Стихотворение А.С. Пушкина " Клеветникам России"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Кошечкина Людмила Геннадьевна

Стихотворение паписано много лет назад, но сейчас актуально как никогда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александр Пушкин    1831г.

КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ


О чем шумите вы, 
народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

         Уже давно между собою
         Враждуют эти племена;
         Не раз клонилась под грозою
         То их, то наша сторона.
         Кто устоит в неравном споре:
         Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
         Оно ль иссякнет? вот вопрос.

         Оставьте нас: вы не читали
         
Сии кровавые скрижали;
         Вам непонятна, вам чужда
         Сия семейная вражда;
         Для вас безмолвны Кремль и 
Прага;
         Бессмысленно прельщает вас
         Борьбы отчаянной отвага —
         И ненавидите вы нас...

         За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
         
Мы не признали наглой воли
         
Того, под кем дрожали вы?
         За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
         И нашей кровью искупили
         Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой 
измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
         Иль нам с Европой спорить ново?
         Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
         От потрясенного Кремля
         До стен недвижного Китая,
         Стальной щетиною сверкая,
         Не встанет русская земля?..
         Так высылайте ж к нам, витии,
         Своих озлобленных сынов:
         Есть место им в полях России,
         Среди нечуждых им гробов.



Предварительный просмотр:

Сюжетная игра "Строим ЭКОград"

Разделы: Внеклассная работаЭкология



http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/577815/1.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/577815/2.jpg

Краткая аннотация. Разработка представляет собой игру, которая проводится среди учащихся старших классов школы. В процессе игры дети обобщают знания о влиянии окружающей среды и образа жизни на продолжительность жизни человека.

Направление: Экологическое обучение и воспитание.

Уровень образования школьников. Для участия в игре требуются знания по теме «Здоровье человека», «Антропогенное загрязнение окружающей среды», необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках экологии, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, активизируется их долговременная память, активность. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации, в подборе участников и подготовке ведущих игры. Велика роль педагога в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Строим ЭКОград» (приложение 2), изображение городов, карточки с буквами (приложение 1), сигналы разных цветов, вопросы игры с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для зрителей, призы.

Организация работы

Этапы подготовки к игре.

  1. Подготовить вопросы к игре.
  2. Вопросы разделить на 2 уровня сложности (по мере «загрязнённости среды»).
  3. Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.
  4. Подготовить изображения городов (каждая команда – свой город).

Для игры набираются 3 команды. Для её проведения необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы, определяется состав жюри.

Цели игры:

  • Учебная – совершенствование, обобщение и знаний учащихся по курсу «Экология».
  • Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения

Задачи игры:

  • Повторение и обобщение знаний.
  • Формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Ход игры

Ведущий:

– Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Какие факторы и как они влияют на продолжительность жизни человека? Как образ жизни связан со здоровьем человека? И что может сделать каждый из нас для улучшения собственного здоровья? Большое количество вопросов задаёт нам жизнь, и найти на них ответы порой бывает очень трудно, но сегодня благодаря вашим знаниям и эрудиции мы постараемся ответить на них.

Сегодня вы сами построите себе город, в котором захотите жить, и его экологическое состояние будет влиять на продолжительность жизни его жителей, то есть условно вас.

Послушайте условия игры:

Вам будет предложено построить город с различными экологическими условиями. Для этого каждый из факторов окружающей вас среды будет разыгрываться.

Каждый раз вам будет предлагаться вопрос и три уровня загрязнения среды:

  • Зелёный цвет – загрязнения нет; +1 год жизни
  • Синий цвет – загрязнение умеренное; -1 год жизни
  • Красный цвет – загрязнение сильное. -2 года жизни

Ответив правильно на первый вопрос, вы выиграете определенные условия без загрязнений и плюс 1 год жизни дополнительно. Если вы правильно ответите на второй вопрос, вы получаете умеренное загрязнение среды и минус 1 год жизни, а если на вопрос не ответите, вы получите сильное загрязнение и минус 2 года жизни. Начальная продолжительность жизни 70 лет. Право ответа на вопрос предоставляется команде, первой поднявшей сигнальную карточку. По окончании игры вы должны представить созданный вами город и дать ему экологическую характеристику с мини проектом улучшения его экологического состояния.

Жюри (представление жюри) будет следить за соблюдением правил игры и подсчитывать продолжительность жизни жителей каждого города.

Победители будут награждены дипломами и призами.

