Внеклассное мероприятие. "Надя, Наденька, Надюша..." Наши имена.
классный час (1 класс) на тему

Бакшаева Анна Александровна

Занятие · знакомит  с уместным употреблением обращения в зависимости от ситуации, закрепляет  умение пользоваться словами выражения приветствия, прощания, благодарности в собственной речевой практике,  Воспитывет  уважение как к собственному имени, так и к имени любого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеклассное мероприятие.51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

в 1 классе.

Тема: Надя, Наденька, Надюша. Наши имена.

Цели урока:

  • Познакомить с уместным употреблением обращения в зависимости от ситуации;
  • Закреплять умение пользоваться словами выражения приветствия, прощания, благодарности в собственной речевой практике;
  • Воспитывать уважение как к собственному имени, так и к имени любого человека.

Ход урока:

  1. Повторение изученного. Введение в тему занятия.

Учитель: Прежде чем мы узнаем тему нового урока, давайте, выполним речевую разминку.

Работа в группах.

Кто больше назовет слов приветствия и прощания? Начнем с приветствия.

ЗДРАВСТВУЙТЕ          ДО СВИДАНИЯ

ПРИВЕТ                         ДО ВСТРЕЧИ

ДОБРОЕ УТРО              ПРОЩАЙТЕ

ДОБРЫЙ ДЕНЬ             ПОКА

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР           ВСЕГО ХОРОШЕГО

РАД ВАС ВИДЕТЬ        СЧАСТЛИВОГО ПУТИ

Вопрос к не отвечавшим ученикам:

Как нужно говорить эти слова, чтобы были они действительно добрыми пожеланиями?

Дети: Говорить нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза человеку.

  1. Объяснение нового материала. Знакомство с назначением имени.

У.: Обращение это, ребята,  будет еще более сердечным, если к нему мы добавим имя человека, к которому обращаемся.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар от родимых своих получает.

                                                                              Гомер.

Когда рожденный человек, каждый из вас, получал свое имя, он как бы принимался в общество людей.

Каждый из нас не отделяет себя от своего имени. Кто такой «Я»? Скажите себе: «Я – это…». Я -…(учитель называет свое имя). А ты?

Дети называют свои имена.
Как отличить ваши «Я» друг от друга?

Д.: По именам.

У.: А если у какого-то «Я» нет названия, то оно расплывается и даже исчезает.

Давая имя человеку, родители стараются наделить своего ребенка добрыми, чудесными качествами характера, ведь у каждого имени есть свое значение. Например:

  • Андрей – мужественный;
  • Максим – великий;
  • Евгений – благородный;
  • Виктор – победитель.

Кто из вас знает значение своего имени?

Кем бы вы ни стали, какую бы роль в жизни ни стали бы играть, прежде всего, помните, каким вы являетесь благодаря своему имени.

Но ведь одного и того же человека могут называть по-разному в зависимости от ситуации.

Как вас называют дома? А в школе? А как вас называют ребята во дворе?

Какие это имена: полные или сокращенные?

  1. Уточнение представлений о формах одного и того же имени, их уместном употреблении.

Имена, с которыми мы обычно обращаемся, друг к другу, бывают неполными, сокращенными. А знаете ли вы свои полные имена?

Незнайка не может расположить парами имена: полное и сокращенное. Давайте поможем ему.

Дети выполняют задание в парах. Перед ними карточки с именами: Саша, Таня, Алексей, Александра, Татьяна, Алеша, Николай, Нина, Коля. Дети располагают имена парами: Саша – Александр, Таня – Татьяна и т. д.

Какое имя осталось без пары? ( Нина).

Это имя употребляется только в одной форме, которая хоть и краткая на вид, но считается полной.

Знаете ли вы еще такие имена? ( Зоя, Глеб…)

Сейчас мы искали для имени пару. Но у имени может быть не только парная форма. Мы могли бы назвать много форм одного имени. Вот, например…

Учитель показывает изображение девочки, а рядом с ней « возникает»  необычный цветочек, на лепестках которого записаны разные формы одного и того же имени. Показ сопровождается стихотворением К. И. Чуковского:

Марьюшке, Марусеньке, Машеньке и Манечке

Захотелось вкусного сахарного пряничка…

Скажите, это разные девочки или одна?

Как еще могут назвать эту девочку?

К цветку добавляются лепестки с разными формами имени Мария.

