Земледельческий календарь
материал на тему

Ведерникова Виктория Сергеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл справка16.09 КБ
Файл сценарий20.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Коноваловская СОШ

Ташлыковская НОШ

Иркутская область

Балаганский район

Справка о проведении праздника «Русский земледельческий календарь»

Дата проведения: 28 апреля 2016 года.

Время проведения:  14. 00

Место проведения: Ташлыковская НОШ

Участники: учителя, ученики 1,2,3 классы.

Специалисты: классные руководители Петухова Светлана Николаевна,

Ведерникова Виктория Сергеевна.

Цель мероприятия:

- приобщение к национальным духовным ценностям;

- формирование трудовых навыков;

- воспитание правил здорового образа жизни.

      В далеком прошлом славяне придумали календарь, да не один. По календарям они определяли время посева и уборки урожая, время праздников и великих постов. В Толковом словаре С.И.Ожегова – «Календарь» - система счета больших промежутков времени. Календарь – это справочник, который помогает определить число и памятные даты. В современный календарь входят четыре времени года. В далеком прошлом календарь был иным. Раньше существовало три календаря. Гражданский календарь напоминал наш современный календарь. Церковный календарь был в обиходе у верующих людей и церковных служителей. Он помогал определить православные праздники, дни святых. Народным календарем пользовались крестьяне. По этому календарю они определяли время посева и сбора урожая, а также других хозяйственных работ. Со временем его стали называть земледельческим.

     Мероприятие состояло из нескольких заданий: работа с кроссвордом, где учитель читает загадки, а учащиеся вписывают отгадки; физкультминутки; игра «Времена года»; работа по схеме; словарная работа; составление своего земледельческого календаря; таблички с названием времен года; работа в группах (соберите из частей пословицы); творческая работа. В ходе различных игр была проведена беседа, вопросы и определение.

     Ответственные за это мероприятие были учителя и дети. Действующие лица: Петухова С.Н., Ведерникова В.С.

Ребята охотно отвечали на поставленные вопросы, участвовали в игре, победителей нет, так как все дети активно отвечали. Заранее был подготовлен сценарий.

Зал оформлен к этому событию. Оборудование: словари, таблицы, схема современного и земледельческого календарей, альбомы, краски, фломастеры.

     Праздник вели Светлана Николаевна и Виктория Сергеевна. Ответственный за музыкальное сопровождение кл. руководитель Ведерникова Виктория Сергеевна.

     На основе вышеизложенного отметить положительную работу классных руководителей Петухову С.Н. и Ведерникову В.С., по подготовке и проведению праздника «Русский земледельческий календарь».

Директор МБОУ Коноваловской СОШ                                                              Файзулина Т.В.

Завуч МБОУ Коноваловской СОШ                                                                    Караськова Е.Н.

Заместитель по восп. работе                                                                     Крашенниникова А.А.



Предварительный просмотр:

Сценарий

     Учитель. Здравствуйте, ребята! Откройте альбомы и нарисуйте свое настроение (Учащиеся самостоятельно изображают настроение в виде улыбающегося или грустного лица).

     Работа с кроссвордом.

     Учитель. Сегодня мы будем работать над новой темой. Как называется наша тема, вы узнаете, разгадав кроссворд.

     Учитель читает загадки, учащиеся вписывают отгадки в кроссворд.

  1. Назовите – кА, ребятки

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

  1. Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц? Подскажи!

  1. Щедро в поле колосится

Золотистая пшеница.

Ягоды в лесу поспели,

Пчелы прячут мед по кельям.

Много и тепла, и света.

Так бывает только …

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

  1. Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет по полю, на реку,

И по снежку, и по цветку.

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

  1. Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

     Учитель. Какое ключевое слово в цветных клетках у нас получилось? (Календарь)

Физкультминутка

     Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о календаре, но не о современном, а о народном русском календаре. В далеком прошлом славяне придумали календарь, да не один. По календарям они определяли время посева и уборки урожая, время праздников и великих постов. А что такое календарь?

     Учитель предлагает ученикам дать определение календаря. После того как выслушаны все варианты ответов, учитель читает определение слова «Календарь» в Толковом словаре.

     Учитель. В Толковом словаре С.И.Ожегова – «Календарь» - система счета больших промежутков времени. Зачем нам нужен календарь?

     Ответы детей.

     Учитель. Календарь – это справочник, который помогает определить число и памятные даты. Давайте с вами посмотрим, как устроен наш современный календарь. Что в него входит?

     Учитель демонстрирует современный календарь.

     Ответы детей.

     Учитель. С какого месяца начинается новый год? Указаны ли времена года?

     Ответы детей.

     Учитель. Сейчас мы проверим , как вы знаете времена года.

Игра «Времена года»

Учитель читает отдельные слова, учащиеся должны угадать, какое время года они характеризуют.

Цветет, расцветает, зацветает (Весна).

Белая, пушистая, лютая, морозная (Зима).

Жара, зной, ослепительное солнце, духота (Лето).