Сегодня город будут строить (представление команд)

Мы начинаем игру, и я попрошу всех быть очень внимательными.

1. Разыгрывается: Уровень «Загрязнение воды».

(слайды 2-4)

Вопрос 1: В 1956 году в Японии впервые зарегистрировано заболевание, которое получило название «болезнь Минамата». Чем оно было вызвано и какие последствия имело?

Ответ: БОЛЕЗНЬ МИНАМАТЫ (Minamata disease) – разновидность отравления ртутью, возникающая в результате попадания в организм человека метиловой ртути из зараженной ею рыбы. Это отравление привело к гибели 43 японцев из прибрежного города Минаматы в течение 1953-1956 гг. Источником ртути являлись попавшие в воду жидкие отходы одного из местных предприятий по производству поливинилхлорида. Симптомы болезни проявляются в поражение нервной системы, онемении конечностей и нарушении контроля над их функционированием, а также в нарушении речи и слуха.

Вопрос 2: Что такое антропогенная эвтрофикация?

Ответ: Искусственно несбалансированная эвтрофикация может приводить к бурному развитию водорослей («цветению» вод), дефициту кислорода, замору рыб и других животных. Этот процесс можно объяснить малым проникновением солнечных лучей в глубь водоема (за счет фитопланктона на поверхности водоема), и как следствие наблюдается фотосинтеза у наддоных растений, а значит, и кислорода.

Основные антропогенные источники фосфора и азота: необработанные сточные воды (в особенности из животноводческих комплексов) и смыв удобрений с полей. Во многих странах запрещено использование ортофосфата натрия в стиральных порошках для уменьшения эвтрофикации водоемов.

2. Разыгрывается: Уровень «Бактериалогическое загрязнение среды».

(слайды 5-7)

Вопрос 1: Чем вызвано заболевание энцефалит? Чем оно характеризуется?

Ответ: Заболевание поражающее нервную систему, вызвано вирусом, который переносится клещами.

Вопрос 2: Какие заболевания называются природно-очаговыми? Приведите примеры.

Ответ: Чума, тиф, энцефалит, малярия, сонная болезнь

Возбудители этих заболеваний существуют в природе строго на определённой территории, обычно паразитируя в организме диких животных. Вторгаясь в природу человек, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов.

3. Разыгрывается: Уровень «Радиационное загрязнение среды».

(слайды 8-10)

Вопрос 1: Что такое радиоактивные нуклиды? Чем они опасны для человека?

Ответ: Это ядра нестабильных химических элементов, испускающие заряженные частицы и коротковолновые электромагнитные излучения. Они, попадая в организм человека, разрушают клетки, вследствие чего могут возникать различные болезни, в том числе лучевая.

Вопрос 2: Предположите, какие организмы могут, исчезнут с лица Земли, если радиация достигнет 1500 БЭР?

Ответ: Если радиация будет постоянной, то при 200 БЭР в течение 30 дней погибнет до 50% овец.

  • 30 – ослы.
  • 350 – козы
  • 400 – морские свинки
  • 450 – человек
  • 250 – 600 – обезъяны
  • 700 – 900 – крысы
  • 600-1500-мыши

4. Разыгрывается: Уровень «Шумовое загрязнение среды».

(слайды 11-13)

Вопрос 1:Уровень шума измеряется в децибелах, единицах, выражающих степень звукового давления. Это давление не беспредельно.

– Какие последствия вызовет шум в: 80 дБ, 130 дБ, 150 дБ

Ответ: 80дБ – допустимая граница шума, 130 дБ – ощущение боли, 150 дБ – непереносимый шум

Вопрос 2: Слуховой аппарат человека воспринимает механические колебания среды от 16 до 20000 колебаний в секунду. Как называются колебания большей частоты и меньшей?

Ответ: Большей – ультразвук, меньшей – инфразвук.

5. Разыгрывается: Уровень «Качество продуктов питания»

(слайды 14-16)

Вопрос 1: Что такое трансгенные продукты?

Ответ: Генетически модифицированные продукты питания получают из растений или животных которые создаются методами генной инженерии (genetic engineering) – науки, которая позволяет вводить в геном растения, животного или микроорганизма фрагмент ДНК из любого другого организма с целью придания ему определенных свойств. На данный момент опасность употребления генетически модифицированных организмов в пищу еще не доказана, и никто однозначно сказать не может, являются они опасными или безопасными. Возможные последствия: аллергия, влияние на генетический аппарат человека.

