Главные вкладки

    Групповые формы работы во внеурочной деятельности.
    материал на тему

    Богунова Елена Ивановна

    Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

    Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеурочная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gruppovye_formy_raboty_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Групповая форма работы во внеурочной деятельности учителя

    учитель начальных классов

    Богунова Елена Ивановна

    МАОУ «СОШ №4» г. Заводоуковска

    Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

    Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеурочная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

    В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

    Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

    Ввиду того, что в настоящее время отсутствуют чёткие нормативы, какие часы необходимо заносить в данный план и как вести подсчёт всех часов, которые затрачивает учащийся на внеурочную деятельность, следует отметить, что внесение часов в данный план будет примерным, так как невозможно определить занятость учащегося внеурочной деятельностью с точностью до минут.

    При необходимости и по усмотрению образовательного учреждения в данный план можно включить дополнительные графы, отражающие:

    • Источники финансирования (бюджетное, внебюджетное);
    • Учреждения (организации), обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности;
    • Выполнение социального заказа субъектов образовательного процесса на внеурочную деятельность;
    • Программы, на основе которых реализуется внеурочная деятельность.
    • достижение воспитательных результатов:  
    •  приобретение учащимися социального опыта;
    •  формирование  положительного  отношения  к  базовым  общественным
    • ценностям;
    •  приобретение  школьниками  опыта  самостоятельного  общественного
    • действия.
    • достижение воспитательных результатов:  
    •  приобретение учащимися социального опыта;
    •  формирование  положительного  отношения  к  базовым  общественным
    • ценностям;
    •  приобретение  школьниками  опыта  самостоятельного  общественного
    • действия.

    Одной из ведущих форм внеурочной деятельности – это групповая форма работы.

             Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

    Особенности организации групповой деятельности:

           Главными особенностями организации групповой работы учащихся на у рой являются:

    - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    -  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

               Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг друга.

              Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений; хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

              При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученик,  как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются,

    приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

    Этапы групповой  работы:

               Технологический процесс групповой работысостоит:

    1. Подготовка к выполнению группового задания:

    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    - инструктаж о последовательности работы;

    - деление на группы;

    - раздача дидактического материала по группам.

    2. Групповая работа:

    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    - распределение заданий внутри группы;

    - индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;

    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

    - подведение итогов выполнения группового задания.

    3. Заключительная часть:

    - сообщение о результатах работы в группах;

    - общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;

    - получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи.

              Рекомендуемые соотношения времени на этапы:

    вводная часть — 1,  групповая работа — 6,  заключительная часть — 2 единицы времени.

             Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе.

            Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
    Преимущества групповой формы работы: 
                 Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу. 
              Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны. 
                В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания. 
                Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач: 
    • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; 
    • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; 
    • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением; 
    • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. 
    • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; 
    • Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, 
                Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповая форма работы как способ организации учебной деятельности

    Статья о деятельности детей на уроке в группах и в парах...

    Использование групповых форм работы на уроке математики для активизации познавательной деятельности.

    Урок математики проведен в форме деловой игры. Ребята на уроке работали в группах. Поддержанию интереса детей способствуют: игровая форма занятия, нестандартные задания,чередование различных видов дея...

    Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

    В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

    Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"

    В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....

    Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

    Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

    Использование групповых форм работы на уроке математики для активизации познавательной деятельности.

    Урок математики проведен в форме деловой игры. Ребята на уроке работали в группах. Поддержанию интереса детей способствуют: игровая форма занятия, нестандартные задания,чередование различных видов дея...

    Групповая форма работы во внеурочной деятельности учителя

    Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их инд...