План воспитательной работы 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Попкова Ирина Николаевна

План воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_v_nachalnoy_shkole.docx938.73 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Sony\Desktop\картинки\ьб.jpg

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 г. Хабаровска

«Средняя школа № 66»

Попкова Ирина Николаевна

учитель начальных классов МАОУ «СШ № 66»

г. Хабаровск

2017 год

 «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению, если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

В. А. Сухомлинский

     В настоящее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения  новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

    Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

     Для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо создать соответствующие благоприятные условия, в которых у субъекта формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создает предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъект самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребенка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных телесных, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале.

      Организация жизнедеятельности младших школьников представлена в виде игровой модели, так как «игра – самое универсальное в неисчерпаемости своих возможностей педагогическое средство, позволяющее осуществлять внешне тонко инструментируемое прикосновение к личности ребенка»  и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом преобразования внутреннего мира человека.(Л.С.Выгодский)

      Особенность игровой деятельности заключается в том, личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

       Одновременно игра выполняет психотерапевтические функции, восстанавливает физические и духовные силы ребенка, снимая жесткое напряжение и снижая уровень тревожности, которые сопровождают ребенка в реальной учебной жизни.

       В современных условиях значимо совместить воспитательные цели и смыслы с внутренними ожиданиями школьников, то есть потенциально богатое с педагогической позиции содержание «поместить» в красочную, нарядную «обертку», совпадающую с детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие является решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала каждой игровой модели на уровне личностного смысла участников.

      Наиболее удачные находки в технологии организации самоуправления считаем:

- игровую оболочку жизнедеятельности школьников, создающую мощный дополнительный ресурс эмоциональной привлекательности и соответствующую педагогическим идеям детской природосообразности;

- постепенное расширение и усложнение поля социальной практики учащихся по годам обучения в пространстве детского объединения; содержания игровых и социальных ролей учащихся и творческих поручений;

- активное участие и соуправление детей, родителей, педагогов, когда помощь взрослых не вытесняет инициативы детей.

    Каждый класс учащихся живет своей неповторимой жизнью как отдельный дом, который имеет право на свою домашнюю («семейную») жизнь, но также живет заботами и радостями всей Республики (класса), дружит со своими соседями (другими классами).

Направления работы по организации классного и школьного самоуправления.

1.  Диагностика личности учащихся (социометрия, анкетирование, наблюдение);

2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления;

3.   Направления работы с учащимися класса;

4.   Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);

5.   Работа с родителями;.

6. Подведение итогов работы по развитию личности и классного самоуправления (рефлексия).

Диагностика личности учащихся

     Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления и выборов в Совет, надо провести социометрические исследования класса, выявить с помощью наблюдения и анкетирования организаторов, исполнителей, инициаторов.  Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.  В каждом классе, классный руководитель проводит учебу активов в рамках самоуправления в начальной школы.

Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления

  Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление информационных стендов, в которых отражается жизнь классных коллективов. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото класса (или ребят отдельно по группам).

  Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);

   Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят  будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.

В конце каждого года провести защиту портфолио, избрать победителей класса, школы.

 Работа с родителями  

  Совместно с родителями проводить праздники, совместные собрания (например: «Посвящение в Первоклассников», «Литературные гостиные»), экскурсии, походы в театр. Задачей такого сотрудничества научить общаться, дружить, трудиться, отдыхать.

В конце года подвести итоги работы. Выявить победителей в группах,  в классе, по школе. Отметить лучшие портфолио, лучших представителей Актива. Послушать мнения ребят о наиболее понравившихся делах и мероприятиях, о планах на будущий год, о том, что не удалось и почему? И как этого избежать в дальнейшем.

Систематическая работа над развитием классного самоуправления приведет к благоприятной психологической атмосфере в классе, школе. Ребята будут чувствовать себя в коллективе комфортно, и проявлять себя с творческой стороны.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.

Этапы развития коллектива

I Этап:

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

- предъявляет требования

- задает правила и нормы взаимоотношений

- призывает к интересу детей в совместной деятельности

II Этап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)

Стадии коллектива

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Характеристика стадии

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание функций

Получение задания, определение режима выполнения, составление плана выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления

Метод

Форма

Принцип

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

Учком, совет, бригады, штабы и др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы

Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

 

 

 С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

 

  Ученическое самоуправление -  управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления

•        Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.

•        Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.

•        Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.

•        Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.

•        Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.

•        Стимулирование выполнения общественных поручений.

•        Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

  Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.  

ЦЕЛЬ:  Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего  школьника

ЗАДАЧИ:

1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

  1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
  3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о      проделанной работе и её результатах перед общим собранием

 

   Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.