Защитить свой организм от не полностью изученного воздействия модифицированных продуктов питания можно следующими способами: избегать употребления готовых продуктов и полуфабрикатов; не употреблять в пищу овощей и фруктов необычно крупных размеров, красивых с виду и не портящихся в течение длительного времени.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что отказ от генетической модификации и возвращение к традиционным методам сельского хозяйства будет означать массированное использование ядохимикатов и гербицидов, что принесет несоизмеримо больше вреда экологическому равновесию.

Вопрос 2: Многие продукты питания оказывают бактерицидное действие. Какое действие оказывают: Яблочный сок, Сок граната, Сок клюквы, Лук, чеснок

Ответ:

  • Яблочный сок – задерживает развитие стафилококка.
  • Сок граната – подавляет рост сальмонелл.
  • Сок клюквы – влияет на гнилостные, кишечные и другие микроорганизмы.
  • Лук, чеснок – имеет антимикробные свойства.

6. Разыгрывается: Уровень «Показатели здоровья».

(слайды 17-19)

Вопрос 1: Какова средняя видовая продолжительность жизни человека?

Ответ: 110-140 лет, но вследствие воздействия многих биологических и социальных факторов она ниже.

Вопрос 2: Что такое популяционное здоровье населения?

Ответ: Понятие статистическое и характеризуется комплексом показателей:

Рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, прирост популяции. физическое развитие, заболеваемость, возрастное – половая структура.

7. Разыгрывается: Уровень «Вредные привычки: алкоголь»

(слайды 20-22)

Вопрос 1: Уже в средневековье в Западной Европе научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

– Кто согласно легенде впервые совершил эту операцию?

Ответ: Итальянский монах, алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

Вопрос 2: Бытует мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылаются на слова летописи: «Веселие на Руси – есть питие».

– Согласны ли вы с этим?

Ответ: Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «Продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 – 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда, снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. К нашему времени цифра достигла рекордной отметки около 13,2 литра на человека.

8. Разыгрывается: Уровень «Физическая культура и спорт»

(слайды 23-25)

Вопрос 1: Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки?

Ответ: Плавание, гимнастика, лёгкая атлетика.

Вопрос 2: Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой?

Ответ: Идёт активное формирование скелета, может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

9. Разыгрывается: Уровень «Наследственность»

(слайды 26-28)

Вопрос 1: Синдром "кошачьего крика". – Что это такое?

Ответ: Наследственное заболевание. Синдром Лежена – другие названия: синдром 5р-, синдром "кошачьего крика", – проявляющийся умственной отсталостью, характерными чертами лица, в грудном возрасте плачем, напоминающим мяуканье.

Вопрос 2: Какое наследственное заболевание на слайдые? Почему вы сделали такой вывод.

Ответ: Болезнь Дауна. по определённым внешним признакам.

Синдром Дауна – наследственное заболевание, трисомия по 21 хромосоме. Признаки: умственная отсталость, мышечная гипотония, плоское лицо, монголоидный разрез глаз. Продолжительность жизни определяется наличием пороков желудочно-кишечного тракта и сердца. Частота в популяции – 1:700. С возрастом (мать старше 35 лет, отец старше 40 лет) частота встречаемости болезни Дауна удваивается. Существуют такие формы болезни Дауна, при которых риск более высок. Они встречаются редко, чаще всего в родословной имеется несколько случаев рождения детей с синдромом Дауна. Тогда необходимо обратиться в медико-генетическую консультацию.

10. Разыгрывается: Уровень «Вредные привычки: курение»

(слайды 29-31)

Вопрос 1: Что содержится в сигарете?

Ответ: В дыме одной сигареты содержится:

  • 6 мг никотина,
  • 1,6 мг аммиака,
  • 25 мг угарного газа,
  • 0,03 мг синильной кислоты,
  • 0,5 мг пиридина, формальдегид,
  • радиактивные вещества: полоний, свинец, висмут, смолы и деготь и др.

Это химическая фабрика, продуцирующая 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов.

Вопрос 2: Решите задачу. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни, на сколько сократится ваша жизнь, если вы будете выкуривать пачку сигарет в день?

Ответ: 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращает жизнь на 8-12 лет!

11. Разыгрывается: Уровень «Загрязнение воздуха»

(слайды 32-34)

Вопрос 1: Что такое парниковый эффект?

