родительское собрание
классный час на тему

Пашина Елена Васильевна

Цель: Обсудить с родителями  жизненные и духовно- нравственные приоритеты подростков,  довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sob.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ « Учхозская средняя общеобразовательная школа»

           Краснослободского муниципального района

                           Республики Мордовия

Родительское собрание

            Доклад на тему:

«Семейные уроки духовности и      нравственности »

Подготовила: воспитатель ГПД

                                                               Пашина Е.В

2017- 2018  уч. год

Цель: Обсудить с родителями  жизненные и духовно- нравственные приоритеты подростков,  довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению.

 

 Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется  в семье.  Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща, то их дети, как правило, вырастают  примерными. Глубоко прав был А.С.Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете  с другими людьми… как  вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение.  А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже  не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших  детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.[

 Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала  влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Становление будущего духовно здорового семьянина во многом зависит от яркости впечатления, полученного в детстве при общении с авторитетным взрослым. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться  в беде, с ним хочется поделиться  радостью.  

   В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует  традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений – авторитарный, демократический и попустительский . Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки.

   При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

   При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.

           

Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания (это идеальное и наиболее желаемое для всех людей состояние) каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или семья потеряла кормильца, особенно, если в семье один ребёнок, родители чувствуют невольную вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому  в таких семьях часто допускается искажение, и негласным главой семьи становится ребенок. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье.

Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая  иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных  обстоятельствах  помогали люди. Почему сейчас у многих детей мы наблюдаем нравственные отклонения? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. А уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. А ведь много интересного о прошлом дети могут узнать и узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам  учатся у дедушек и бабушек, которые помогают внукам познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное, они, люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к  другим людям. Народная мудрость и жизненный опыт породили неписанные законы: «Не смейся над престарелыми, инвалидами»; «Старайся сделать что-то доброе нищему, слепому, хромому; не обижай их и уступай им дорогу; если трудно, то помоги им».[c.135 Мудрые заповеди народной педагогики.]

 Как с испокон веков передавался  опыт жизни от одного поколения другому? Как правило, через совместный труд. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность. На ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Недополучают дети элементарного общения со взрослыми, не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убирать с ним дом, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) — тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. С раннего детства ребенок уже должен знать, что такое труд. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть - для малышей - обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей  не должно быть  много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно. Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».

«Все начинается с дома». С. Соловейчик высказал по этому поводу следующую мысль: «Не обязательно страстно любить их, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чем-то, во всем или ни в чем не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из четырех дедушек и бабушек — хоть один! — любил людей. Только эта любовь к людям и передается детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом». Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из стенки  извлечен праздничный сервиз — тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом  в одиночестве. Если семья собирается за праздничным столом ко дню  рождения  бабушек и дедушек или 9 Мая по-особому поздравляет дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей. Нравственное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время  это пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.

  Как  видите, много проблем стоит перед современной семьёй, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными  усилиями, совместным сотрудничеством  при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом  школьнике  настоящего человека.  

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб
Кому язык распутства  люб
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит...
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе,
Держи в приличии свой дом,
Чтоб не каяться потом!                                  

      Себастьян  Брант

Список литературы:  

1. Российская национальная программа «Родительское благословение» Москва - Кострома 2013                                                                                                      

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании /А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 – №2 – С. 67- 68.                                                                                          

 2. Васильцева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., «Педагогика» 1988 - с. 160

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М: Просвещение, 2009. с. 23

4. Макаренко А.С. О воспитании  – М: Издательство политической  литературы, 1990. – 415с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...