Консультации для родителей
консультация (1, 2 класс) на тему

Шрайнер Светлана Михайловна

Даны различные памятки и рекомендации родителям для помощи в воспитании детей начльных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.

Для родителей.

Какие положительные качества хотите воспитать у Вашего ребенка?

За что хвалите, за что наказываете?

Как поощряете? Как наказываете?

Какие качества характера ребенка Вам не нравятся, а какие нравятся?

Чем увлекается Ваш ребенок, каково его любимое занятие?

Для детей.

Какие качества твоего характера родителям нравятся?

За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают, за что?

Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

Приложение 2.

Сколько времени (приблизительно) Вы проводите в общении с ребенком:

– в течение дня ...

– в течение недели...

– в беседах, разговорах...

– в совместной работе...

– в кино, клубе, театре, библиотеке...

– в прогулках (в лес, на реку и т.п.)...

Есть ли другие виды общения? Укажите их.

Считаете ли Вы это время общения достаточным для воспитания Вашего ребенка?

Почему?

Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка, и какие? Как их разрешаете?

Приложение 3.

Сколько учащихся обучается в классе (всего):

– в том числе мальчиков...

– в том числе девочек...

У скольких учащихся работают на производстве отец и мать?

Какое количество семей обеспечивает в часы,

не занятые школой:

– полный контроль и присмотр за ребенком...

– частичный (эпизодический, не ежедневный)...

– не обеспечивает присмотра...

Какое количество родителей класса осуществляют активное воспитание детей (всего)...

– среди них отцов...

– среди них матерей...

Сколько родителей входит в классный актив...

– из них отцов...

– из них матерей...

Приложение 4

 Анкета «Родители о своем ребенке» 1

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

С кем дружит ваш ребенок?

Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

Как часто ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

 Допишите, пожалуйста, фразу:

 1. Общаясь с одноклассниками

 1 Богословская. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск. 1998.

Приложение 5

Задание двум командам

Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимся от нормы? (девиантными).

нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения задания);

побеги из дома;

грубость, сквернословие;

употребление алкоголя, пьянство;

курение;

раннее начало половой жизни;

хулиганство;

унижение других;

воровство, попрошайничество;

неподчинение, критика взрослых;

ношение «вызывающей» одежды, прически;

отрицательное отношение к учебе;

драки, нанесение телесных повреждений;

употребление наркотиков, токсичных веществ

Что с вашей точки зрения, является основными причинами девиантного поведения?

стремление получить сильное впечатление;

заболевание ребенка;

повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя;

неблагополучная ситуация в семье;

стремление к самостоятельности и независимости;

недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

отставание в учебе;

пренебрежение со стороны сверстников;

непонимание взрослыми трудных детей;

недостаточная уверенность ребенка в себе;

отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

стрессовые жизненные ситуации

Приложение 6

 Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком.1

 Уважаемый коллега!

 Пожалуйста, оцените те черты, которые проявляются в вашем взаимодействии с ребенком.

 «_____» ___________________200__г. ______________________________

 (Ф.И.О.)

 («1» - не проявляется, «2» - проявляется очень слабо, «3» - проявляется иногда, «4» - проявляется в зависимости от ситуации и настроения, «5» - проявляется часто, «6» - проявляется всегда вне зависимости от ситуации)

Критерии        Черты проявления        Уровень

А. По взаимоотношениям с ребенком        

а) проявление такта, внимания к мнению и предложениями друг друга;

б) эмоциональная готовность к совместной деятельности;

в) удовлетворенность ее результатами;

г) уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

д) стремление к официальному и неофициальному общению;

е) творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности        

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

Б. По взаимным действиям с ребенком        

а) осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;

б) инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон;

в) координация действий на основе взаимного содействия, согласованность;

г) подстраховка, помощь, поддержка друг друга        

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

В. По взаимовлиянию с ребенком друг на друга        

а) способность приходить к согласию по спорным вопросам;

б) учет мнения друг друга при организации работы;

в) действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний;

г) изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга        

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6

        Средний балл:        

 1 Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)



Предварительный просмотр:

 Памятка для родителей первоклассника.

 ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ

1.         Следить за режимом дня ребенка.