Хмурое небо, тучи, дождь, желтая листва (Осень).

     Учитель. Молодцы! В современный календарь входят четыре времени года. В далеком прошлом календарь был иным. Раньше существовало три календаря. (Показывает схему)

        

Работа по схеме.

     Учитель. Гражданский календарь напоминал наш современный календарь. Церковный календарь был в обиходе у верующих людей и церковных служителей. Он помогал определить православные праздники, дни святых. Народным календарем пользовались крестьяне. По этому календарю они определяли время посева и сбора урожая, а также других хозяйственных работ. Со временем его стали называть земледельческим.

     Словарная работа.  

     Учитель. Как вы понимаете слово земледельческий?

     Ответы детей.

     Учитель. Корень « земл-» - земля, «дель-» - делаю. А связано построение этих слов с работой на земле. Крестьяне наблюдали за землей: когда она готова к посадке урожая весной, а когда к уборке осенью. Это привело к целому своду правил, примет и наблюдений. Позже в этот календарь включили имена церковных святых. Как же составлялся земледельческий календарь? Давайте с вами попробуем составить такой календарь.

     Составление земледельческого календаря. Учитель прикрепляет на доску современный календарь, а рядом белый лист бумаги, на котором будет изображаться земледельческий.

     Учитель. Мы с вами знаем, что в современный календарь входит четыре времени года. Как вы думаете, влияли ли эти времена года на работу на земле? Как?

     Ответы детей.

     Учитель. Почему именно весной мы сажаем, а не осенью?

     Ответы детей.

     Учитель. Правильно. Солнце – основной источник тепла на земле. Именно от солнца зависит смена времен года. Это давно заметили славяне, поэтому солнце было главным в земледельческом календаре. Называли солнце «красным», то есть красивым.

Все записи на листе бумаги появляются в ходе беседы.

     Учитель. Как вы думаете, важно ли было показать времена года в земледельческом календаре? Почему?

     Ответы детей.

     Учитель. В древнерусский земледельческий календарь входило четыре времени года.

Учитель прикрепляет таблички с названием времен года.

     Учитель. Времена года славяне сравнивали с людьми или с богами. Например, они говорили: «Жили у брата три сестрицы: весна – молодица, зима – белолица, осень - водяница». Почему зиму они называли «белолица», а осень – «водяница»? с чем это связано?

     Ответы детей.

     Учитель. Правильно. Славяне примечали особенности каждого времени года, каждого месяца и дня. Сопоставляли эти особенности с земледельческими работами и выделяли периоды времен года. Осень по календарю славян совпадала с уборкой урожая, примерно с 2 августа до 14 октября.

Учитель отмечает времена года и даты на схеме.

Зима самое длинное и суровое время года. Весну «призывали» в марте, а началом ее считался Егорьев день (6 мая). «Егорий весну открывает», - говорили славяне. Времена года не всегда начинались в установленные сроки. Поэтому кроме основных годовых сезонов выделяли переходные, промежуточные периоды – пролетье (поздняя весна – ранее лето), молодое бабье лето (конец лета – начало осени), осенины (середина сентября), позимье – октябрь и прочее. Наблюдая за зимой, славяне могли предсказать, какое будет лето, а по весне – осень. Результаты такого наблюдения очень хорошо видны в пословицах, приметах и загадках.

Задание. Соберите из частей пословицы (работа в группах).

  1. Будет зима,                                                а колеса с осени.
  2. Зимой съедается,                                       а весной сиди да гляди.
  3. Готовь сани с весны,                                 будет и лето.
  4. Осенью кисель да блины,                          что летом урождается.

Учитель. Наши предки были наблюдательными людьми. В каждом времени года они видели живое существо, у которого были свое лицо, характер. Так, осень, как мы уже сказали, они называли водяницей, а как она выгрядит?

Ответы детей.

Учитель. Творческая работа. Предлагаю вам сейчас на альбомных листах нарисовать осень, как вы ее представляете. Работы вывешиваются на доску.

Учитель. У нас сегодня с вами получилось интересное занятие. О чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового узнали о календаре? Что вам больше всего понравилось? Какое у вас стало настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний календарь природы - сентябрь" презентация.

Данная презентация представляет собой осенний календарь природы – сентябрь. Можно использовать на уроках окружающего мира при изучении данной темы, а также можно распечатать готовые слайды и поместить...

Оформление классных уголков, стендов. Страницы для календаря природы

Странички для календаря природы (1 класс)·      Зима·      Весна·      Лето·      Осень·...

Оформление классных уголков, стендов. Страницы для календаря природы. Февраль.

Страницы для оформления уголка природы. Приметы, загадки, стихи, пословицы о феврале . Страницы можно распечатать....

Оформление уголка природы. Страницы календаря. Март

Всё о марте для оформления уголка природы: загадки, приметы, стихи и др.. Слайды можно распечатать....

Оформление уголка природы. Страницы календаря. Апрель.

Всё об апреле для календаря природы....

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....