Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные бусинки"
рабочая программа по теме

Евсеенко Юлия Анатольевна

Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, а также на раскрытие личностных способностей обучающихся. Программа предназначена для учащихся начальных классов имеющие речевые нарушения, а также для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Элемент\Desktop\ДОП\уд.jpg

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….3

2. Учебно-тематический план……………………………………………………………………...5

3. Содержание программы…………………………………………………………………………6

4.  Методическое обеспечение……………………………………………………………………..7

5. Список литературы…………………………………………………………………....................8

6. Приложения………………………………………………………………………………………9

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Волшебная бусинка» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа».

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветные бусинки» художественно-эстетическая. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, а также на раскрытие личностных способностей обучающихся.

Занятия по бисероплетению вызывают большой интерес у младших школьников.  В ходе кружковой работы, учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, а также прививается интерес к творчеству, традициям и наследию народа.

Бисероплетение развивает моторику, усидчивость, цветовосприятие. Во время занятий у детей формируются коммуникативные навыки, уверенность в себе, инициативность, настойчивость. Оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, развитию воображения, образного мышления, конструкторских способностей, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую моторику рук, которая напрямую влияет на успешное овладение чтением и письмом, развитие речи, а также интеллектуальное развитие.

Педагогическая целесообразность программы. Программа направлена на всестороннее развитие личности. Дети учатся создавать изделия и сувениры из россыпи разноцветного бисера своими руками, которые они могут подарить своим близким родственникам или друзьям.

Цель программы является создание условий для самореализации личности и раскрытие творческих способностей обучающихся.

Задачи программы 

         - расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;

         - получить знания о видах плетения, создания изделий и сувениров из бисера;

         - овладеть практическими навыками и приемами изготовления изделий из бисера;

         - сформировать эстетический и художественный вкус;

         - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;

         - повышать общий интеллектуальный уровень;

  - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

         - развивать моторные навыки;

         - привить интерес к культуре, истокам народного творчества;

  - обеспечить доведение начатого дела до конца;

  - способствовать взаимопомощи при выполнении работы;

  - воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;

  - воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся.

Отличительные особенности программы. Программа составлена на основе психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, они могут создавать свои уникальные работы.

Занятия по бисероплетению – это хорошая тренировка для пальцев рук. Хорошо развитая моторика пальцев рук влияет на работу мозга, а также улучшает произношение звуков в потоке речи, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят. Развивает внимание, фантазию, творческое воображение и мышление, помогает проявить творческие способности, а также воспитывается усидчивость, терпение.

Программа направлена на оказание помощи обучающимся с нарушением речи и для детей с ОВЗ с недоразвитием интеллектуальной сферы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы. Программа рассчитана на обучающих 2-3 классов (8 учащихся), составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 2 год обучения, 16 часа в год, всего 32 часа. (Календарный учебный график см. Приложение 1)

Форма и режим занятий. Формы занятий: теоретические и практически, проводятся 1 раз в две недели.

Занятия проводятся в индивидуально-групповой форме.

Ожидаемые результаты

Личностные УУД

- уважительное отношение к другим участникам процесса;  

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные УУД

- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в бисероплетении;

- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в бисероплетении.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям бисероплетения.

Регулятивные УУД

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

 - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

 - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

В процессе обучения дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- формулировать вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Мониторинг успешности овладения содержанием программы. Результативность освоения содержания программы отслеживается через наблюдения за деятельностью и активностью обучающихся на занятиях по следующим критериям:

- знает историю появления бисера;

- различает виды бисера;

- плетение изделия по схеме и без неё;

- аккуратность выполнения изделия;

- воспроизвести плетение изделия самостоятельно;

- оказывает помощь товарищам;

 - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

Каждый критерий оценивается в баллах и определяется уровень освоения содержания программы:

  1. – обучающийся выполняет только с помощью педагога, обнаруживаются пробелы в знаниях.
  1. – обучающийся использует частичную помощь педагога, допускает неточности в усвоении материала.

2-3 – обучающийся самостоятельно выполняет и оформляет изделие. Владеет знаниями по теме.

Уровни овладения содержанием программы: 15-21 - высокий уровень, 8-15 – средний уровень, 0-8 – низкий уровень.  

  Виды контроля.

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в кружок, когда проводится первичное обследование для определения имеющихся знаний по программе, входной контроль (Тест «Что я знаю о бисере?» Приложение 2)

Промежуточный контроль определяется степень усвоения учебного материала, осуществляется раз в полгода.

Итоговый контроль проводится в гонце учебного года, где отслеживается уровень освоения образовательной программы, динамика развития творческих способностей.

Формы подведения итогов. Детские выставки изделий и сувениров обучающихся, участие в общественно-массовых мероприятиях (ярмарки, праздники), оформление фотоальбома кружка.

II. Учебно-тематический план на 2015-2017 учебный год

1 год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации

1.

Вводное занятие.

1

1

-

Беседа. Тест «Что я знаю о бисере?»

2.

Низание бисера

«в одну нить».

6

2

4

Наблюдение.

3.

Технология параллельного плетения

7

2

5

Наблюдение. Промежуточный контроль

4.

Итоговое занятие. Работа по замыслу.

2

-

2

Выставка работ учащихся. Итоговый контроль

Итого

16 ч

          2 год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы промежуточной аттестации

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Низание бисера

в две нити «Крестик»

5

2

3

Наблюдение

3.

Прием низания «Мозаика»

6

2

4

Наблюдение. Промежуточный контроль.

4.

Техника параллельного плетения

3

1

2

Наблюдение

5.

Итоговое занятие.