2.         Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома. Создание условий для двигательной активности  ребенка между выполнением уроков.

3.         Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

4.         Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

5.         Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей,

6.         Организация правильного питания ребенка.

7.         Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и так далее.

8.         Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.

 

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

-  Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе.

 - Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей ( бабушек, дедушек, сверстников).

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

-   Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

1.     От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я - хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».

2.     Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

3.     Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.

4.     Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.

5.     Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

6.     Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

7.     Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.

8.     Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.

9.     Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.

10.     Заводите в семье свои  красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

·         перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;

·         придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;

·         в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;

·         посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;

·         на ночь услышать доброе пожелание;

·         в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;

·         вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;

·         посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.



Предварительный просмотр:

 

       Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии сами стоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультациию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

       Требования к проведению консультации

 1.   Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

 2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

 3.   В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

 4.   Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

 5.   Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

 6.   В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

 7.   В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

 8.   Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

 9.  Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

 10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Примерная тематика консультаций для родителей

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

 6 Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

 7 Грубость и непонимание в семье.

 

 



Предварительный просмотр:

Стоит ли отдавать в школу ребенка, Картинка 98 из 55010

не достигшего семилетнего возраста?

Вопрос о том, стоит ли идти ребенку  в школу, если

1 сентября ему будет только 6,5 года, или надо подождать еще годик, всегда волнует родителей будущих первоклассников.

Каждый ребенок к семи годам имеет свой психофизиологический «набор», свои показания или противопоказания к учебной деятельности. Один ребенок готов стать первоклассником в 6,5 года, а другой – только 7,5.

Разница между психофизиологическим и паспортным возрастом чрезвычайно велика.

4 главных умения будущего первоклассника.

  1. Умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию.
  2. Умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то ему учиться будет очень трудно
  3. Умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности не.
  4. Умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться…».

Доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких описала показатели готовности к школьному обучению. Чтобы ребенок всему этому научился, с ним надо работать. Работа должна быть выстроена грамотно, на основе здоровьесберегающих технологий, с учетом индивидуальных особенностей малыша. Работать с ребенком 5 – 6 лет в режиме активного внимания можно от трех до пяти минут. Если ваше чадо не может сосредоточиться даже три минуты, а ему шесть лет, с ним надо заниматься в игровой форме, в эмоционально благоприятной обстановке.

Ребенку необходимо «высидеть» целый урок, сосредоточиться и удерживать внимание достаточно продолжительное время, осознанно воспринимать и усваивать учебный материал, находить общий язык со взрослыми и одноклассниками и многое – многое другое. Далеко не каждый ребенок способен соответствовать приобретенному статусу. В конце концов радостное событие для ребенка (он стал ШКОЛЬНИКОМ) и для его родителей омрачается из-за этих и многих других проблем. С гордостью отправившийся в школу первого сентября, малыш уже через месяц или более короткий срок не хочет туда идти, замыкается в себе, становится раздражительным. А что дальше? А дальше – прямой путь к школьной неуспешности.  Нерешенные проблемы постоянно будут преследовать школьника, становясь причиной стрессов и депрессий.

Многие родители не понимают, что именно от них, а не от воспитательницы, учительницы зависит школьное благополучие ребенка. Именно от их поведения как в дошкольный период малыша, так и во время его обучения в школе. Вероятность школьной дезадаптации очень мала если родители:

  • Не ругают малыша, когда у него что-то не получается, а всегда пытаются понять причину неуспеха, неудачи, обсудить ее с ребенком и помочь ему;
  • Всячески показывают доверие к ребенку, программируют его на успех;
  • Создали в семье эмоционально благоприятную обстановку для всех ее членов.

Картинка 210 из 55010

Журнал «Первоклассные родители»

№ 1 январь-февраль 2011.

Текст: Т.А. Попова, школьный педагог-психолог

«1 год: в минус или в плюс»



Предварительный просмотр:

 Работа с родителями обучающихся.

               

Целью данной работы является:

         Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности   школы на основе нормативных документов.

2 .        Формирование здорового образа жизни  в семьях.

3.       Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья.

