Программа воспитательной работы в начальных классах "Шаг в будущее"
рабочая программа на тему

Рябухина Татьяна Владимировна

         С поступлением ребенка в школу изменяется его взаимоотношения с окружающими людьми. Изменяется содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь становится больше деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями.  Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся, но в то же время они должны носить и познавательный характер и развивать нравственные стороны растущей личности. Стремление  младшего школьника к яркому и необычному,  желание познать прекрасный мир чудес – все это  должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую я постаралась отобразить в созданной мною воспитательной системе «Шаг в будущее».

 Цели и задачи программы

Цель программы – формирование общекультурных компетенций у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1.      Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

2.      Формировать представления о здоровом образе жизни;

3.      Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;

4.      Обогатить эмоциональный мир детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рябухина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МОУ СОШ №4

с. Северное

Александровский район

Воспитательная программа «Шаг в будущее»

Пояснительная записка

        Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста. Именно с изучения этой проблемы начинается воспитательная  деятельность классного руководителя.

           В 6-7 лет жизнь ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка  определяется четырьмя различными видами деятельности:

  1. Учебной
  2. Трудовой
  3. Игровой
  4. Общение

         С поступлением ребенка в школу изменяется его взаимоотношения с окружающими людьми. Изменяется содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь становится больше деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями.

       Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся, но в то же время они должны носить и познавательный характер и развивать нравственные стороны растущей личности. Стремление  младшего школьника к яркому и необычному,  желание познать прекрасный мир чудес – все это  должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую я постаралась отобразить в созданной мною воспитательной системе «Шаг в будущее».

         Планирование воспитательной работы было построено на следующих принципах:

  1. Принцип открытости;
  2. Принцип привлекательности будущего дела;
  3. Принцип деятельности;
  4. Принцип свободы участия;
  5. Принцип обратной связи;
  6. Принцип сотворчества;
  7. Принцип успешности;

   Для создания сплоченного детского коллектива, способного решать поставленные перед ним задачи, нести ответственность за свои действия и поступки, необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого я использую  психолого – педагогические методы изучения личности младшего школьного возраста. Результаты диагностического исследования анализирую со школьным психологом, затем по результатам проводится систематическая коррекционная работа. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и родителям.

       При формировании первого класса я знакомлюсь с материалами, которые представляет детский сад, посещаю занятия подготовительной группы при выпуске  из детского сада, а так же в нашей школе проводится  предшкольная подготовка по субботам и собеседование с будущими первоклассниками, совместно с психологом, родителями и учителем. В ходе собеседования родители присутствуют и участвуют в собеседовании. Так же в рамках осуществления преемственности  между детским садом и школой я вместе с воспитателем провела совместный проект «Знакомство со школой».

        Таким образом, для создания детского коллектива через систему мероприятий осуществляется мной в процессе воспитательной работы.

                          МОЁ          КРЕДО

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Все трудности неприятия в поведении ребенка  преодолевать нравственными средствами.
  3. Доверяя – не проверять!
  4. Признать право растущей личности на ошибку и не судить за нее ребенка.

         

               Воспитательная программа «Шаг в будущее»

         

 Актуальность программы

Программа нравственного воспитания «Шаг в будущее» актуальна в воспитательном процессе, так как нравственное воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Содержание программы «Шаг в будущее» многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:

  1. Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
  2. Формирование качеств культуры поведения.
  3. Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.
  4. Формирования бережного отношения к природе.
  5. Развитие познавательных интересов детей.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Работа с родителями.
  8. Диагностические исследования.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.

     Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости,  смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

     В системе нравственного воспитания можно выделить следующие  направления деятельности педагога:

  1. Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  2. Патриотическое воспитание;
  3. Эстетическое развитие детей;
  4. Развитие детского коллектива;
  5. Совместная работа педагога и семьи;
  6. Экологическое воспитание.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие  социально значимые  качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношения к «малой Родине», к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания.  Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры – путешествия, диспуты.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Цели и задачи программы

Цель программы – формирование общекультурных компетенций у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  2. Формировать представления о здоровом образе жизни;
  3. Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
  4. Обогатить эмоциональный мир детей.

