Доклад на тему "Реализация духовно- нравственного развития и воспитания у обучающихся во внеурочное время"
статья (2 класс) на тему

Доклад по реализации духовно- нравственного воспитания во внеурочное время в начальной школе (опыт работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ: «РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ».

Своё выступление я начну словами Л.Н.Толстого.

Он писал:

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра»

Это он писал о нравственном воспитании.

В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то - положительное, что уже опробовано, испытано».

 Писатель и педагог С.Л. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам… Нравственность … указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».

Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Современный национальный воспитательный идеал:

  • высоконравственный
  • творческий
  • компетентный гражданин России
  • человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную
  • осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны
  • укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

(Концепция духовно-нравственного развития 
и воспитания личности гражданина России)

Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества (долг, честь, совесть, достоинство) стали внутренними стимулами каждого ребенка.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Наши традиционные источники нравственности: Россия, наш народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт творческого поведения в культуре.

В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма),

-нравственного облика (милосердия, кротости, незлобивости),

-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

        Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении.

 ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям:

-военно-патриотическое

-художественно-эстетическое

-краеведческое

-спортивно-оздоровительное

-совместная работа родителей и детей

По каждому направлению есть такие формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции. В этом плане проводили мероприятия: беседы «»Я – гражданин России, «Мои права и обязанности», «Моя страна – моя Россия», «Известные люди нашей станицы», чтение книг А. Гайдара, В. Пантелеева, уроки Мужества, конкурсы рисунков, конкурс инсценированной песни.

Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю, к родной станице. Эта работа ведется по программе дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления « Край, в котором я живу».  

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Каждый ребёнок может стать активным участником. Дети пробовали себя в разных ролях и видах деятельности: могли петь, танцевать, мастерить поделки, участвовать в различных праздниках. Дети знакомятся с достопримечательностями станицы, проводим конкурс рисунков, а также фотоконкурс. Дети совместно с родителями подготавливали проекты, потом защищали проект «Моя родная станица».

Важным аспектом нравственного развития является воспитание экологической культуры. Это направление воспитательной работы в классе. Дети познают истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе. С этой целью проводила экскурсии в парк, экологические мероприятия «Праздник осени», КВН, акцию «Помоги птицам». Также продолжаем накапливать материал по проекту «Жалобная книга природы».

 Дети занимаются в кружках «Гимнастика», «Вокализ». Принимают участие в праздниках, в  районных мероприятиях. И, конечно, во всех делах помогают родители.


Работая по всем направлениям, наблюдения показывают, что у моих ребят складываются товарищеские отношения , они реже ссорятся. Поручения выполняют дружно, помогают друг другу. Если у кого- то не получается, берут над ним шефство. Они добрые, милосердные, открытые и отзывчивые от природы, изначально, поэтому очень важно это доброе начало в них не только сохранить, но и приумножить.

Мы - взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость.

«Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!».

Берегите себя и своих близких, будьте добрее и чище, и мир станет духовнее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся, как одно из направлений ФГОС "

Данная статья раскрывает основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, предусмотренные требованиями ФГОС...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...