4.       Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

  

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

           Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

 

     Работу с родителями   можно разделить на две части:

1)      со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

2)      с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

 

 Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

 Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

 Требования к проведению консультации

 1.   Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

 2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

 3.   В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

 4.   Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

 5.   Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

 6.   В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

 7.   В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

 8.   Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

 9.  Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

 10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1.   Ваш малыш — школьник. Режим дня первоклассника.

 2.  Физическое здоровье ребенка — залог успешности учебной деятельности.

 3.   Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.

 4.   Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

 5.   Игра в жизни ребенка.

 6.   Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

 7.   Культура общения с компьютером.

 8.   Книга и ее роль в жизни семьи.

 9.   Вредные привычки и как с ними бороться.

 10. Уже не дети, еще не взрослые.

 11. Половые различия и проблемы пола.

 12. Причины детских суицидов.

 13. Когда родители в разводе.

 14. Как избежать конфликтов в семье?

 15. Трудности школьного ученичества.

 16. Как научить ребенка любить и быть любимым?

 17. Хорошие родители. Кто они?

 18. Система воспитательной работы в школе глазами родителе

 19. Свободное время и развлечения учащихся.

 20. Одаренный ребенок в семье.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

 

2. Первые книжки ребенка.

 

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

  •  «Если ребенок не любит учиться»;
  • «Если ребенку трудно учиться»;
  • «Когда ребенок непослушный»;
  • «Как воспитать усидчивость»;
  • «Почему у ребенка нет друзей?»;
  • «Ребенок не любит математику (читать, рисовать и т.п.)»;
  • «Медлительные дети»;
  • «Как воспитать самостоятельность ребенка»;
  • «Исследовательская деятельность младших школьников: роль родителей».
  • «Плохая память ребенка. Как ее развить?
  • «Наказания в семье. Какими им быть?
  • «Талантливый ребенок в семье.
  • «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения»
  • «Если  ваш  ребёнок левша».
  • «Детская  агрессивность и её  причины».
  • «Самостоятельность ребёнка во время выполнения  домашнего задания»
  • «Как  развивать у  ребёнка  интерес  к  чтению».
  • «Обидчивость  и  плаксивость ребёнка. Причины плаксивости».
  • «Разногласия  в  семье и их влияние на учебные успехи ребёнка».
  • «Ваш ребёнок в коллективе детей.»
  • «Детский  эгоизм. Как  его преодолеть?».
  • «Если ребёнок не  хочет  идти   в школу.»
  • «Фантазирование  и  враньё  ребёнка..  Как  их  различать?»
  • «Друзья  в  жизни  ребёнка».
  • «Этические  нормы  общения  между  родителями и детьми,  родителями и учителем».
  • «Роль семейных  отношений  в  формировании  культуры  общения  ребёнка  с  другими  детьми.»
  • « Социальная  адаптация  ребёнка  и её результаты».
  • «Причины  детского  одиночества».
  • « Методы  воспитания   ребёнка  в  семье и  их влияние  на  результаты  учебной  деятельности   ученика.
  • « Неблагополучие  в  семье и  детские  страхи».
  • « Единые  требования  воспитания  в  школе  и  в  семье».
  • «Тревожность ребенка. К чему она может привести?»

 Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Родительский час.

Структура и содержание образования претерпевают сегодня коренные изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности в начальной школе вводятся новые предметы ,изменились учебные программы и учебники, требования к м, умениям и навыкам учащихся. Во всех нововведениях трудно разобраться родителям. Часто они хотят, но не могут помочь своему ребенку дома. Первого сентября родители волнуются не меньше, чем дети. Все понимают, что первый год обучения очень важен и в психологическом , и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой день. Все это порождает множество вопросов у родителей. Для того , чтобы ответить на них можно организовать родительские часы.

Примерная тематика родительских часов, проводимых в 1 классе.

Адаптация ребенка в школе. (Выступление учителя. Психолога).

Организация уголка школьника дома.

Режим дня первоклассника.

Как работать в тетрадях по учебнику « Математика».

Особенности учебно-методического комплекса « Школа-2100».

Слоговое чтение. Почему трудно читать ребенку.

Игры для запоминания состава чисел в пределах 10.

Игры для запоминания состава чисел в пределах 20.

Школьные перегрузки.

Самостоятелен ли Ваш ребенок?