Получился очень красивый цветочек! Давайте сейчас каждый составит цветочек для своего имени. Посмотрим, у кого он окажется больше!

У каждого из детей лежит  ромашка из бумаги, изготовленная детьми на уроке труда. Ее лепестки чистые. Дети записывают на лепестках разные формы своего имени. Работа эта может быть продолжена ими и дома вместе с родителями.

У.:А зачем вообще нужно обращаться к человеку, называть его?

Д.: Чтобы привлечь внимание, заставить его более внимательно слушать.

У.: Но при этом говорящий нередко передает и свое отношение к тому человеку, к которому обращается. Вспомним известную сказку:

Дети инсценируют фрагмент сказки А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».

Старик:  Жил старик со своею старухой

                У самого синего моря…

                Раз поймал он золотую рыбку…

Рыбка:   Отпусти ты старче меня в море!

                Дорогой за себя дам откуп.

                Откуплюсь, чем только пожелаешь!

Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!

                Твоего мне откупа не надо!

                Твоего мне откупа не надо!

Дети расходятся и сходятся вновь.

Старик: Пошел старик к синему морю.

                Стал он кликать золотую рыбку:

Рыбка:   Чего тебе надобно, старче?

Старик: Ей с поклоном старик отвечает:

               «Смилуйся, государыня-рыбка!

                Пуще прежнего старуха вздурилась!

                Уж не хочет быть она крестьянкой,

                Хочет быть столбовою дворянкой.

У.: Когда старик говорил «золотая рыбка», а когда «государыня-рыбка»?

 А мог бы старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать ее просто «рыбка»?

Д.: Нет, он обращается к ней как к царице и должен называть ее уважительно        « государыня».

У.: А вот старуха в этой сказке не называла своего мужа по имени. Кто помнит, как она его называла?

Д.: Дурачина, простофиля…

У.: Что можно сказать о старухе? А о рыбке?

  1. Составление правил вежливого обращения друг к другу в коллективе.  

       

        К сожалению, иногда, нас называют не только ласково. Порой мы слышим обидное для нас обращение. Некоторые дети превращают имя в предмет шуток, искажают его, придумывают дразнилки.

Дядя Валя всех повалит, перевалит, вывалит.

Тетя Катя всех прокатит…

Дядя Боря всех поборет…

Есть что-то общее между словами Валя и валит, Катя и катит. Но ведь Катя – это значит «не причиняющая зла», а Валя – « здоровая, сильная». Есть у значений этих имен и кличек что-то общее? Конечно, нет!

Чтобы в нашем классе мы обращались друг к другу по имени, не обзывались бы, не придумывали кличек, составим несколько правил.

А начнем мы вот с какого правила:

  • Пусть каждый проверит, как он сам называет других.

Правила записаны на доске. Все последующие правила обсуждаются в группах. Затем , после коллективного обсуждения, правила заканчиваются.

  • Обращаться друг к другу нужно…( как?) / по имени.
  • Не нужно отзываться на …( что?) / на клички. Пусть каждый скажет себе:    « Так зовут не меня!»
  • Если нечаянно назвал другого кличкой, нужно…( что сделать?) / извинится.
  • На необидные прозвища не нужно… / сердиться.

V. Итог урока.

У.: Подведем итог нашего урока.

Для чего человеку дается имя?

Форма имени одна?

Когда уместно обращаясь к Сереже , назвать его Сережа?… Сереженька? Серега?

Кто так может обратиться к нему?

Дома закончите свою ромашку имени. Узнайте, что означает ваше имя, и почему вас так назвали. Каких знаменитых людей звали таким же именем , как у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"

В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....

Внеклассное мероприятие "Я имею право"

Данная презентация поможет учителю, не только  в увлекательной форме  познакомить учащихся 1 - 2 классов с их правами и обязанностями, но и закреиить полученные знания практически...

Внеклассное занятие "Поговорим об именах. Имена в ребусах."

Данные материал включает в себя историческую информацию об именах, происхождении ребусов, также игровую деятельность учащихся в группах....

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

Внеклассное мероприятие "Я ребенок и я имею право"

             Внеклассное мероприятие   «Я- ребенок и я имею право!»Данные об авторе:Автор:  Леоненко Татьяна Михайловна и Миши...

Конспект воспитательного мероприятия "Надо дружбой дорожить."

Воспитательное мероприятие по теме "Надо дружбой дорожить", проведенное в 3 классе....