Диалог о воспитании
статья на тему

Пакшина Лариса Александровна

Однажды у одного крестьянина провалился в колодец  осёл. Прибежал крестьянин на крик осла и всплеснул руками: «Как же вытащить его?» Подумал, что невозможно вытащить и решил: «Осёл всё равно уже старый, ему уже недолго осталось жить, всё равно собирался приобрести молодого осла. Да и колодец почти высохший, всё равно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте – значит так и быть – и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».  Он принялся забрасывать землю в колодец.  Осел понял, что погибнет и начал издавать страшный крик, но потом затих. После нескольких бросков земли крестьянин решил посмотреть, что там внизу происходит. Он был очень удивлён, увидев, как ведёт себя осёл. Каждый кусок земли, падавший ему на спину, осёл стряхивал и приминал ногами. Очень скоро ослик показался наверху и выпрыгнул из колодца! 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог о воспитании

«Недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные,

 устаревшие технологии воспитания…»  (М. Поташник)

        Однажды у одного крестьянина провалился в колодец  осёл. Прибежал крестьянин на крик осла и всплеснул руками: «Как же вытащить его?» Подумал, что невозможно вытащить и решил: «Осёл всё равно уже старый, ему уже недолго осталось жить, всё равно собирался приобрести молодого осла. Да и колодец почти высохший, всё равно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте – значит так и быть – и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».  Он принялся забрасывать землю в колодец.  Осел понял, что погибнет и начал издавать страшный крик, но потом затих. После нескольких бросков земли крестьянин решил посмотреть, что там внизу происходит. Он был очень удивлён, увидев, как ведёт себя осёл. Каждый кусок земли, падавший ему на спину, осёл стряхивал и приминал ногами. Очень скоро ослик показался наверху и выпрыгнул из колодца!

Вот так думает педагог: оставить старое или взяться за новое.

Всегда ли старое, устаревшее хуже нового, современного? Всегда ли современное даёт больший результат, нежели устоявшееся, проверенное годами?  Несомненно, современное. Воспитание современного человека – сложный процесс, который требует от педагога целеустремлённое, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества.

Однако, что же тогда принять за устаревшее, неэффективное? Если розги, то да. Или неэффективные модели воспитания по С. Л. Соловейчику:

«Правила движения» - главное, заставить детей выучить некий свод правил.

«Сад - огород» - обращаться с ребёнком, как с грядкой или фруктовым деревом, выкапывая все недостатки – сорняки в его душе, прививая ему отдельные положительные качества.

«Кнут и пряник» - за добрый поступок награждать, за плохой наказывать.

        А как же известные и отлично зарекомендовавшие себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого дела И. П. Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского, гуманно – личностная технология Ш. А. Амонашвили и др. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Но все ли они актуальны в наши дни? Все ли они дают положительный результат?

?????

Воспитание, как лекарство, может быт полезным, может вредным; может помочь, может ухудшить; дать временное облегчение, исцелить, или вообще не дать никакого результата.

Вспомните замечательный рассказ В. Осеевой «Бабка». Бабка не нужна никому, а ей по-прежнему нужны все, и даже больше прежнего: от старости, от опыта жизни она точно лишается способности плохо относиться к людям, она понимает и любит их все сильнее. Это небольшое произведение о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим.  О том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания.

???????
        Всем известно, что словами, словесными формулами детей не воспитать. Добродетельный человек воспитывается посредством дел, а не посредством болтовни». (Я.А. Коменский) Так и хочется добавить от себя: А посредством болтовни воспитывается болтуны.

Как утверждал древнегреческий философ Платон: «Если башмачник будет плохим мастером, то граждане не очень пострадают, разве только будут несколько хуже обуты. Но если воспитатель будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появится целое поколение невежественных людей».

Для воспитания подрастающей личности нужна разносторонняя разноплановая деятельность. Нужны многочисленные пробы себя в разных делах. Конечно, ошибки, промахи и неудачи вполне естественны в любых попытках человека, а тем более маленького, проявить себя. И все эти оплошности и неуспехи должны идти рука об руки с удачами, успехами и победами.

        А это работа педагога. Педагог должен подобрать оптимальные для конкретного времени, места, условий методы и приёмы;  оптимальную для определённых детей технологию воспитания. Оптимальную  - лучшую из списка, приносящую плоды конкретно для данных детей.

Притча от Шалвы Амонашвили. Два учителя, два принципа.

Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:

— Пойдём в гору, будем познавать через трудности.

Сказал другой своим ученикам:

— Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.

Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.

Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.

Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.

Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трёхмерным.

Первые научились летать. Вторые научились копать. Первые научились видеть всё вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.

Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую — вторые?

Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.

Да, «…нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...» М. Поташник

Вечно ново лишь то, что вечно старо. Ш. Рамю

Всё новое- это основательно забытое старое. Соломон

Я ваш ребенок. У меня нет земного посоха. Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия:

– Во мне свой путь, не навязывайте ваш.

– Во мне свой характер, не ломайте его.

– Наполняйте меня светом, озаренным щедростью.

– Воспитывайте в свободе, ограненной мудростью.

– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

– Воспитывайте чувства под водительством разума.

– Воспитывайте разум под водительством сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку - диалогу

« Урок должен быть построен так, чтобы дети поняли, какое это счастье – открывать мир». Л.В.ЗанковУрок - диалог - это одна из важнейших форм проведения занковского урока. В данной статье мои мно...

Диалог как средство воспитания

В статье рассмотрена актуальная тема диалогического общения ребенка и взрослого: теоретические истоки метода диалога, основные признаки общения как диалога;современные этические программы, построенные...

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Диалог о воспитании

Данный материал представлен в форме телевизионного ток-шоу "Постскриптум", в котором происходит диалог о воспитании между ведущим и учителем (воспитателем). Может быть использован, как визит...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...

ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Диалог является важным для формирования духовно – нравственного воспитания, так как слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педаг...