Неорганизованность на уроке.

Детская нервозность .Консультация врача.

Дети и телевидение.

Дети и компьютер.

Как мы работаем над задачами на уроках.

Семейное чтение.

Вредные привычки.

Правильно ли питается Ваш ребенок.

Вопросы родителем:

  • Я радуюсь, когда мой ребенок...
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
  • Я плачу, когда мой ребенок...
  • Я злюсь, когда ребенок...
  • Мне нравится, когда мой ребенок...
  • Мне не нравится, когда мой ребенок...
  • Я не верю, когда мой ребенок...
  • Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
  • Если у моего ребенка хорошие новости, то...
  • Если у моего ребенка плохие новости, то...
  • Если у моего ребенка, что-то не получается, то...
  • Опрос проводится только анонимно, что исключает давление педагогов на детей и родителей.
  • 1.        С каким настроением идет ваш ребенок в школу (поставьте + в нужном пункте):
  • а) всегда с удовольствием;
  • б) иногда хочет, иногда не хочет;
  • в) чаще всего не хочет идти;
  • г) как правило, плачет.
  • 2.        Жалуется ли Вам учитель на вашего ребенка:
  • а) очень часто;
  • б) иногда;
  • в) редко;
  • г) никогда.
  • 3.        На что жалуется наиболее часто:
  • а) не выполняет домашнее задание;
  • б) дерется;
  • г) не слушает учителя;
  • д) не сидит спокойно на занятиях;
  • е) много бегает, шумит;
  • ж) что еще?
  • 4.        Что при этом делает учитель:
  • а) ругает ребенка;
  • б) сообщает Вам об этом и ожидает от Вас, что Вы сами справитесь;
  • в) вместе с Вами обсуждает проблему  и ищет решения.
  • 5.        Обижается ли Ваш ребенок на учителя:
  • а) очень часто;
  • б) иногда;
  • в) редко;
  • г) никогда.
  • 6.В чем состоят обиды вашего ребенка:        
  • а) не дает бегать;
  • б) грубо разговаривает с детьми;
  • в) наказывает;
  • г) не вникает в конфликт детей;
  • д) что еще?
  • 7.        Жалуется ли Вам ребенок на товарищей по классу:
  • а) всегда жалуется;
  • б) иногда;
  • в) очень редко;
  • г) никогда.
  • 8.На что жалуется Ваш ребенок:        
  • а) дети его бьют;
  • б) обзывают;
  • в) очень шумят, болит голова;
  • г) никто не хочет дружить;
  • д) не принимают играть;
  • е) что ещё?
  • 9.        Рассказывает ли Ваш ребенок об уроках в школе:
  • а) почти каждый день;
  • б) иногда;
  • в) никогда.
  • 10.        Расскажите, как Ваш ребенок применяет знания, полученные на уроках в самостоятельной деятельности дома, в играх со сверстниками:
  • а) на уроках по математике - напишите;
  • б) на уроках по родной речи - напишите;
  • в) на уроках по изобразительной деятельности - напишите;
  • г) на уроках по русскому языку - напишите;
  • д) на уроках по физической культуре - напишите
  • е) другие знания, умения, навыки - напишите.
  • 11.        Что бы Вы хотели пожелать педагогу в его будущей работе:
  • а) больше внимания уделять каждому ребенку;
  • б)больше внимания уделять созданию доброжелательной атмосферы в классе;
  • в)больше вникать во взаимоотношения детей, уметь их анализировать, конструктивно решать проблемы детского коллектива;
  • д) рассказывать родителям о жизни ребенка в группе, его проблемах, давать советы по воспитанию;
  • ж)уделять больше внимания математике; родной речи; русскому языку; физкультуре; музыке; изобразительной деятельности(подчеркните нужное).

Анкета №2. Экспресс-портрет будущего первоклассника.

  1. Фамилия, имя отчество.
  2. Число, год и месяц рождения.
  3. С какого времени посещал детский сад, как складывались у ребенка отношения в детском саду.
  4. Как часто болеет и как справляется с болезнями?
  5. Каким школьником ему хотелось бы стать?
  6. Кто из его друзей и приятелей будет вместе с ним посещать школу?
  7. Как относится к покупке школьных принадлежностей?
  8. Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?
  9. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для вашего ребенка?
  10. Каковы особенности характера и эмоциональной сферы вашего ребенка?
  11. Какие качества характера своего ребенка вы хотели бы активно развивать?

Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников

  • Мои школьные воспоминания - это...
  • В классе я всегда чувствовал себя ...
  • Мой классный руководитель относился ко мне ...
  • Мои школьные результаты были ...
  • Мне нравилось, когда учитель ...
  • Мне не нравилось, когда учитель ...
  • Я обижался, если ...
  • Я радовался, если ...
  • Самое яркое событие школьной жизни - это...
  • Из школьной жизни мне больно вспоминать о ...
  • Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе ...
  • Я не хочу, чтобы мой ребенок в свои школьные годы пережил...

Секреты успешного общения с родителями.

  1. Секрет первый. Скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание - не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше их не знает, какой подход нужен к ребенку. И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.
  2. Секрет второй. Выбирайте для бесед с родителями удобное для этого место. Это должен быть небольшой, но уютный кабинет, в котором все располагает к спокойному доверительному разговору и имеется запас чая, кофе, конфет.
  3. Секрет третий. Начните разговор с вопросов о делах в семье, поинтересуйтесь, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
  4. Секрет четвертый. Начинайте и заканчивайте разговор с родителями похвалой ребенка. Умейте увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Поток только негативной информации о ребенке естественно вызовет у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
  5. Секрет пятый. Терпеливо выслушайте родителей. Особое внимание обратите на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывайте рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помните, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
  6. Секрет шестой. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
  7. Секрет седьмой. На индивидуальные беседы с родителями . можно приглашать «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника - в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».
  8. Секрет восьмой. Приглашайте к совместному общению родителей, дети которых имеют сходные личностные или учебные проблемы. Такие микрогрупповые собрания могут иметь неожиданный эффект. Родители поймут, что они не одиноки в своей проблеме. У родителей появляется возможность поделиться своим опытом (даже негативным). Это позволяет им не «переживать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
  9. Секрет девятый. Завершая беседу, не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.
  10. Секрет десятый. Если вы решили посетить семью ученика, заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визига. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних одежда) и будет поставлена в неловкое положение. Тогда психологический микроклимат для общения будет неблагоприятным, откровенный, душевный разговор не получится. Не ходите в семью только с жалобами на ребенка. Не навреди! Обязательно думай о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.

Правила общения с родителями

  1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
  2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
  3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
  4. Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
  5. При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)
  6. Чаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
  7. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
  8. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
  9. Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, - проявление неуважения к родителю.

Как довести до родителей нужную и полезную информацию

  1. Выступление учителя-предметника на классном родительском собрании или собраниях параллели.
  2. Специальные школьные издания: информационные бюллетени, вестники, листовки.
  3. Специально оформленные стенды в школе или кабинетах.
  4. Индивидуальные консультации.

Консультации могут быть проблемными и тематическими. Тематические консультации могут проводить специалисты школы: психолог, логопед, социальный педагог, учитель-предметник.

Проблемные консультации проводят классный руководитель, директор школы или его заместители.

Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»

  • Помните: от того как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия у детей в семье»

  • Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
  • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте его начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом!

"Первое родительское собрание в начальной школе"

Ход родительского собрания

1. Вступление

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопнимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные друзья. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

2. Знакомство

Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.

Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

3. Советы родителям

Педагог: Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.

Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:

  • создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;
  • превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";
  • нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно относясь к учителю;
  • последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  • брать в школу все необходимое;
  • правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
  • здороваться с учителями и детьми;
  • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  • слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
  • просить о помощи, если что-то не получается;
  • заниматься одним делом долгое время;
  • правильно реагировать на замечания;
  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.

4. Особенности школьной жизни

Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.

В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.

Вам нужно обеспечить ребенку:

  • школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);
  • аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;
  • необходимые школьные принадлежности.

Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.

5. Организация учебного процесса

Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следует познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами.

