Классный час "Воспитай себя сам" 4 кл.
классный час (4 класс) по теме

Мартынова Ольга Александровна

 

Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassnyy_chas_Vospitay_sebya_sam_4_kl..doc61 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Классный час

«Воспитай себя сам»

4 класс

Учитель: Мартынова Ольга Александровна,

высшая квалификационная категория

Братск 2010


Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Оборудование: бланк теста «Изучение самооценки» (по количеству детей); сердце (подушка)

Ход занятия

  1. Организационный этап

Тема нашего классного часа «Воспитай себя сам».

  • Как вы понимаете тему классного часа?
  • Самовоспитание - это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера.
  • Для чего, на ваш взгляд, надо заниматься самовоспитанием?
  • Чтобы ответить на вопрос «Знаете ли вы себя? Какие вы?» я предлагаю провести самодиагностику личностных качеств.
  1. Тест «Изучение самооценки»

Цель: диагностика общей самооценки.

Инструкция: среди качеств в столбиках А и Б подчеркни те, которые проявляются в твоем характере.

Материал к методике:

          А

Добрый

Смелый

Честный

Аккуратный

Трудолюбивый

Веселый

Отзывчивый

Общительный

Умный

Внимательный

 

Интерпретация:

Для оценки результатов необходимо подсчитать следующие коэффициенты:

а — количество выбранных качеств из столбика А,

б — количество выбранных качеств из столбика Б.

Если K1 > 0,6; а К2 < 0,3, то общая самооценка завышена.

Если K1 < 0,3; а К2 > 0,6, — самооценка занижена.

Если К1  К2 [0,3; 0,6] — самооценка близка к адекватной.

Перед тестированием проводится опрос детей «цепочкой» по каждому перечисленному качеству. Необходимо убедиться, что дети понимают смысл каждого качества.

Диагностика.

Учитель: Легко ли вам было оценить свои качества? Почему? (Обмен мнениями.)

  • Выполнить задание оказалось совсем непросто... Как вы думаете, почему?
  • Мы еще плохо знаем себя, значит, надо продолжать себя изучать.
  • Чем раньше мы себя узнаем, тем меньше ошибок в жизни сделаем, а для этого нужно уже сейчас задумываться: «Какой я сейчас, каким я хочу стать, что мне надо изменить в себе, что для этого я должен делать?»
  • Надо уметь анализировать свои поступки, постоянно думать: «Все ли правильно я сегодня сделал? Во всех ли ситуациях поступал правильно? За что мне сегодня было стыдно? Смог ли я сегодня кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли я кого своим поведением?»

Учитель: Все вы молодцы, потому что все ваши размышления уложились в «Золотом правиле нравственности». Давайте его прочитаем. (Дети читают.)

«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                поступали по отношению к тебе».

  1. Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

Цель: обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.

Ход игры:

I часть. Одному и детей учитель дает сердце и говорит «Мне в тебе нравится …». Ребенок передает сердце другому и говорит эту же фразу и т.д.

II част.  Второй круг учитель начинает со слов «Мне в себе нравится…» и передает сердце другому ребенку. Он повторяет эту же фразу и передает сердце следующему и т.д.

  1. Игра «Берем – не берем»

Учитель: Я буду называть вам черты характера, а вы, с помощью сигнальных карточек (зеленый цвет - берем, красный - не берем), показываете, будете или нет «брать» эту черту характера себе.

Алфавит (нравственно или безнравственно)

Аккуратность, активность.

Безразличие, благородство, благоразумие, безответственность, безнравственность, бесстыдство, благодеяние.

Верность, веселье, ворчливость, великодушие, воспитанность, вредность, внимательность, вежливость.

Гнев, грусть, грубость, гордость, героизм, глупость, гуманность.

Досада, достоинство, доверие, доброта.

Ехидство.

Жадность, жалость, жизнерадостность, жестокость, жизнелюбие.

Зависть, зазнайство, злость, злорадство.

Нелепость, наглость, несправедливость, надежность, ненависть, негодование, нравственность.

Осторожность, отвага.

Печаль, патриотизм, почет, пассивность.

Радость, рассудительность, разум, равнодушие, решительность.

Скука, страх, справедливость, совесть, самообладание, стыд, сознательность, серьезность, скромность, сочувствие, сопереживание.

Терпеливость, тревога, трудолюбие, трусость, требовательность.

Уверенность, упрямство, ум, уважение, учтивость, упорство.

Фантазия, фамильярность.

Храбрость.

Целеустремленность, циничность.

