Беседа-диалог "Как воспитать в себе сдержанность"
материал на тему

Терентьева Ирина Николаевна

Сдержанность,как качество личности- способность контролировать свои мысли,слова,эмоции и действия. Сдержанный человек-разумный человек.Как и другим людям,ему приходится сталкиваться с трудностями, экстремальными ситуациями,сложными обстоятельствами жизни.Сдержанный разумный человек свободен выбирать,и он всегда выбирает,делать это или не делать,он никогда не поступает автоматически,машинально,он всегда выбирает.Обладая чистотой сознания,ему это достаточно легко делать. Совершенно справедливо гласит египетская пословица:"Самым мудрым считается тот,кто умеет подчинять свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец и мудрец,но глупец,ослеплённый гневом,становится рабом своего гнева.В пылу бешенства он сам и не ведает,что творит,и все его поступки ему же оборачиваются во зло".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_sderzhannost.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа»

«Как воспитать в себе сдержанность»

(Беседа-диалог)

                                                                    Подготовила: воспитатель Терентьева И.Н.

 Цель:

 - раскрыть понятие «Вспыльчивость», «Несдержанность», «Обида»;

Задачи:                                                                                                                                                       

 -учить видеть в каждой ситуации только доброе;

- развивать чуткое отношение к людям;

 -побуждать интерес к осмыслению общечеловеческих ценностей, выработке личного отношения к ним;

 - привлечь внимание детей к важным проблемам взаимоотношений между людьми с помощью доброго слова, а не насилия, находить мирные разрешения споров и конфликтов;

Ход занятия:

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

 -Ребята, на ваших лицах я вижу улыбки, а значит у вас сейчас хорошее настроение, я хочу, чтобы к концу занятия оно осталось таким же.

От того, как относиться человек к самому себе, во многом зависит сущность его личности, его индивидуальность. Отношение к себе начинает формироваться в раннем детстве и нередко дальнейшие успехи и неудачи, взаимопонимание с окружающими людьми, счастье находятся в зависимости от степени принятия самого себя и от степени уверенности в себе.

Человек, уверенный в себе - это, прежде всего, счастливый человек. Уверенность в себе - это надёжность, ответственность, активность личности. Поэтому она так важна, и сегодня мы попытаемся увидеть в себе больше положительного, раскрыть свою индивидуальность, а значит - стать более уверенными и сдержанными.

Каждый из нас в своей жизни хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведём себя совершенно иначе и делаем ошибки.

Воспитанный человек – это человек, который умеет себя вести, знает, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя своё человеческое достоинство и не умоляя достоинства других. Каждый культурный человек должен не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость существования определённых правил и взаимоотношений между людьми. Однако воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знания правил хорошего тона не менее важно, чем умение читать и писать. Для этого в течение многих веков человечество выработало свод норм поведения, способствующих взаимопониманию, регламентирующих взаимоотношения в обществе. Их называют правилами этикета или правилами хорошего тона.  

Введение в тему:

- Сегодняшнюю нашу беседу я хотела бы начать с притчи.

-Кто знает, что такое притча? Если не знаете, я подскажу.

- Послушайте её внимательно и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?

Притча о гвоздях

Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.

-Кто понял, о чём будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности, обиде.)

-Ребята, почему отец не объяснил сыну словами, что значит обидеть человека, а дал ему гвозди? (Ребята рассуждают, спорят, приходят к единому мнению, делают вывод.)

-Какие слова самые главные в притче? (Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.)

- Что значит обидеть человека? (Сделать ему больно, оставить в душе шрам.)

-А как можно обидеть? (Обидеть можно поступками, физической силой, словом можно даже убить человека.)

-А что значит извиниться перед человеком? (Значит признать свою вину и осознать, что этого больше не произойдёт, дать человеку честное слово, глядя прямо в глаза.)

- Если ты не сдержал слово? (Значит ты солгал, струсил, не осознал своей ошибки.)

- Как вы думаете, почему некоторые люди не хотят извиниться перед человеком, которого он обидел? (Наверно, он трус, неуверенный в себе человек, не осознающий своих поступков.)

-Ребята, а с вами случалось такое? (Дети рассказывают ситуации, в которые они попадали и как смогли выйти из них.)

-Какой вывод из этого? (Прежде, чем обидеть человека- сто раз подумай, осознай, сумей сдержать себя, свой пыл.)

-Давайте попробуем сказать такие  правила, которые помогут людям  преодолеть  такие  качества, как   вспыльчивость, несдержанность, желание обидеть человека.

Правила для несдержанных и вспыльчивых людей.

 Сдерживай свои эмоции.

Не капризничай, не ворчи, не порти настроение другим.

Будь всегда приветлив, не груби, не кричи.

Здоровайся при встрече.

Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Сказал – сделай.

Не уверен – не обещай.

Ошибся – признай свою вину, извинись.

Пообещал, но забыл сделать – попроси прощения.

Сначала подумай, потом говори.

Не можешь сказать правду – объясни, почему.

-А теперь все вместе - правила доброты (Ребята предлагают свои варианты, обсуждают.)

1.Добро можно делать всегда и везде, оно нужно всем!

2.Не хвастай сделанным добром.

3.Надо делать добро бескорыстно, не ожидая наград и благодарности.

4.Делай добро вовремя и незаметно.

5. Добра никогда не бывает много! Твори!

Работа со словами

- А сейчас давайте попробуем слова заменить словами противоположными по значению.

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

-Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей, в этом вам помогут ваши друзья-книги.

-Спешите делать добро!

Итог.

-Ребята, выйдете   из-за парт, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Вы чувствуете, как от ващих  рук исходит тепло? Это значит, что сегодня каждый из вас стал немного сдержанней, добрее, значит не зря мы провели время. Спасибо!

Литература:

Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986

Интернет-источники:

https://multiurok.ru/blog/kak-vospitat-v-siebie-sdierzhannost-kl-chas.html

http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/emotsionalnaya-sderzhannost.ht


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитай себя сам" 4 кл.

Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовер...

Родительское собрание: "Как воспитать уверенность ребёнка в себе"

Надеюсь, что данный материал пригодится учителям начальной школы для проведения родительского собрания. Тема очень важная и нужная....

"Воспитай себя сам"

Разработка классного часа на тему: "Воспитай себя сам" актуальна в наше время.       Цели:развивать коммуникативные способности  обучающихся,  умение общаться...

Тема: «Воспитай себя, укрепи свое здоровье»

- формировать представления о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;- формировать коммуникативные навыки и умения (умение слушать  и слышать друг друга,...

Как воспитывать в себе сдержанность

Привлечение внимания детей к решнию важных проблем взаимоотношений между людьми добрым словом...

Как воспитывать в себе сдержанность

Привлечение внимания детей к решению важных проблем взаимоотношений между людьми добрым словом...

Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...