Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему

В статье говорится о проектной  деятельности  на уроках, вошедшую  не так давно в нашу школьную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_dokladna_pedsovete_2.12.2017.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Метод проектов в начальных классах»

  1. Введение. 

Слайд 1  Хочется начать свое выступление с эпиграфа немецкого педагога Адольфа Дистервега.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Все чаще говорят о том, что все учителя хотят идти в ногу со временем, внедрять в процесс образования современные технологии. Известно, что до около 70% личностных качеств закладывается в начальной школе.

И тут у каждого учителя возник вполне логичный вопрос- какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Единого ответа на этот вопрос Вы не получите, у каждого учителя найдется свой ответ.

Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, которые испытывают дети при обучении : 

  • низкий уровень самостоятельности в учебном процессе; 
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; 
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями; 
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. 


Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. И это-метод проектов. 

Слайд 3 

  1. Концепция деятельности 

Гипотеза: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время учитель будет организовывать проектную деятельность.

Цель: определить возможность использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе.

Слайд 4  Задачи:

  • Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.
  • Изучить результаты и эффективность проектной деятельности.
  • Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.

Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, об особенностях её организации.

Целевые группы- данная информация может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД, организаторам внеклассной деятельности.

Слайд 5 

  1. История метода проектов

Метод проектов возник в XVI веке в архитектурных мастерских Италии.

Однако уже в конце XIX— начале XX века всё больше стало раздаваться критики в адрес педагогов. Р. Стимсон из Массачусетского университета, обучая своих учеников основам сельскохозяйственной культуры, опираясь на идеи американского философа образования, психолога и педагога Дж. Дьюи, стал давать своим ученикам сначала теоретические знания о выращивании тех или иных сельскохозяйственных культур, а потом предлагал применить эти знания на практике.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь вместе с тем с его интересами именно в этом знании. Он считал чрезвычайно важным стимулировать в детях их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено.

В данном исследовании мной была рассмотрена эффективность использования метода проектов на уроках в начальной школе.

Слайд 6 

  1. Сущность понятия «проект», «проектная деятельность»

Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д.

Проектом могут называть работу различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой. 

Слайд 7   

  1. Требования к учебному проекту – совершенно особые

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий, с проектирования проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Слайд 8 

  1.       Виды проектов:

  • Слайд 9  Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Данный вид проектов я использую чаще всего в виду дискуссии на различные темы: «Отношения в семье», «Общение в сети интернет», «Отношения между одноклассниками» и др.

  • Слайд 10  Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Исследовательские проекты достаточно результативно использовать на уроках окружающего мира: «Три состояния воды», «Самое главное вещество- вода», «Исследование минералов» и др.

  • Слайд 11  Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Наиболее часто используются мной как подготовка детей докладов, небольших сообщений по разным дисциплинам: «Круговорот воды в природе», «Биография А.С. Пушкина» и др.

  • Слайд 12  Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Творческие проекты на уроках изобразительного искусства, технологии и даже математики. В математике выполнение проекта на тему «Танграм».

  • Слайд 13  Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или выдуманных героев.

Проекты на уроках литературного чтения выходят очень интересные- инсценировка детьми сказок наиболее интересна детям моего класса.

Слайд 14  Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Слайд 15 

  1. Этапы проведения проекта

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  1. Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
  2. Планирующий — подготовительный этап: Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.
  3. Информационно – операционный этап: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.
  4. Рефлексивно-оценочный этап: Анализ выполнения проекта. ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку.

Слайд 16 

  1. Принцип «пяти П»

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Мне хотелось бы более подробно остановиться на этапе презентации проектов. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

В своей работе я чаще всего использую такие виды презентации как иллюстрация фактов и событий, экскурсия, путешествие и ролевая игра.

Слайд 18  В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

  1. Результативность проектной деятельности

Говоря о результате мы имеем в виду не только вывод, итог нашей деятельности, но и полученный опыт при работе, продукт нашей деятельности.

Слайд 19 

По эффективности любого метода можно много рассуждать, но наиболее весомый критерий для учителя- результат.

  1. Заключение

На самом деле стоит отметить метапредместность этого метода, т.к. навыки, знания, полученные в ходе работы отражаются в других предметах школьной программы.

Слайд 21 

Таким образом, по определению Нат. Юр. Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – деятельность, позв

оляющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

Слайд 22 

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Слайд 23 

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Слайд 24   

  1. Список литературы

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.

2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа [Текст]/ Бритвина Л.Ю.  – 2005. - №6. 16-20с.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков А.В. – М., 2000. 21с.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач.школа [Текст]/ Землянская Е.Н. – 2005. - №9. 18с.

5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач.школа [Текст]/ Иванова Н.В.  – 2004. - №2. 32с.

6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование [Текст]/ Новикова Т.  – 2000. - №7. 27с.

7. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель [Текст]/ Пахомова Н.Ю.  – 2000.,№4. 17с.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]/ Сергеев И.С.  – М., 2005.

9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч [Текст]/ Сиденко А.С.  – 2003. - №6. 23с.

Слайд 25  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная деятельность начальной школе.

Работая в школе  учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....