1968 г., режиссер Станислав Ростоцкий) – это фильм, в котором ничего не происходит. Ни погонь, ни драк, ни стрельбы. Никаких шумных действий с гигантскими массовками. Все очень скромненько, в черно-белых тонах, с небольшими вкраплениями серого. И очень, очень спокойно. В самом деле, что может произойти в обычной средней школе за жалкие три дня, которые, к тому же, показаны пунктиром? И, тем не менее, от экрана невозможно оторваться. Черно-белое действие затягивает. Расплывчатые персонажи оживают. Великолепный Вячеслав Тихонов в неожиданной роли скромного учителя истории (Илья Семенович Мельников), немного вздорного, иногда излишне требовательного к себе и другим. Очаровательная Ирина Печерникова в роли молодой учительницы английского языка (Наташа Горелова), влюбленной еще со школьных времен в Мельникова. Блестящий Игорь Старыгин в роли ученика 9 «Б» (Костя Батищев), чуть циничного, чуть насмешливого, уверенного в себе. Красавица Ольга Остроумова в роли ученицы 9 «Б» (Рита Черкасова), гордящейся своей красотой. Многоплановая Нина Меньшикова в роли учительницы русского языка и литературы (Светлана Михайловна), строго следующей всем правилам, уверенной в своей правоте, и бесконечно одинокой. И многие другие. Вместе они создают цельный образ не столько школы, сколько - общества. В этом обществе не принято учителю быть влюбленным в ученицу, и Мельников изо всех сил уговаривает себя, что Наташа Горелова для него всего лишь девочка, которую он когда-то учил, а не молодая, привлекательная женщина. В этом обществе достаточным оправданием просьбы о положительной оценке хронически неуспевающему ученику является объяснение: «Его отец - хронический алкоголик!». Учительница начальных классов говорит «ложуть», вместо «кладут», а Мельникова, сделавшего ей замечание, обвиняют в склочности. Учительница русского языка и литературы не узнает цитату из Баратынского и говорит, что не обязана знать всех второстепенных поэтов. Но в этом же обществе не принято сводить счеты с истеричными женщинами. Цинизм по отношению к бескорыстному и наивному подвигу вызывает осуждение. Учитель не просто преподает свой предмет, называя сухие данные, вдалбливая их в головы ученикам, но доносит до них идею, нравственные, моральные ценности. Здесь тяготеют к справедливости и возмущаются, если она вдруг оказывается нарушена. Дружба и верность в этом обществе - отнюдь не просто слова.

    Милый, добрый, простой сюжет. Две влюбленные пары (одна - в учительской, вторая - в классе), два треугольника (один - ярко выраженный, в классе, второй - скрытый, в учительской). И три дня из жизни школы. Три дня из жизни общества. Небольшой срез, но ведь для того, чтобы поставить диагноз, много и не требуется. Впервые в стране, где секса как бы не было вовсе, с экрана прозвучало, что счастье - это любящий муж, четверо детей, дружная семья. «Вы хоть понимаете, о чем речь? - А что тут такого? Она ведь от собственного мужа собирается детей заводить, а не от чужого!». И прекрасно понимаешь, почему тот же Генка сжигает все сочинения одноклассников на эту тему, оставляя лишь стандартные, написанные о Катерине из «Грозы» и о Базарове («Отцы и дети»). И оставляет взамен сочинений собственное стихотворение о том, как недальновидные люди пытались поймать счастье, заключить его в клетку, но счастье - это такая хитрая птица, которая всегда вырвется на свободу, «а журавлик снова в облаках». «Доживем до понедельника» - фильм о вечном. О дружбе и любви, о верности и преданности, о цинизме и предательстве. Это фильм, который смог перевернуть государственную образовательную систему. Ведь именно после выхода «Доживем до понедельника» появились в школах такие темы сочинений как «Что такое счастье», «Что такое верность». «Доживем до понедельника» - фильм с современной точки зрения наивный, излишне черно-белый, положительный, но бесконечно актуальный. И таким останется еще долгие годы.

Критическая оценка работы режиссёра, оператора, композитора, сценариста, игры актёров, декорации и мастерства.