Ответ: Парниковый эффект возникает из-за наличия в атмосфере водяного пара, углекислого газа, метана, закиси азота и ряда других газов, концентрация, которых в атмосфере незначительна. Парниковых эффект существует давно – с тех пор, как у Земли появилась атмосфера

Вызван сжиганием топлива, работой автотранспорта. Оксид углерода (4), углекислый газ (СО2)

Еще в 1827 году французский ученый Фурье описал парниковый эффект: атмосфера пропускает коротковолновое солнечное излучение, но задерживает отраженную Землей длинноволновую тепловую энергию..

Вопрос 2: Пыль вызывает профессиональное заболевание лёгких. Как называется это заболевание?

Ответ: Пневмокониозы (от греческих слов, обозначающих лёгкое и пыль)

12. Разыгрывается: Уровень «Загрязнение почвы»

(слайды 35-37)

Вопрос 1: Человек всегда пытался увеличить количество получаемой сельскохозяйственной продукции. Для этого, например человек удобряет почву минеральными удобрениями. Вопрос: к чему может привести избыточное внесение в почву азотистых удобрений?

Ответ: К накоплению в них нитратов и снижению качества растительной продукции, ухудшению вкусовых качеств, образованию нитратов вредных для организма человека. Употребление таких растений может вызвать у человека серьёзные заболевания, и даже смерть. Потенциальная токсичность нитратов, содержащихся в повышенной концентрации в пищевом сырье и продуктах питания, заключается в том, что они при определенных условиях могут окисляться до нитритов – солей азотистой кислоты (NO2), которые для организма человека являются ядами.

Вопрос 2: Что такое деградация почв?

Ответ: Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель

Деградация почвы, процесс, приводящий к частичной потере почвой накопленных ранее органических веществ, обменных щёлочноземельных катионов и илистой фракции. Под этим термином ранее понимали оподзоливание чернозёмов под влиянием произраставшего на них леса.

13. Разыгрывается: Уровень «Наличие стрессовых ситуаций»

(слайды 38-40)

Вопрос 1: Что такое стресс-реакция? Чем характеризуется?

Ответ: Адаптивный синдром, который играет важную роль в механизмах адаптации. Возникает под влиянием повседневной жизни. Делится на 3 этапа:

  1. реакция тревоги – мобилизирует
  2. Стадия устойчивости – включает механизмы долговременной адаптации
  3. истощения – нарушаются адаптационные механизмы.

Вопрос 2: Существует так называемый запас прочности организма. Что это такое?

Ответ: Организм работает в режиме строжайшей экономии. За счёт него возникает адаптация, когда включаются резервы организма. (например сердце может увеличить количество сокращений в 2 раза, организм переносит удаление ¾ печени, полное удаление селезёнки, 2/3 части каждой почки т. д.)

14. Разыгрывается: Уровень «Озеленение города»

(слайды 41-43)

Вопрос 1: Задача 1. При сжигании 450 т топлива образуется 882 кг сернистого газа. Известно, сто 0, 55% газа были выпущены в атмосферу, а зелёная полоса, отделяющая ГРЭС от города, поглощает 14 % сернистого газа. Какое количество (в кг) сернистого газа поглотили зелёные растения.

Вопрос 2: Задача 2. Клён, растущий в городе, поглощает 25% всех ядовитых выбросов. Сколько кг ядовитых веществ поглощает клён, если известно, что это на 480 кг меньше чем поглощают остальные растущие в городе деревья?

Подведение итогов игры. Рефлексия.

Вы создали свой ЭКОград у каждого из них свой уровень загрязнений свои особенности, сейчас командам предоставляется время – 5 минут за это время вы должны дать характеристику экологическим проблемам города и предложить свой мини проект для решения этих проблем.

Жюри тоже подводит итоги, определяем продолжительность жизни для каждого города.

А мы пока смотрим проект Экологические проблемы в рисунках.

Команды представляют свои города

Жюри оглашает результаты. Выявляется победитель, построивший самый чистый город и обладающий самой большой продолжительностью жизни.

Награждение победителей.

ЭкоГрад: Что такое китайская «роща ста слов» и почему ее сажают в Москве

1 мая 2015

Что такое китайская «роща ста слов» и почему ее сажают в Москве   Депутаты Госдумы РФ приняли участие в посадке деревьев в рамках акции «Посади рощу ста слов». Акция проводилась в рамках программы «Миллион деревьев».

