Программа кружка "Речевая культура"
учебно-методический материал на тему

Малышева Екатерина Леонидовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_kultura_-_1_kl.doc621 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр

Тужинского района

   «Обсуждено»                         «Согласовано»

«___»_____2012  г.                  «____»____2012г.

 Руководитель ШМО              Зам. директора по ВР

 ______/Е.Л.Малышева/        ______/Лямина Л.А. /

                                                 

«Утверждаю»              Директор МКОУ СОШ  с. Ныр

_____/Н.Г.Тохтеева/                

Приказ №____

от «__»______2012г

         

Рабочая программа внеурочной деятельности

научно-познавательной и духовно-нравственной направленности

для учащихся 1 класса

                                       Автор-составитель:

Малышева Е.Л.,                                                               учитель начальных классов

с.Ныр – 2012г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа к курсу «Речевая культура» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речь и культура общения» для четырёхлетней начальной школы, утвержденной Министерством  образования. Авторы-составители программы –  кандидаты педагогических наук  Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Р. И. Никольская.

Курс  введен в часть внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального и  духовно-нравственного   направлений.

    Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение, но уроков, предусмотренных учебной программой, недостаточно для формирования грамотной устной и письменной речи. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.  Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».

   Основные идеи программы:

  1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.

  1. Культура – культурный человек – культура речевого поведения.

Развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

  1. Развитие творческого воображения и литературно – творческих способностей.

Вид курса – межпредметный (попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения).

Продолжительность: 33 часа (1 час в неделю)

Режим проведения: традиционный

Форма проведения занятий: традиционная урочная, уроки – практикумы, праздники.

Категория учащихся: 1 класс

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 7-8 лет.

Общее количество часов – 33 часа.

Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 35 минут (I полугодие), 45 минут (II полугодие).

Цели и задачи курса:

  • Научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание;
  • Дать представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, их жанровых разновидностях;
  • Формировать навыки речевого этикета учащихся;
  • Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

   

    Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, простые карандаши, дидактический материал и др.

Виды и формы контроля:        

  • начальный и промежуточный (проведение диагностики);
  • текущий  контроль (тестирование);
  • участие в конкурсах различных уровней;
  • итоговый (в форме конкурса).

Методическое обеспечение: разработки игр, бесед, конкурсов, викторин, речевые игры, орфографические минутки и т.д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

  • на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
  • на уровне метапредметных результатов – осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, развитие речи, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Развитие речи» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения  в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1-го класса.

1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;
  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

       К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные функции речи;
  • основные типы текста; смысловые и структурные особенности текстов;
  • формулы речевого этикета; языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

        уметь:

  • отличать текст от набора предложений на одну тему; создавать текст, речевое произведение, высказывание;
  • определять соответствие громкости и темпа устного высказывания ситуации общения;
  • употреблять слова, выражающие просьбу, приглашающие к знакомству.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем

Дата

Речь и её значение в жизни (2 часа)

1.

Для чего нужна речь.

04.09

2.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.

11.09

Культура общения (2 часа)

3.

Культура общения.

18.09

4.

Культура общения.

25.09

Речь и её значение в жизни (9 часов)

5.

Значение речи в деятельности человека.

02.10

6.

Устная и письменная речь.

09.10

7.

Составление устного рассказа.

16.10

8.

Окраска (тембр) голоса.

23.10

9.

Темп речи.

30.10

10.

Скороговорка.

11.

Громкость как свойство устной речи.

12.

Мимика и жесты в устной речи.

13.

Обобщение изученного об особенностях устной речи.

Культура общения (6 часов)

14.

Как нужно вести себя во время разговора.

15.

Разговор по телефону.

16.

Культура общения.

17.

Культура общения.

18.

Культура общения.

19.

Закрепление изученного о культуре общения.

Речь и её значение в жизни (5 часов)

20.

Считалка.

21.

Считалка.

22.

Сочинение считалок.

23.

Закрепление пройденного.

24.

Вывески на улицах города.

Текст (речевое произведение, высказывание) (9 часов)

25.

Тема текста.

26.

Заглавие текста.

27.

Выделение в тексте не понятных по значению слов.

28.

Словарные игры.

29.

Что такое опорные слова.

30.

Сочинение сказки по опорным словам.

31.

Сочинение сказки по опорным словам.

32.

Весёлая викторина.

33.

Обобщающее занятие «Культурная речь»

ИТОГО

33 часа

Содержание программы.

п/п

Раздел программы, тема

Кол-во часов

1.

Речь и её значение в жизни.

(Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами, общаться, чтобы организовывать дружную работу. Устная и письменная речь. Вывески на улицах города. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ).

      Перед детьми в доступной форме раскрываются  основные функции речи:

  • речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми;
  • речь является средством передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
  • речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной);
  • речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

16 часов

2.

Текст

     (Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных) по значению слов. Опорные (важные) в тексте слова. Составление сказки по опорным словам).

           Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным понятием является понятие «текст», т.к. конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно  свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

    Дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также об их жанровых разновидностях.

9 часов

3.

Культура общения.

   (Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника. Разговор по телефону. Как нужно вести себя во время разговора по телефону).

        Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть общей работы по развитию речи учащихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребёнка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д.    

8часов

                                                                   Итого

33 часа

Литература

  1. Журналы «Начальная школа»
  2. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. Москва: ВАКО, 2008.
  3. Н.Н. Максимук. Сборник текстов для изложений: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Т.А.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Соркина, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. М.: С-инфо . Баллас,1994.
  5. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  6. Большой фразеологический словарь для детей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  7. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. - Минск: 1981.
  8. АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: Учпедгиз, 1963.
  9. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: 1977.
  10.  Вартанъян Э. А. Рождение слова. - М.: 1970.
  11. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: 1982.
  12. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. - М.-Л.: 1966.
  13. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 1961.
  14. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие. 2 класс / - М.: Росткнига, 2010. - 96 с. - (Юным умникам и умницам).
  15. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, Росткнига, 2010. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
  16.  Т.А.Ладыженская «Речь.Речь.Речь.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)

 Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа направлена на формирование у учащихся представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье; учит беречь и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...