  Прогнозируемые результаты программы:

  1. Формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  2. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
  4. Формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  5. Вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  6. Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

  Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  1. Педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  2. Тестирование;
  3. Микроисследования.

         Основное содержание программы нравственного воспитания

                                              «Шаг в будущее»

Формы проведения мероприятий:

  1. Беседа
  2. Классный час
  3. Рассказы детей, беседа
  4. Викторина
  5. Праздник
  6. Акция
  7. Конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  8. Фотовыставки
  9. Экскурсии
  10. Спортивные праздники
  11. Игры
  12. Игра – путешествие
  13. Конкурс для всей семьи
  14. КВН
  15. Театрализованные представления
  16. Исследовательская работа
  17. Диагностические исследования
  18. Семейные викторины
  19. Классное самоуправление

                 ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА

Основные задачи диагностики в начальной школе:

  1. определить уровень развития ребенка.
  2. обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
  3. увидеть норму и отклонение (ориентируюсь на эталон).
  4. проанализировать полученные факты.
  5. установить причины изменений.
  6. выработать план дальнейшей коррекционной работы.

Методы диагностик:

  1. беседы с родителями, учащимися;
  2. наблюдение в разнообразных ситуациях;
  3. опросник;
  4. проективные тесты;
  5. анкеты;
  6. графические и  рисуночный  тесты;
  7. сочинения;

    ДИАГНОСТИКА ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

  1. «Мой портрет в интерьере»;
  2. «Десять моих «Я»;
  3. «Мои любимые вещи»;
  4. Сказки;
  5. «Краски»;
  6. Анкетирование;

                             ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И  

               ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

- изучение медицинских карт, совместная работа с медработником школы;

- определение темперамента учащихся совместно с психологом;

-изучение семьи, характер общения в семье.

Программа рассчитана на 4 года. Остановимся поподробнее на основных направлениях работы по каждому классу – шагу воспитательной программы «Шаг в будущее».

   ПЕРВЫЙ ШАГ – 1 КЛАСС   «Я – УЧЕНИК»

ЗАДАЧИ

-обучение учащихся чтению, письму, речи, совершенствование этих умений;

-развитие умения общаться и сотрудничать;

-формирование положительной  Я – концепции.

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. «Что такое  «хорошо» и что такое «плохо»
  2. «Что значит быть ответственным»
  3. «Кто я? Какой я?»
  4. «Что мне интересно»
  5. «Твой режим дня»
  6. «Права и обязанности школьника»
  7. Самопредставление « Это я»
  8. «Волшебные слова»
  9. «Мир, в котором я живу»
  10. «Копилка добрых дел»
  11. «День именинника»
  12. «Папа, мама, я – спортивная семья»
  13. «Праздник Осени»
  14. «Масленица»
  15. Графические и рисуночные тесты
  16. Диагностика «Краски», «Фотография»

 РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В 1 КЛАССЕ:

  1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
  2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
  3. Проявление внутренней позиции ученика.
  4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

ВТОРОЙ ШАГ – 2 КЛАСС  « Я – ОДНОКЛАССНИК»

ЗАДАЧИ

- развитие общеучебных умений учащихся;

-развитие эмоциональной и волевой сферы;

-сохранение здоровья ребенка;

- развитие умения общаться и сотрудничать;

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. «О лени и лентяях»
  2. «Обиды и причины обид»
  3. «Эгоисты. Кто они такие»
  4. «Что такое дружба?»
  5. «Как помочь товарищу, если он попал в беду»
  6. «Что такое смелость и трусость»
  7. «Наш класс на перемене»
  8. «Как мы выполняем свои поручения»
  9. «Мои семейные обязанности»
  10. «65 лет Победе»
  11. «Копилка добрых дел»
  12. «День именинника»
  13. «Здоровая семейка»
  14. «Книжкин праздник»
  15. «Давайте говорить друг другу комплименты»
  16. «Зеленая планета»
  17. «Что у меня на сердце»
  18. «Мы – патриоты»
  19. «Мамин день»
  20. «Семейные праздники»

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВО 2 КЛАССЕ:

  1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  2. Проявление внутренней позиции.
  3. Формирование навыков  внутренней позиции.
  4. Формирование нравственных понятий.

