Программа внеурочной деятельности "Весёлая палитра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Винокурова Лидия Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Весёлая палитра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_palitra_2017.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая и документальная основа

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  8. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  9. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования).
  10. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.


Пояснительная записка

Программа  « Веселая палитра» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. По функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – четырёхгодичной.

Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Примерной программы внеурочной деятельности для начального и основного образования.

        В процессе обучения учащиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

        Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

        Основная цель программы – приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

        Задачи:

  1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
  2. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
  3. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

        В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

        Принцип построения программы.

        На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая и дифференциацию  по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному с учётом возврата к пройденному материалу на новом,  более сложном, творческом уровне.

        Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников.

        Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7 – 11 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

        На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
  • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

        Срок реализации образовательной программы – 4 года. Первый и второй годы обучения являются вводными и направлены на первичное знакомство с изобразительным искусством. Третий и четвёртый годы закрепляют знания, полученные учащимися, дают базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.

        В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделена образовательная часть: первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве; воспитывающая часть: понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства; практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей: наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.

        Формы занятий.

        Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения.         Результаты коллективного художественного труда детей находят применение в оформлении кабинетов, стендов, школьных праздников, тематических вечеров, школьных альбомов, декораций к спектаклям. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда, эмблемы, открытки. Предполагаются как коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в районных и областных конкурсах. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

        Методы.

        Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, выборе тем, выборе способов работы;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми детьми;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • значимость объектов творчества обучающихся для них самих и для общества.

        Ребятам предоставляется возможность выбора художественной деятельности, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка или учить  копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу. Поэтому правила рисования совмещаются с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на первых занятиях, затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным также относятся итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия, года. На протяжении четырёх лет обучения происходит постепенное усложнение материала. На занятиях применяется методика «мастер-класс». Педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.

        Режим занятий.

        Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведние регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю по 1 академическому часу.


Структура программы (УУД)

1-й класс

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  •  понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;
  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;
  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
  • осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, находить ответы.


Ожидаемые результаты освоения программы.

        Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В процессе усвоения программных требований дети получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных учебных заведениях.

        В конце первого года обучения ученик будет знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке, живописи и композиции, главные и дополнительные цвета, холодные и тёплые цвета.

        Ученик будет уметь:

  • передавать на бумаге форму и объём предметов, настроение в работе;
  • понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещённость, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет.

        Ученик способен проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей.

        В конце второго года обучения ученик будет знать:

  • основы цветоведения;
  • азы рисунка.

        Ученик будет уметь:

  • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
  • передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.

Ученик может решать следующие жизненно-практические задачи: владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом.

        В конце третьего года обучения ученик будет знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспектив, светотени, композиции.

        Ученик будет уметь:

  • применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов;
  • правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов, грамотно изображать их на бумаге;
  • передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объём и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени.

        В конце четвёртого года обучения ученик будет знать:

  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

        Ученик будет уметь:

  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
  • в сюжетных работах передавать движение;
  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.

        Ученик сможет решать следующие практические задачи:

  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;
  • выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
  • работать по репродукциям выдающихся художников;
  • делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
  • понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

        Ученик способен проявлять следующие отношения:

  • проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
  • эмоционально откликаться на красоту времён года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
  • слушать собеседника, высказывать свою точку зрения;
  • предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
  • понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учёбе.

        Уровень результатов деятельности школьников:

  • приобретение детьми социальных знаний;
  • формирование ценностного отношения к социальной реальности;
  • получение опыта самостоятельного социального действия.

Способы проверки результатов освоения программы.

        Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

  • контрольных занятий по изученным темам;
  • конкурсов;
  • выставок (в школе, посёлке. ).

        Условия реализации программы.

        Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и принадлежности.

        Для педагога:

  • ТСО (диапроектор, интерактивная доска);
  • таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
  • материал по истории искусств;
  • художественно-графические материалы.

        Для обучающихся:

  • Бумага разного формата и цвета.
  • Акварельные краски, гуашь.
  • Тушь разноцветная.
  • Восковые мелки.
  • Трубочки для коктейля.
  •  Ванночки с поролоном.
  • Баночки для воды.
  • Кисти круглые и плоские разного размера.
  • Салфетки.
  • Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
  • Клей ПВА.
  • Аптечный парафин или восковые свечи.

Литература:

  1. Бадаев В.С. «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
  2. Кирсанов Ф.И. «Рисование и труд в школе», Л., «Учпедгиз», 1966г.
  3. Кордобовский К.А. «Декоративная и оформительская работа в школе», Ленинград, «Учпедгиз», 1961г.
  4. Королёва В.А. «Материалы и техники рисунка», М., «Изобразительное искусство», 1987г.
  5. Кузин В.С. «Изобразительное искусство», М., «Дрофа», 1995г.
  6. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности . Начальное и основное образование. Издательство «Просвещение» 2011год.
  8. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1989г
  9. Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1990г.
  10.  Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках», М., «Детская литература», 1976г.
  11. Энциклопедический словарь для школьников, М, 1991г.
  12. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

Программа внеурочной деятельности. "Волшебные краски палитры"

Программа внеурочной деятельности.  " Волшебные краски палитры"....

Программа внеурочной деятельности "Волшебная палитра" для 3 класса.

Программа расчинана на 3 коррекционный класс....

Программа по внеурочной деятельности "Палитра" 3класс

Программа по внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности "Палитра"

Программа внеурочной деятельности "Палитра"...