Игровая деятельность в группе продленного дня.
методическая разработка на тему

Филатова Любовь Ивановна

Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_gruppe_prodlennogo_dnya.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:



Игровая деятельность в группе продленного дня.



современных условиях очень важна задача воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы дети выросли сознательными и здоровыми членами общества, инициативными и думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как трудолюбие, самокритичность, честность, объективность, настойчивость, выдержка. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

У воспитателей нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.

Развивающие игры

«Чудесные превращения»

Цель: Учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Ход игры: Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.

СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.

У кого больше получилось слов?

Замените второй звук в этом слове.

СОМ – САМ.

А теперь замените третий звук.

СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.

Новые слова можно обозначать фишками.

Определение победителя: Выигрывает тот, кто больше получит слов.

«Один звук»

Цель: Учить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

Ход игры:

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Например:

ОЛЕНЬ - ЛЕНЬ.

ХЛЕВ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК, СМЕХ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, ГРАД, СКОТ, ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СТОЛ, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.

Подсчитайте очки: новое слово – одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:

РОЗА - ГРОЗА

РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с).

Замените в словах один согласный звук. Например:

КЛИН - БЛИН.

НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЕЛ(с), НОРКА(к), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м).

Определение победителя:

Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Подвижные игры

Задачи: развитие внимания, ловкости, быстроты, слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, воспитание чувства коллективизма, дисциплинированности, честности.

Шмель

В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч —это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им(не выше колен), то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.





Два мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Мороз — Красный нос,

Мороз — Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз —

и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным.Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Воробьи попрыгунчики:

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

У медведя во бору

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь»с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

Палочка-выручалочка

Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой.

Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место ,он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из ненайденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.



Подвижные игры в классе

«ВОДЯНОЙ»

Дети выбирают водилу и становтся в круг. Выбранный присаживается в центр, глаза ему завязывают шарфиком. Дети, взявшись за руки, начинают ходить вокруг него со словами:
"Водяной, Водяной!
Что ты скрылся под водой
Выйди к нам на чуточку,
На одну минуточку,
Выйди хоть на целый час
Может быть, узнаешь нас!"
После слов "водяной" встает и подходит к кому-нибудь из детей. Его задача определить наощупь - кто перед ним: назвать имя ребенка. Если угадал, то его место занимает угаданный. Если не угадал - водит дальше. Игра продолжается.

«ЗАВОДИЛО»

Один ученик выходит за дверь, остальные выбирают Заводилу, он делает разные движения, а остальные повторяют за ним немедленно, чтобы не выдать Заводилу.

У водящего для отгадывания Заводилы 3 попытки.

«ПУТАНИЦА»

Один ученик выходит за дверь. Отальные встают в круг, берутся за руки и, не отпуская рук друг друга, запутываются.

Водящий распутывает, востаналивает круг.



«ХЛОПКИ»

Весёлая игра на внимание и реакцию, для большой компании детей. Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер.
Все игроки вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер, например - «пять-пять», а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.
Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.
Побеждают два последних оставшихся игрока.

Подвижные игры на улице

«ЦЕПИ-КОВАНЫЕ»
Дети делятся на две команды. Встают в шеренги друг против друга на расстоянии примерно 7-8 метров. При этом все игроки в команде держатся за руки, образуя "цепь". Затем одна из команд начинает обращаться к другой: "Цепи!", вторая отвечает: "Кованые". Первая продолжает: "Раскуйте нас", те, что напротив, спрашивают: "Кем?". Соответственно первая команда называет игрока (по имени), задача которого побежать по направлению к противоположной команде и "разорвать" один из узлов (т.е. постараться разъединить руки держащихся игроков первой команды). Если это удается, то игрок-победитель уводит в свою команду одного игрока из тех, чьи руки он "разбивал". Дальше игра продолжается, но начинает другая группа. Побеждают те, кто наберет больше человек в свою "цепь".

«ПАСТУХ И ОВЦЫ»
Дети становятся в круг и выбирают "пастуха". При этом все остальные - "овцы". "Пастуху" завязывают глаза и по очереди каждый из детей подходит к нему и просит назвать цифру (можно от 1 до 10 или меньше), цифра будет означать количество шагов, на которое каждому из детей нужно будет отойти от "пастуха". Задача овец отсчитать шаги и оставаться на месте. Теперь время "пастуха": он ходит (с завязаными глазами) и ищет своих "овец", называя их по имени. Чтобы ему было легче, он периодически просит детей: "овцы мои, подайте голос", на что те должны обнаружить себя звуком "бе-е-е", при этом им не разрешается двигаться с места. Опознанные "пастухом" овцы выходят из игры.



«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Из числа детей выбирается игрок, который будет охотником и игрок, который будет бездомным зайцем. Все оставшиеся игроки зайцы. Каждый заяц должен начертить себе круг и встать во внутрь. После этого бездомный заяц убегает от охотника. Он может спастись от охотника, забежав в любой круг. В этом случае заяц , который стоял в кругу становится бездомным зайцем и теперь он должен убегать от охотника. Если охотник поймает зайца, он становится зайцем, а бывший заяц охотником.




«БОЛТАЮЩИЙСЯ ВАГОН»

Участники делятся на группы по три и более человека - "поезда". Два человека остаются без групп - "болтающиеся вагоны". Поезда начинают бегать по кругу, препятствуя резкими поворотами "болтающимся вагонам" прицепиться к себе. Цель "вагонов" прицепиться в хвост "поезда". После того, как "болтающемуся вагону" удаётся прицепиться к "поезду", первый игрок (голова "поезда") сам становится "болтающимся вагоном".

«ХВОСТ ДРАКОНА»

Весёлая, как правило шумная игра, для игры требуется большое пространство, чистое и желательно мягкое (асфвальт не подходит, т.к. дети часто падают)

Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию – «паравозиком» (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться.
Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию.

Считалки

Я – зверёк

И ты – зверёк,

Я – мышонок,

Ты – хорёк,

Ты – хитёр,

А я умён.

Кто умён,

Тот вышел вон!

1,2,3,4,5

Будем в прятки мы играть,

Звёзды, месяц, луг, цветы,

Ты пойди-ка поводи!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Тема. Игровая деятельность в группе продленного дня .

«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любозна...

Познавательно-игровая деятельность в группе продленного дня.

Познавательно-игровая деятельность в группе продленного дня....

Игровая деятельность в группе продленного дня

Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются соблюдению правил, справедливости, правильно...

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий для детей 8 лет

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий...

Статья: "Игровая деятельность в группе продленного дня"

Задачи, роль, назначение, функции игровой деятельности. Организация игровой деятельности в ГПД....

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий

В статье отражено важное значение игровой деятельности при организации работы с младшими школьниками в группе продлённого дня...

Игровая деятельность в группе продленного дня

Статья на тему "Организация игровой деятельности в группе продленного дня"...