Честность, чуткость, честь, человеколюбие, человечность.

Щедрость.

Элегантность, энергичность.

Юмор.

Ябедничество.

Учитель: Итак, определив качества, вы должны четко знать: какие черты характера вам нужны, а какие - нет. Помните: только когда начнешь узнавать себя, узнаешь о своем несовершенстве. Давайте послушаем несколько стихотворений и определим черты характера литературных героев. Ведь можно учиться и на чужих ошибках…

  1. Анализ литературных произведений.

А.Л. Барто («Катя», «Сонечка», «Подари», «Любочка», «Как Вовка стал взрослым», «О человечестве»);

Саши Черного («Что ты тискаешь утенка?», «Слоненок», «Воробьишка»);

С.Я. Маршака («Приметы», «Два снежка», «Друзья-товарищи», «Ежели вы вежливы»);

Б. Заходера («Перемена»).

После прослушивания каждого стихотворения идет его обсуждение по единому плану (на доске):

  1. Какие черты характера ярко видны у литературного героя?
  2. Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?
  3. Если бы вы встретились с героем стихотворения, какой бы вы ему дали совет?
  1. Тест «Если вы вежливы»

Учитель: Последнее стихотворение, которое мы с вами прослушали, -стихотворение о вежливости. А кто хотел бы определить уровень своей вежливости? У нас есть возможность проверить себя с помощью тестирования. (Бланки теста на парте у каждого ученика.)

Отвечать на вопросы надо одним словом: «Да», «Иногда», «Нет».

Тест «Если вы вежливы»

  1. Всегда ли ты первым здороваешься со знакомыми людьми?
  2. Всегда ли ты, заходя в класс, здороваешься с одноклассниками?
  3. Всегда ли ты благодаришь маму (бабушку) за завтрак, обед, ужин?
  4. Ты всегда извинишься перед малышом, если его чем-то нечаянно огорчил?
  5. Родители помогли тебе справиться с трудным для тебя заданием. Благодаришь ли ты их за это?
  6. Говоришь ли ты всегда спокойно, не повышая голоса, даже если споришь с кем-либо?
  7. Бывает ли тебе стыдно перед самим собой за твои поступки?
  8. Всегда ли ты уступишь место в транспорте взрослым?
  9. Всегда ли ты справедлив по отношению к друзьям, одноклассникам?
  10. Всегда ли ты справедливо оцениваешь себя?

Учитель: А теперь подсчитайте баллы.

За каждый ответ  «Да» - 2 балла; «Иногда» - 1 балл; «Нет» - 0 баллов.

Если вы набрали 14-18 баллов, - с вами все в порядке. Так держать!

10-14 баллов - вы не всегда вежливы. Будьте внимательны в своем поведении.

Меньше 10 баллов - вам еще многое предстоит в себе изменить, чтобы о вас сказали «Какой вежливый ребенок!».

После подсчета баллов дети, по желанию, делятся итогами «познания самого себя», после этого делается общий вывод по уровню вежливости учащихся класса в целом, даются советы по коррекции выявленных недостатков.

  1. Итог занятия.

Учитель: А теперь прочитайте высказывание В.А. Сухомлинского: «Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».

Учитель: Кто согласен с этим высказыванием? (Ответы детей.)

Если у вас нет сомнения в необходимости работы по самовоспитанию, значит, наше занятие проведено не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Игры в самих себя" 3 кл.

Цель и задачи: с помощью различных игр дать ребёнку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников; повышать самооценку детей; учить оценивать собственные поступки и поведение окружающих....

Классный час «Как вести себя в гостях»

Воспитательная работа с учащимися начальной школы занимает важное место в современном вариативном учебно-воспитательном пространстве. Воспитание – это ежедневный, сложный и многогранный процесс. Форми...

Классный час по теме «Как вести себя в общественных местах».

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протя...

Классный час: "Как вести себя в столовой"

Сюжетно-ролевые ситуации....

классный час "Познавательная игра для 3-4 классов «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

Познавательная игра для 3 - 4 классов. В ней принимают участие 4 команды. Дети отвечают на вопросы, а из ответов составляют задуманное слово....

Классный час "Себя в бою не пожалел, а Родину сберег"

Цели мероприятия: Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженик...

Конспект классного часа "Как себя вести. Как я себя веду" (2 класс)

Цель деятельности учителя: Формирование у учащихся общечеловеческих принципов правил поведения;Формирование нравственных качеств учащихся: доброжелательность, умение слушать и уважать мнение одно...