ТРЕТИЙ ШАГ – 3 КЛАСС  «ДРУЖИТЬ ВСЕГДА, ДРУЖИТЬ ВЕЗДЕ»

ЗАДАЧИ

-формирование важнейших общечеловеческих ценностей;

-развитие эмоционально – волевой сферы;

- развитие умения общаться и сотрудничать;

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. «Правда и  ложь – какие они»
  2. «О жадности и  жадных»
  3. «Что такое характер»
  4. «Кого мы называем добрыми»
  5. «Дружба крепкая …»
  6. «Я умею, я могу, я хочу»
  7. «О доброте и милосердии»
  8. «Я – россиянин»
  9. «В здоровом теле здоровый дух»
  10. «Мир вокруг меня. Какой он?»
  11. «Копилка добрых дел»
  12. «Хочешь быть здоров – соблюдай режим дня»
  13. «Русский солдат – умом и силой богат»
  14. «День именинника»
  15. «Наши питомцы»
  16. «Мамин день»
  17. «Ассоциации»
  18. Оценка уровня воспитанности учащихся
  19. «Что значит в жизни похвала»
  20. Защитники Родины»
  21. «Самое яркое событие в 3 классе»

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В 3 КЛАССЕ:

  1. Формирование нравственных понятий.
  2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба,  умение ценить и дорожить дружбой.
  3. Накопление опыта нравственного поведения.
  4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – 4 КЛАСС  «Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ КЛАССНАЯ СЕМЬЯ»

ЗАДАЧИ

-развитие положительных общечеловеческих качеств личности;

-формирование у детей ответственности за свое здоровье;

-развитие мотивационно – потребностной сферы;

-формирование умения принимать решения, отличать хорошее и плохое;

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. «О вредных привычках»
  2. «Учись управлять собой»
  3. «Спешите делать добрые дела»
  4. «Что значит быть другом»
  5. «Друг познается в беде»
  6. «Услышать сердце человека»
  7. «Мы – дружный класс»
  8. «Познай самого себя»
  9. «Терпение и труд всё перетрут»
  10. «Как добиться успеха?»
  11. «Взаимопонимание в классе»
  12. «Мой дневник достижений»
  13. «Права ребёнка в новом веке»
  14. «Вперёд, мальчишки!»
  15. «День именинника»
  16. «Мамин день»
  17. «Земля – наш дом»
  18. «Твоё здоровье»
  19. «Десять моих «Я»
  20. «Помни правила дорожного движения»
  21. «Опасные и безопасные ситуации»
  22. «Словесные головоломки»
  23. Оценка уровня воспитанности

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В 4 КЛАССЕ:

  1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
  2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.
  3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
  4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
  5. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

         Работа с родителями

Задачи:

  1. Изучение воспитательного потенциала семьи
  2. Психолого – педагогический всеобуч родителей
  3. Вовлечение родителей в учебно – воспитательном  процесс
  4. Индивидуальная работа с родителями

Формы работы:

  1. Лекции
  2. Дискуссии
  3. Семейные советы
  4. Круглый стол
  5. Устный журнал
  6. Беседы
  7. Анкетирование
  8. Наблюдение
  9. Микроисследование

Модель выпускника начальной школы

Организация учебного труда: Каждый ученик владеет знаниями, определенными стандартами. 

Трудовая деятельность: Находит полезные дела в классе, школе и организовывает товарищей на творческий труд; хорошо трудится без контроля со стороны старших, бережет личное и общественное имущество, осознает значение труда. 

Нравственная позиция: Восприятие  и понимание учащимися  таких  ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения. 

Познавательная деятельность: Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию (учению). 

Здоровье: Умение соблюдать личную гигиену, режим дня. Осознание необходимости быть здоровым и стремление к этому.

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       На данный момент воспитательная программа «Шаг в будущее» реализуется  на уровне первого шага – 1 класс «Я – ученик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Программа воспитательной работы для начальной школы

Может пригодится учителям начальной школы, работающим по ФГОС....

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"

    Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувст...

Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»

Программа воспитательной работы в начальной школе,  с тематическим  планированием работы....

Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...