Преподаватель перечисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:

  • пятидневная учебная неделя;
  • минимальное по объему домашнее задание;
  • безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки;
  • расписание звонков и уроков;
  • адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока);
  • рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;
  • схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря);
  • порядок питания в столовой;
  • Центр дополнительного образования: кружки, клубы, секции, расписание их работы;
  • значки с именами.

6. Организационные вопросы

Преподаватель отвечает на вопросы родителей.

Возможные темы организационных вопросов:

  • традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии;
  • проездные документы;
  • избрание родительского комитета.

Конспект родительского собрания

(из опыта работы учителей начальной школы г.Новокуйбышевска)
"Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомления с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений:

  • "Чаще всего я плохо себя веду, когда…";
  • "Чаще всего я смеюсь, когда…";
  • "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…";
  • "Чаще всего я плачу, когда…";
  • "Чаще всего я злюсь, когда…";
  • "Чаще всего я обижаюсь, когда…";
  • "Мне хорошо, когда…";
  • "Мне плохо, когда…".

Задачи:

  • обсудить с родителями причин плохого поведения детей;
  • добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.

Форма проведения: беседа.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.

2. Обсуждение вопросов с родителями

  1. Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.
  2. Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)
  3. Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.
  4. Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)
  5. Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)
  6. Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)

3. Обобщение ответов на вопросы

Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.

Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.

4. Результат детского анкетирования

Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?

Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярные варианты окончания предложений:

  • "Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит";
  • "Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано";
  • "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки";
  • "Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так";
  • "Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят";
  • "Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют";
  • "Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня";
  • "Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной".

5. Выводы и предложения

Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их.

Памятка для родителей

  • Старайтесь говорить со своим ребѐнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Опасайтесь получения Вашим ребѐнком информации из чужих уст.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.
  • Будьте открыты для общения с ребѐнком, даже если Вы чего-то не знаете или в чѐм-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  • Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребѐнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  • В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.
  • Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребѐнка.
  • Старайтесь защитить своего ребѐнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

К первому классу БУДЬ ГОТОВ!

До первого звонка осталось всего-то три недели. Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.

4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.

5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.

6. Интересно, что в школе дают на завтрак.

7. Самое лучшее в школе - это каникулы.

8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.

9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.

10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.

Считаем очки: Если ребенок согласился:

в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом.

 с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой.

 Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх.

С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно.

Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.

   1. Проверяем память и мелкую моторику

Попросите ребенка срисовать простую картинку.

         Он готов к школе, если уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные.

             Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.

   2.    Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье?

Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители.

Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.

   3.    Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов.

         Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок.

        Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.

   4.  Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать.  Готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно. Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 « Как подготовить ребенка к школе»

1. Повторите с будущим первоклашкой буквы и счет до 20.

2. Научите  различать право-лево.

3. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

5. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.

6. Выучите с ребенком ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить из телефонного автомата, если он потеряется.

7. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

8. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

9. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

10. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

11. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

12. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

13. Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

14. Любите своего ребенка просто так, потому что он есть, а не за хорошие оценки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ШКОЛОЙ»

     Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребёнок не хочет идти в школу, поскольку панически её боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.

  1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться в школе?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будешь получать одни двойки».
  2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе о прочитанном.
  3. Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклассникам.
  4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то,  что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
  6. Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, закрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома.

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
  2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
  3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
  5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
  6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
  7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

Принципы родительского воспитания

  • Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
  • Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
  • Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
  • Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.  



Предварительный просмотр:

 Памятка для родителей      № 1       

 Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью. Говорите с ним о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
  6. Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  7. говорите правду ребенку,  какой бы горькой она не была, учите экономить силы для достижения цели.
  8. Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

        № 2

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства  внимания;

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

1.     От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я - хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».

2.     Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

3.     Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.

4.     Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.

5.     Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

6.     Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

7.     Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.

8.     Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.

9.     Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.

10.     Заводите в семье свои  красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

·         перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;

·         придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;

·         в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;

·         посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;

·         на ночь услышать доброе пожелание;

·         в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;

·         вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;

·         посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

 Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...

Консультация для родителей "Как поведение родителей влияет на ребёнка"

Исследования  показали, что  большинство  людей  употребляют  алкоголь  или  курят  так  же, как  это  делали  их  родители. Такж...

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

Публикуемые рекомендации помогут наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни- вашим ребёнком!...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...