1

Выставка работ учащихся. Итоговый контроль

Итого

16 ч

III. Содержание программы

1-й год - 2 класс

1. Вводное занятие. История бисера. Виды бисера, его формы, размер. Техника безопасности (правила работы с режущими и колющими предметами, правила поведения в кабинете).

2. Низание бисера “в одну нить”.  Теоретические занятия: правила низания на проволоку. Подбор бусинок по размеру и цвету, знакомство со схемой плетения, зарисовка схем в тетрадь. Техника безопасности.

Практические занятия: простые цепочки: браслет, колечко; цветок «Хризантема».

3. Технология параллельного плетения. Теоретические занятия: знакомство с технологией, зарисовка схем изделий. Подбор бисера по цвету и размеру. Техника безопасности.

Практические занятия: «Грибок», «Зайчик», цветок «Лилия».

4. Итоговое занятие. Работа по замыслу.  Выставка изделий выполненных в течении учебного года.

2-й год - 3 класс

1. Вводное занятие. Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.

2. Низание бисера в две нити «Крестик».  Знакомство с техникой низания в две нити, техника безопасности, знакомство со схемой плетения, зарисовка схем в тетрадь. Подбор бисера по цвету и форме. Практические занятия: фенички, браслеты, цепочки.

3. Прием низания бисера «Мозаика». Практические занятия: браслет.

4. Техника параллельного плетения. Объемные изделия. Вспомнить технику плетения. Познакомить со схемой плетения объемного изделия, учить работать со схемой. Подбор бисера по цвету и форме. Техника безопасности.

Практические занятия: «дельфин», «рыбка».

5. Итоговое занятие «Наши руки не знают скуки». Выставка изделий и сувениров изготовленных детьми за год.

IV. Методическое обеспечение

Одним из непременных условий успешной реализации программы является использование разнообразных методов и средств образовательной деятельности, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных социально-психологических условий для свободного общения обучающихся с друг другом;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод

- просмотр видео-фильмов, презентаций.

Словесный метод

- беседы с элементами диалога;

- сообщение дополнительного материала;

- рассматривание наглядного материала;

- показ с объяснением выполнения техники плетения;

- проведение викторин.

Практический метод

- выполнение изделий из бисера;

- оформление выставок изделий и сувениров.

Материально-техническое обеспечение программы:

-помещение-класс.

-оборудование: подложки для бисера из ткани, ножницы, проволока, мононить, леска, компьютер, мультимедия.

-учебно-наглядные пособия: специальная литература, схемы, рисунки, фото, образцы готовых изделий, иллюстрации.

-информационное обеспечение: литература для обучающихся и для педагога.

Привлечение родителей к обеспечению материально-технической базы (приобретение бисера и инструментов), педагогическое просвещение родителей, беседы, собрания, консультации.

V. Список литературы

Для учителя:

  1. Аполозова, Л.Н. Украшения из бисера /Л.Н. Аполозова. – Ростов н/Д.: феникс, 1999.-152 с.
  2. Бондарева, Н.А. Рукоделие из бисера /Н.А. Бондарева. – Ростов н/Д.: феникс, 2000. – 47 с.
  3. Дюмина, Г.А. Бисер / Г.А. Дюмина. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. 256 с.: ил.
  4. Котова, И.Н. Бисер. Волшебная игла / И.Н. Котова, А.С. Котова. – Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997. – 200 с.
  5. Котова, И.Н. Школа современного бисероплетения / И.Н. Котова, А.С. Котова. – Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1999. – 216 с.
  6. Крайнева, И.Н. Мир бисера / И.Н. Крайнева. – изд. «Литера», 1999. – 192 с.

Для учащихся:

  1. Котова, И.Н. Бисер. Гармония цветов / И.Н. Котова, А.С. Котова. – Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997. – 134 с.
  2. Котова, И.Н. Бисер. Волшебная игла / И.Н. Котова, А.С. Котова. – Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997. – 200 с.
  3. Соколова, Ю.П. Азбука бисера / Ю.П. Соколова, Н.В. Пурерка. – Издательский дом «Литера», 1999. – 67 с.
  4. Ткаченко,  Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов н/Д.: феникс, 2004. – 320 с.

     

  Интернет ресурсы:

  1. Григорьевская Е.В., Уваровская Ю.Г. Авторская программа по бисероплетению «Разноцветная бусинка» / http://literature-edu.ru/obzor/95/index.html.
  2. Ефименко Е.А. Программа кружка по бисероплетению «Волшебная бусинка» / http://ds1sd.ru/wp-content/uploads/2017/04/Программа-кружка-по-бисероплетению-Волшебная-бусинка.pdf.
  3. Большакова Т.А. Образовательная программа творческого объединения «Волшебная бусинка» / http://dropdoc.ru/doc/518396/obrazovatel._naya-programma--volshebnaya-businka-.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарный учебный график

Продолжительность занятий

Периодичность

в две недели

Количество в две недели

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 час

16 часов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ «Что я знаю о бисере?»

  1. Где впервые появился бисер?

а) Египет

б) Мексика

в) Россия

       2. Как дословно переводится слово «бусер»?

             а) фальшивый жемчуг

             б) стекло

             в) жемчужина

         3. Из чего изготавливали бисер?

              а) стекла

              б) пластмассы

              в) дерево

           4. Что изготавливали из бисера?

               а) салфетки

               б) украшения

               в) посуду

         За каждый правильный ответ ставится 1 балл: 4 б. – высокий уровень, 2-3 б. – средний уровень, 0-1 б. – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Программа дополнительного образования «Палитра - бусинка»

Данная образовательная программа «Палитра - бусинка» рассчитана на проведение универсальной учебной деятельности учащихся 2 - 3 классов:- Изобразительное искусство – рисунок живописный, графический, и...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...