Актив класса:

- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе

- Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

 

Развитие самоуправления  в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

1.     Диагностирование школьного, классного пространства.

2.     Проектирование  школьного, классного самоуправления.

3.     Становление самоуправления как основного принципа жизни школы,  класса.

4.     Функционирование в оптимальном режиме.

5.     Обновление и перестройка.

Ожидаемый результат.

  • Обретение чувства уверенности в себе.
  • Умение поддерживать других.
  • Осознание ответственности за свои поступки.
  • Расширение представлений о себе, своих возможностях.
  • Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
  • Стремление использовать свои умения на радость близким.
  • Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
  • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Игровая модель самоуправления

«Путешествие по Изумрудному городу»

Программа самоуправления  «Путешествие по Изумрудному городу» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа.

Цель: формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

Задачи:

  • предоставить учащимся реальную возможность участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребность к самореализации и самоутверждении каждого через конкретные дела;
  •  воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развивать гражданскую и социальную ответственность.

Этапы реализации

Задачи:

  • предоставить учащимся реальную возможность участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребность к самореализации и самоутверждении каждого через конкретные дела;
  •  воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развивать гражданскую и социальную ответственность.

1 класс
«БУДЕМ ЗНАКОМЫ»

Цель: выявление потенциальных возможностей школьников и проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества.

Карта путешествия по Изумрудному городу

2 класс
«Профессии (поручения) нашего города»

Цель: формирование стремления к совместной деятельности с одноклассниками и представление о зависимости результата  общей работы от распределения обязанностей.

3 класс
«Один за всех и все за одного»

Цель этого года:  воспитание желания бороться за себя и своих друзей, помогать им и себе, преодолевать трудности.

4 класс
«Удивительное превращение жителей Цветочного города»

Цель: формирование умения самостоятельно найти дело, полезное классу, школе, обществу и привлечь остальных к его реализации.

Примерные группы и их обязанности

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s820599132cc81c54/image/ie3f778f5a5b02b22/version/1417967100/image.png

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы: 

- Определяет основные направления классной жизни. 
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения. 
- Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы. 
- Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса. 
- Избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива. 
- Собрание проводится не реже 1 раза в четверть. 

Актив класса:

  1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
  2. Организует помощь в учебе учащихся, имеющий проблемы.
  3. Готовит и проводит классные собрания.
  4. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Староста:

Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за дисциплину.

Эта система хороша тем, что делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. Но как сделать эту систему работающей? От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу им нужна поддержка классного руководителя. Детям можно предложить следующие мероприятия:

1. “Знание”

Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности. Интеллектуальное развитие личности ребенка.

Направление работы:

Проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин.

  • Конкурс “Имею право”.
  • Предметные недели по английскому языку и математике “Веселые математики”.
  • Интеллектуальная игра “Знаешь ли ты?..”
  • Проведение интеллектуальных конкурсов.
  • Рейды по проверке школьных принадлежностей.

2.“Творчество”

Цель: Организация досуга учащихся, развитие творческих способностей.

Направление работы:

Организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении школьных, городских и районных мероприятий.

  • Осенние и Новогодние балы.
  • Дискотеки.
  • “День влюбленных”.
  • Празднование дня 8 Марта и дня Защитника Отечества.
  • Организация и проведение праздников и вечеров отдыха, утренников, агитбригад.
  • Концерты художественной самодеятельности и т.д.
  • Проведение классного родительского собрания “Моя семья”.

3.“Учение”

Цель: Создание условий для учебной деятельности учащихся.

Направление работы:

Организует сбор информации об учебном процессе, проверяет дневники и учебники, школьную форму, контролирует посещаемость школьных линеек.

  • Дежурство по школе.
  • Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей, заполнение журнала по дежурству, выпуск “Колючки”.
  • Сохранность школьного имущества.
  • Контроль за ведением дневников.

4.“Спорт и здоровье”

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Физическое совершенствование и спортивная подготовка.

Направление работы:

Организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные соревнования, конкурсы, дни здоровья.

Мероприятия, проводимые в течение двух учебных лет:

  • Беседы по пропаганде здорового образа жизни.
  • Встречи с различными врачами.
  • Конкурс рисунков “Здоровый образ жизни”.
  • Туристические походы, соревнования.
  • Проведение школьных спартакиад, кроссов.
  • Акции против наркомании, курения и алкоголизма.
  • Дни здоровья, месячники Здоровья.
  • Занятия в спортивных секциях и т.д.