 Съемочная группа фильма «Доживем до понедельника»

Режиссер фильма «Доживем до понедельника»: Станислав Ростоцкий

Автор сценария фильма «Доживем до понедельника»: Георгий Полонский

В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Надир Малишевский, Дальвин Щербаков, Ольга Жизнева, Людмила Архарова, Валерий Зубарев, Ольга Остроумова и другие

Оператор: Вячеслав Шумский

Композитор: Кирилл Молчанов

 Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234 (ст. м. «Медведково»).
     Сценарий фильма был написан Георгием Полонским в качестве дипломной работы. Надо отметить, что сценарий Георгия Полонского был написан точно и требовал от режиссёра только хорошей работы. Один из лучших отечественных фильмов, отточенный во всем - сценарии, режиссуре, актерской и операторской работе, - просто до филигранности. Сколько его не пересматривай, каждый раз он светится новыми красками, оставаясь при этом очень искренним, правдивым и светлым. Настоящий фильм "шестидесятников", очень интеллигентный, умный, политически весьма неудобный, глядящий на мир честными и широко раскрытыми глазами.

    В решающие моменты кинорассказа, когда конфликты обнажились, когда одному ученику грозит исключение из школы, одной учительнице — холодное презрение класса, режиссёр Ростоцкий и оператор В. Шумский пользуются крупными планами, что отметят критики: «Давно на нашем экране не было такой простой и искусной игры кинопортретами». 

И удивительная песня на слова Н. А. Заболоцкого… Ее на удивление простая мелодия навсегда врезалась в мою память… Песня «Иволга» [«В этой роще берёзовой…»] (сл. Николая Заболоцкого; муз. Кирилла Молчанова в исполнении Вячеслава Тихонова):
Песня «Журавлиная песня» (сл. Георгий Полонский; муз. Кирилл Молчанов):. 
Песня «Журавлик» [в фильме звучат только стихи] (сл. Георгий Полонский; муз. Кирилл Молчанов).

     Прекрасная игра актеров, как маститых, вроде Вячеслава Тихонова и Нины Меньшиковой, так и совсем начинающих, как Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, для которых этот фильм стал дебютным. 

    На роль учителя Мельникова был приглашён Вячеслав Тихонов. Против кандидатуры Тихонова поначалу возражал сценарист Георгий Полонский. Ему казалось, что артист слишком красив и молод для героя, который должен был быть человеком, много повидавшим и не похожим на стандартного советского героя. Полонский предлагал Бабочкина, Гердта, но Ростоцкий был непреклонен. Он сказал, что Тихонову будет наложен возрастной грим, а перед съёмкой попросил Полонского подойти к актёру и поддержать его. Конфликт был исчерпан. Для школьников имеет большое значение личность учителя. Мельников постоянно обращается к разуму, сердцу, к личному мнению ученика. Он стремится понять ребят, пробудить у них самостоятельность мышления. Но как его играет Тихонов! Красавец Тихонов в роли сурового бессемейного историка. Ах, Тихонов… все же он и сейчас остается с нами. Для большинства - Штирлиц, а для меня все же, наверное, больше тот, кто пел «Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума…» А вот директор мне понравился. И - как точно - ведь не «идейно правильный» Илья Семенович спас друга на войне, а как раз «бюрократ» Николай Борисович. Говорить-то слова высокие каждый может, а вот на деле, бывает… бывает по-разному. Такая у них дружба непростая. «Эх, Илья… уважать тебя можно, а вот любить…» - «Ладно. Не люби меня». И все остальные, и учителя, и ученики - совершенно живые. Умный, но считающий себя единственным умным человеком планеты, в чем его проблема, Шестопал, «знающий всему цену» Батищев, беззаветно влюбленная Наталья Горелова, уставшая и несчастная грымза Светлана Михайловна… 

       Школьников играли в основном студенты театральных училищ. Юрий Чернов, исполнитель роли Сыромятникова. В роли Кости Батищева снялся Игорь Старыгин. По сценарию он должен был быть модником.

Запомнилась по этому фильму и молодая актриса Ольга Остроумова.

Станислав Ростоцкий подчёркивал: «Самое главное для меня — и в жизни, и в искусстве — можно сформулировать фразой, которая звучит в картине „Доживём до понедельника“. Это когда Мельников говорит о лейтенанте Шмидте, что „главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем своё; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов“.

Характеристика впечатлений произведённых на меня фильмом

      Очень интересно и в тоже время непонятно писать рецензии к советским фильмам. Фильм снят в 1968 году назад, а ты его смотришь впервые ничего не ожидая, по заданию учителя… А тут БАХ - гениально. Я даже представить себе не могла, что увижу посыл из прошлого о поиске счастья, одиночестве, собственном мнении. Идеалы не меняются все так же, как и раньше. Люди хотят любить и жить. А как сыграли актеры - завидуй, двадцать первый век!  Весь фильм смотришь и не шевелишься. А что же дальше, как поведет себя герой? Приятно давит на сердце. И хочется поделиться со всеми этим ощущением, но это невозможно, каждый должен прочувствовать этот фильм по-своему. А эти фразы: "Надюша, солнце мое самоварное…" или апогей всего фильма - написанный Малютой "Счастье - это когда тебя понимают"...

