Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению
статья по теме

Блокова Екатерина Викторовна

ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

 

Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон в области укрепления здоровья нации. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но мы должны стремиться научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически.

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.

По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей. Такое положение не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья младших школьников. В связи с этим состояние здоровья вызывает опасения за будущее всей нации.

Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка. Следует особо отметить, что учебный процесс современной начальной школы ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано и с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников.

Работая в условиях требований ФГОС, у учителей начальной школы появилась уникальная возможность за счет занятий внеурочной деятельности внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс. Данная возможность реализуется мною через курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «От игры к спорту» и «Уроки здоровья». Работа по курсу «От игры к спорту» основывается на использовании игр разных народов. Знакомство с русскими народными играми, играми народов России, Северного Кавказа является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху.

Игра - важный инструмент жизненной активности ребенка. Движение - это жизнь. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению. Общее снижение интереса к детской игре в определенной мере утратило значение как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Хотя именно они являются эффективным средством физического развития.

Все занятия курса проходят внеаудиторно (в спортивном зале, на спортивной площадке, на природе, в плавательном бассейне) в форме игры и соревнований. Таким образом, данный курс помогает решить следующие задачи:

·         расширить знания учащихся в области подвижных игр;

·         возвысить через игру культуру русского народа;

·         познакомить с культурой других народов;

·         развить физические способности ребенка в игре;

·         научить владеть своим телом;

·         развивать физические, умственные, творческие способности.

В свою очередь курс «Уроки здоровья» предполагает как проведение еженедельных занятий, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (экскурсии, КВН, коллективные тренинги, встречи, участие в спортивных оздоровительных мероприятиях, исследовательские проекты, практические работы) и направлен на формирование у детей ценностных ориентиров здорового образа жизни:

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена  аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч. здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.

                Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие.  И первым - самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15%. 

Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей  необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.

Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания.

Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование  эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру,  ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.

Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс  психолого-педагогических,  медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.

Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений, средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную часть воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.

Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.  

Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм, методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов.

Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими инновационными образовательными системами.

Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.    

Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы. Это: 

1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);

2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);

3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и заданий);

4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);

5. Принцип цикличности (заключается  в повторяющейся последовательности занятий);

6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания); 

7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников);

8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной, групповой, парной и др.);

9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).

Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя», психогимнастика, тренинги и др.);

2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия и др.);

3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во избежание переутомления и др.);

4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.). 

В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ.  Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения,  воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с  природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.  Таким образом, система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

 

Литература:

 

1.       Фёдоров, А. И. Исследование влияния нормированного режима школьного питания и двигательной активности на развитие детского организма. / А. И. Фёдоров, Э. М. Казин, С. А. Любченко // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 3, Москва, 22-24 июня 2009г. - М.: Вердана, 2009, — 156 с

2.       Митяева А.М.: Здоровый образ жизни . - М.: Академия, 2008

3.       Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с

4.       Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой. – М.: Глобус, 2013.

5.       Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. – М.: Планета, 2014.

6.       Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Интерактивные формы   методического обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. – E, 2013.

7.       Никишина И.В. Настольная книга современного педагога. - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.

8.        Создание здоровьесберегающего жизненного пространства.  - Методическое электронное пособие. – Е, 2013. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блокова Е. В., воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ № 217 имени Н. А. Алексеева Красносельского района

Санкт-Петербурга

ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон в области укрепления здоровья нации. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но мы должны стремиться научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически.

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.

По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей. Такое положение не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья младших школьников. В связи с этим состояние здоровья вызывает опасения за будущее всей нации.

Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка. Следует особо отметить, что учебный процесс современной начальной школы ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано и с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников.

Работая в условиях требований ФГОС, у учителей начальной школы появилась уникальная возможность за счет занятий внеурочной деятельности внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс. Данная возможность реализуется мною через курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «От игры к спорту» и «Уроки здоровья». Работа по курсу «От игры к спорту» основывается на использовании игр разных народов. Знакомство с русскими народными играми, играми народов России, Северного Кавказа является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху.

Игра - важный инструмент жизненной активности ребенка. Движение - это жизнь. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению. Общее снижение интереса к детской игре в определенной мере утратило значение как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Хотя именно они являются эффективным средством физического развития.

Все занятия курса проходят внеаудиторно (в спортивном зале, на спортивной площадке, на природе, в плавательном бассейне) в форме игры и соревнований. Таким образом, данный курс помогает решить следующие задачи:

  • расширить знания учащихся в области подвижных игр;
  • возвысить через игру культуру русского народа;
  • познакомить с культурой других народов;
  • развить физические способности ребенка в игре;
  • научить владеть своим телом;
  • развивать физические, умственные, творческие способности.

В свою очередь курс «Уроки здоровья» предполагает как проведение еженедельных занятий, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (экскурсии, КВН, коллективные тренинги, встречи, участие в спортивных оздоровительных мероприятиях, исследовательские проекты, практические работы) и направлен на формирование у детей ценностных ориентиров здорового образа жизни:

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена  аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч. здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.

         Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие.  И первым - самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15%.  

Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей  необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.

Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания.

Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование  эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру,  ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.

Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс  психолого-педагогических,  медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.

Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений, средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную часть воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.

Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.  

Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм, методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов.

Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими инновационными образовательными системами.

Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.    

Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы. Это:  

1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);

2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);

3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и заданий);

4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);

5. Принцип цикличности (заключается  в повторяющейся последовательности занятий);

6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания);  

7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников);

8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной, групповой, парной и др.);

9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).

Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя», психогимнастика, тренинги и др.);

2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия и др.);

3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во избежание переутомления и др.);

4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.).  

В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ.  Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения,  воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с  природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.  Таким образом, система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Литература:

  1. Фёдоров, А. И. Исследование влияния нормированного режима школьного питания и двигательной активности на развитие детского организма. / А. И. Фёдоров, Э. М. Казин, С. А. Любченко // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 3, Москва, 22-24 июня 2009г. - М.: Вердана, 2009, — 156 с
  2. Митяева А.М.: Здоровый образ жизни . - М.: Академия, 2008
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
  4. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой. – М.: Глобус, 2013.
  5. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. – М.: Планета, 2014.
  6. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Интерактивные формы   методического обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. – E, 2013.
  7. Никишина И.В. Настольная книга современного педагога. - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.
  8.  Создание здоровьесберегающего жизненного пространства.  - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания

Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними....

Статья Здоровье младшего школьника: аспекты работы воспитателя ГПД по здоровьесбережению

Статья "Здоровье младшего школьника: аспекты работы воспитателя ГПД" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья познакомит воспитателя ГПД  с формами проведения мероп...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в аспекте требований ФГОС

В статье ставиться задача рассмотреть, согласно требованиям ФГОС, неоходимые методы сохранения и укрепления здоровья учащихся.Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихс...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...

Статья «Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению»

В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны ...

Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"

Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...