5.“Информация”

Цель: Расширение кругозора учащихся.

Направление работы:

Организует выпуски школьной и классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии. Художественное оформление рисунков и стенных газет.

  • Регулярный выпуск школьных газет к праздничным датам.
  • Выпуск классных стенгазет к различным акциям и месячникам.
  • Участие в конкурсе стенгазет.
  • Информационный выпуск поздравительных телеграмм к праздничным датам.

Каждый этап путешествия по Изумрудному городу сопровождается различными службами:

  • Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
  • Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;
  • Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;
  • Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
  • Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса", "Последний день в школе в роли ученика;
  • Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, "Город мастеров";
  • Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
  • Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий;
  • Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.
  • Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект". Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;
  • Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;
  • Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.

Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Если его научить взаимодействовать в коллективе, развивать в нём партнёрские отношения, доверять ему ответственные дела, дать реальную возможность участвовать в классном  самоуправлении, то в лице выпускника мы увидим личность, умеющую планомерно выстраивать свою деятельность, умело взаимодействовать с другими людьми, искать и находить нестандартные решения жизненных проблем. Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.

C:\Users\Sony\Desktop\картинки\картинки\images (79).jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=310x1024:format=jpg/path/s820599132cc81c54/image/i15a5475cd764bbe8/version/1417967362/image.jpg

Законы класса:

O     БЫТЬ  ЧУТКИМ  И   ВНИМАТЕЛЬНЫМ  К ОДНОКЛАССНИКАМ.

O     УВАЖАТЬ  И  ЦЕНИТЬ  МНЕНИЕ  ДРУГИХ.

O     ДОСТОЙНО  И  КУЛЬТУРНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  В  ШКОЛЕ

  И  ЗА  ЕЁ  ПРЕДЕЛАМИ.

O     ПРОЯВЛЯТЬ  УВАЖЕНИЕ  КО  ВЗРОСЛЫМ.

O     ГОВОРИТЬ   ВСЕГДА  ПРАВДУ,  ИМЕТЬ  МУЖЕСТВО  

СКАЗАТЬ  О  СВОЁМ   ПОСТУПКЕ,  А   НЕ   ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ  ВИНУ  НА  ДРУГИХ.

O     ЗАБОТИТЬСЯ  О   МЛАДШИХ,ЗАЩИЩАТЬ  ТЕХ,

 КТО  СЛАБЕЕ  МЕНЯ

Сопроводительная диагностика классного коллектива

С чего начать организацию классного самоуправления в начальной школе?

Поговорим с детьми о тех делах, которыми мы занимаемся каждый день в классе.

А что интереснее всего делать нам всем вместе и каждому по отдельности?

Объединимся в группы по интересам.

В этом помогает анкета.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ

Я, ________________________________________________________________________________________________                   фамилия, имя

выбираю дело по душе,  чем я хотел(а) бы заниматься и организовывать в нашем классе:

  • учебный совет класса (помощь ребятам в учёбе);
  • спортивный совет (организация спортивных дел в классе);
  • художественно-оформительский совет (рисование плакатов, стенгазет, оформление);
  • библиотечный совет (помощь библиотекарю в библиотеке и в классе);
  • совет мастеров (ремонтная бригада);
  • совет цветоводов (помощь в уходе за цветами)
  • санитарный совет класса (забота о чистоте);
  • игровой совет (разучивание и организация игр с детьми на переменах, на прогулке).

  • C:\Users\олег\Desktop\картинки\Делаем-своими-руками-вместе-с-детьми-детскую-карнавальную-маску-фрукта-яблока.-Маска-яблоко.Черно-белый-шаблон.jpgМетодика "Чудо – дерево"

Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
 
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

C:\Users\олег\Desktop\картинки\perro1.gif

C:\Users\олег\Desktop\картинки\89697502_1343133122_63007222.jpg

  • Методика "Мишень активности"

     Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

  • Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
  • Отмечают, где бы хотелось находиться.

Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

C:\Users\Sony\Desktop\картинки\картинки\загруженное (1).jpg

  • Методика "Фотография"

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы класса на 2 полугодие 2011-2012 уч. г.

Запланированные мероприятия с учениками и родителями по различным напралениям....

Перспективный план воспитательной работы класса

Подробное планирование воспитательной работы класса на год...

план воспитательной работы класса

План воспитательной работы на 2013 -2014 уч.год....

план воспитательной работы класса

план воспитательной работы состоит:- характеристика классного коллектива;- план работы с учащимися с высокой мотивацией к обучению;- план работыс учащимися с низкой мотивацией к обучению;- работа с ро...

План воспитательной работы класса

План воспитательной работы с классом (таблица)...