Моя мама сказала, что это ее любимый фильм, этот фильм шестьдесят восьмого года прошлого века. Браво, браво советский кинематограф. И верится, что доживем. До понедельника, и дальше… 

Краткое содержание

     Три дня из жизни школы. В школу недавно пришла работать учительницей бывшая выпускница, Наташа Горелова (Ирина Печерникова). В этой же школе работает учителем истории Илья Семёнович Мельников (Вячеслав Тихонов).

Четверг

     Во время урока английского в класс влетела ворона. Во время ловли птицы в класс заглянул учитель истории Илья Семёнович Мельников. Поведение молодой учительницы, возглавляющей ловлю вороны, показалось ему «излишне либеральным», чего он не скрыл от Натальи Сергеевны. Та вдруг решила занять жёсткую позицию по отношению к ученикам. Школьники, привыкшие к «либерализму» «англичаночки», решили бойкотировать следующий урок.В течение первого дня выясняется «расстановка сил». Наталья Сергеевна влюблена в Илью Семёновича ещё со школьной скамьи. Любимец учеников и талантливый педагог Илья Семёнович холост, несмотря на солидный возраст, живёт с матерью. Он прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты.

Преподаватель литературы с двадцатилетним стажем Светлана Михайловна чопорна и строга, видит свою жизнь только в работе учителем, влюблена в Илью Семёновича.

Гена Шестопал влюблён в свою одноклассницу Риту Черкасову, но она пользуется популярностью, и у неё есть ухажёр Костя Батищев, интеллектуал и неформальный лидер класса.

Вечером по дороге домой Илья Семёнович случайно встречает своего любимого бывшего ученика Бориса Рудницкого. Мельников, сначала обрадовавшийся встрече, оказывается неприятно поражён цинизмом преуспевающего молодого человека, который с оттенком превосходства обсуждает, в том числе и работу Мельникова. Кроме того, Илья Семёнович узнает, что Рудницкий, ухаживавший со школы за Наташей, был брошен ею у дверей ЗАГСа.

Пятница

     Светлана Михайловна проводит урок, на котором ученики пишут сочинение с темами на выбор: образы Катерины Гроза»), Базарова Отцы и дети») и «Мое представление о счастье». Большинство ребят выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о счастье, написанное Надей Огарышевой, вызывает негодование Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух, и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы. Сочинение Гены состоит из одной фразы: «Счастье — это когда тебя понимают!».

Илья Семёнович приходит к директору Николаю Борисовичу, своему однокурснику и фронтовому товарищу, с просьбой дать ему отпуск или вообще уволить с учительской работы. Мельников чувствует, что не может больше нести ответственность за воспитание своих учеников в обстановке беспринципности и лицемерия, нарастающих в обществе. После тяжелого объяснения директор сдается и соглашается отпустить Мельникова на все четыре стороны.

В 9 «В» обсуждают случай с сочинением Нади. Гена Шестопал резко высказывается о «двух У», на которых построены отношения учеников с учителем: угадать и угодить.

После собрания Гена и Рита в спортзале школы рассуждают о любви. Черкасова говорит, что Генке ничего с ней не светит, в ответ, на что Гена утверждает, что Черкасова не «луч света в тёмном царстве» и главное — самому находиться в состоянии влюблённости.

Суббота

   Наталья Сергеевна просит разрешения присутствовать на уроке Ильи Семёновича в 9 «В», темой которого является революция 1905 года, восстание на крейсере «Очаков» и личность Петра Шмидта. Илья Семенович ведет урок в присущей ему неформальной манере, заставляя учеников самостоятельно задумываться о смысле исторических событий и мотивах поступков их участников. Тем временем в учительской Светлана Михайловна обнаруживает пепел от сожжённых тетрадей с сочинениями девятого «В» и пояснительную записку. Вместе с директором она приходит на урок и требует, чтобы виновный сознался. Гена Шестопал сознаётся в поступке, и его уводят в кабинет к директору — «с вещами». Илья Семёнович идёт защищать своего ученика. Пока Илья Семенович отсутствует, в классе обсуждают слух, что он собрался уйти из школы.

Мельникову удается отстоять Генку. Его не исключат из школы, а наказание назначит педсовет, который должен состояться в понедельник. Возвратившись в класс, Илья Семенович прощается с учениками. После минутной безмолвной паузы он уточняет, что прощается только до следующего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...