Рабочая программа по математике с элементами логики для ДШО
рабочая программа на тему

Кирова Вера Викторовна
Рабочая программа по занимательной математике с элементами логики разработана на основе авторской программы "Юным умникам и умницам". Развитие познавательных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

для организации дополнительных

образовательных услуг

занимательная математика с элементами логики

Составитель:

 Кирова В.В.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по занимательной математике с элементами логики разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Цель: 

Ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Задачи:

1.Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.


2.Совершенствовать произвольное внимание, память.

 
3.Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

 
4.Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений
.

Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребенку предлагаются занятия не учебного характера. Серьёзная работа принимает форму игру, что очень заинтересовывает и привлекает дошкольников.

        В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта  разнообразия: по содержанию и по сложности решения задач.

Основное время на занятии занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются обще-учебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Высокомотивированные дети могут работать в тетрадях индивидуально.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

Проверка самостоятельной деятельности дошкольников предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых дошкольниками способов решения, уточнение способов решения и рассуждений. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития.

Программа включает в себя:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задание на развитие логического мышления.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нудного пути.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ

В рабочие тетради включены упражнении на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задании, дошкольники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате таких упражнений дошкольники осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

        ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

        Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания математического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий;

- выбор фигур нужной формы и восстановление целого;

- вычерчивание фигур;

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданий с целью выявления замаскированного рисунка;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнении, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Место учебного предмета.

Курс занимательной математики с элементами логики представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Курс  включает  36 занятий: 1 занятие в неделю, 36 занятий за учебный год, направлен на развитие познавательных способностей. Продолжительность занятия составляет 25 минут.

Система, представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображении.

Формирование и развитие обще-учебных умений и навыков, что так важно для подготовки детей к школе.

Формирование общей способности искать и находить новее решения.

РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

 Предпосылки УУД. 

Формирование познавательных логических УУД в интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Регулятивные УУД:

  1. Уметь понимать цель своей деятельности, в случаях затруднения задать вопросы.
  2. Учиться использовать информацию, полученную от взрослых, для самостоятельного определение цели деятельности.
  3. Учиться  планировать и преобразовывать (корректировать)  собственные действия на основе цели и способов деятельности.
  4. Развивать умение предполагать результат своей деятельности.
  5. Уметь оценить результат своего труда (Получилось/не получилось  ли у меня? Почему?);
  6. Умение самостоятельно или с помощью взрослого оценить результат своей деятельности.

 

     Познавательные УУД:

  1. Использование различных источников информации для развития разных видов деятельности
  2. Развитие  исследовательско- экспериментальной деятельности
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (анализ, синтез);.
  4. Умение обобщать, и классифицировать;
  5. Осознавать и решать проблемные образовательные ситуации (с помощью взрослых);
  6. Развивать умение строить высказывания, делиться своими мыслями, предположениями;
  7. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умение работать в парах, группах (умение договариваться, взаимодействовать);
  2. Развивать умение правильно ставить вопросы познавательного и личностного характера (развитие диалогической речи);
  3. Развивать умение правильно отвечать на вопросы (развитие диалогической речи);
  4. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи.
  5. Слушать и понимать речь других.
  6. Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога.

Содержание программы

Каждое занятие состоит из семи частей:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по развитию познавательных способностей. Исследование учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (2-3 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминки, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.        

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (5 минут)

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3минуты)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных функций одновременно.

ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут)

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит свое зрение..

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (5 минут)

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно дети составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.

Для проведения занятия используются следующие методы: словесные, наглядные, игровые.

На различных этапах занятия используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы занятий.

Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 14 занятий задания повторяются;
  • принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель развития – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Для реализации  содержания  автор программы использует методическое пособие:

О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика.

О. Холодова «За три месяца до школы» рабочая тетрадь.

        

                                    Ожидаемые  результаты

В процессе прохождения курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для дошкольников «за три месяца до школы» дети научатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Таким образом, достигается основная цель в обучении – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью диагностики детей, полученной после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей детей.

Тематическое планирование

Месяц

занятия

Кол-во занятий

Формируемые понятия

Источник

Неделя

СЕНТЯБРЬ

I

№1

1

Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

II

№ 2

1

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

III

№3

1

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№4

1

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

ОКТЯБРЬ

I

№5

1

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

II

№ 6

1

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

III

№7

1

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№8

1

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

НОЯБРЬ

I

№9

1

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

II

№ 10

1

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№11

1

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№12

1

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

ДЕКАБРЬ

I

№13

1

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

II

№ 14

1

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

III

№15

1

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

IV

№16

1

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

ЯНВАРЬ

I

№17

1

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

II

№ 18

1

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

III

№19

1

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№20

1

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

ФЕВРАЛЬ

I

№21

1

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

II

№ 22

1

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№23

1

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

IV

№24

1

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

МАРТ

I

№25

1

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

II

№ 26

1

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№27

1

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№28

1

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

АПРЕЛЬ

I

№29

1

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

II

№ 30

1

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№31

1

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№32

1

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова. За три месяца до школы Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

МАЙ

I

№33

1

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

II

№ 34

1

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

III

№35

1

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

IV

№36

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова За три месяца до школы. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2014. – 270 с.

2. Холодова О. за три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2014. – 80 с. (30 шт)

3.  Узорова О.В.  350 упражнений для подготовки детей к школе. – М.: Астрель, 2004. – 102 с.

4.К.В. Шевелев Графические диктанты.- М.:Ювента, 2014.

5. Демонстрационный и раздаточный материал.

6.Компьютерная техника: персональный компьютер, принтер, сканер.

7.Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru

8. Сайт: http://ped-kopilka.ru

9.Сайт: http://doshkolnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов....

Рабочая программа по факультативному курсу «Мир логики"

Программа курса по выбору «Мир логики» предназначена для учащихся, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" разработана на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности С.Гин...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики"- 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Мир логики" составлена нат основе авторских программ  С. Гин "Развитие творческогог воображения. Мир фантазии. Мир логики."Программа носит р...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы логики и конструирования" в 1 классе

Данный курс имеет пропедевтический (подготовительный) характер по отношению к внеурочной деятельности в области «Робототехника», а также таким дисциплинам, как информатика, математика (в с...

Начальный курс математики с элементами логики "Считалочка" по теме "Итоговое занятие. Числа от 1 до 10"

Занятие проводится в форме игы-путешествия. Используемые приёмы: приём конструирования, фантазирования, постановки вопросов по  аналогии.Используется фронтальная, групповая работа и работа в пара...