Теперь немного о том, почему рядовое, в общем, событие, получило такое нерядовое название – «Роща ста слов». Оказывается, в Китае более тысячи лет существует поверье, что для выражения смысла человеку необходимы сто слов. Конечно, можно обойтись и меньшим их количеством, особенно если речь идет о вещах, понятных и близких каждому, но при этом сохраняется опасность, что нечто важное останется недооцененным и непонятым. И китайцы верят, что недосказанные слова восполняются, если появляются новые деревья. Поэтому акция получила название «Посади рощу ста слов».

Это официальная информация. А в жизни было так. Во дворе кирпичного многоэтажного дома постройки конца 50-х годов прошлого века кипела работа. Кто-то  копал лунки для посадки деревьев, кто-то подносил чернозем, кто-то разбирал посадочный материал. За всем этим бдительно наблюдали местные старушки, усевшись все разом на одну скамейку именно там, где собрались сажать деревья, хотя во дворе было много других скамеек, но в отдалении от места действия.



Предварительный просмотр:

Тема: Здоровый образ жизни

Цели:

Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;

Развивать интерес к своему здоровью;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

Солнышко(здоровье) и лучи( факторы влияющие на здоровье);

Притча мудрецов.

На доске записана цитата:

«Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,

Этот мальчик очень милый-

Поступает хорошо».

Для детей: составной режим дня; лист бумаги, фломастеры. 

Ход классного часа.

-Сегодняшний наш классный час мы посвятим теме « Здоровый образ жизни».

Начнём мы его с притчи.

Психологический настрой. « Всё в твоих руках»

- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках»

В наших руках наше здоровье, оно в большей степени зависит от самого человека.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что мы сами можем сделать для своего здоровья, какие факторы влияют на наше здоровье. (Круг от солнышка на доску.)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

- У вас было задание. «Найти пословицы и поговорки о здоровье

1.Здоровье сгубишь – новое не купишь.

2. Было бы здоровье, а счастье найдётся.

3.Здоров будешь, всё будет.

4.Двигайся больше – проживёшь дольше.

5.Лучше средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.

6. В здоровом теле - здоровый дух.

1 Лучик солнышка «Чистота залог здоровья» (на доску)

1 фактор

-Как вы понимаете пословицу «Чистота – залог здоровья»? Что нужно содержать в чистоте?

Дети: (по очереди)

Руки, ноги, лицо, уши, зубы.

- Сегодня у нас в гостях Повелитель чистоты «Мойдодыр».

Загадки Мойдодыра.

Хожу –брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

Ускользает, как живое

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (Мыло)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Платок)

Посоветую я всем для зубов любимый крем. ( Зубная паста)

«Правила чистоты от Мойдодыра»:

  1. Мой руки, лицо и шею утром и вечером.
  2. Не забудь вычистить грязь из-под ногтей.
  3. Ноги мой перед сном каждый день.
  4. Зубы чисти утром и вечером.

Чтец:

Я – вода, вода, водица.

Приглашаю всех умыться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки заалели…

Зубы вам почистить нужно,

В руку щёточку возьмём,

Зубной пасты нанесём.

И за дело взялись смело,

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсны можно…

А потом что? А потом-

Зубы мы ополоснём.

- Для чего нужно чистить зубы? Как надо правильно чистить зубы? Сколько раз в день?

- А одежду, нужно содержать в чистоте? Свою одежду тоже нужно содержать в чистоте. «Кто аккуратен, тот людям приятен».

2 лучик солнышка «Режим дня» (на доску)

2 фактор.

«Режим дня»

- Что такое режим дня?

Режим - распорядок дел, действий.

А ведь это непросто – научить себя делать всё вовремя. Послушайте сценку: «Режим»

Действующие лица: учитель и ученик

А ты, Вова, знаешь, что такое режим?

-Конечно! Режим…Режим –куда хочу, туда скачу!

-Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

- Даже перевыполняю!

Как же это?

- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!

Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед.

Хорошо…

-А можно ещё лучше!

Как же это?

- Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.

Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

-Не вырастет!

Это почему же?

- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

Как это «с бабушкой»?

- А так: половину –я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

- Не понимаю – как это?

- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…

И тебе не стыдно?

- Ребята, мальчик правильно распределил своё время?

Конечно, мальчик неправильно распределил своё время: прогулка, обед, прогулка… сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют здоровье.

По мнению учёных, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

Чтец.

Одно из самых трудных дел-

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час-

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье,

И на труд.

На шум и шутки

Пять минут.

И на потеху –

Сладкий миг.

И долгий час

На чтенье книг!

- Сейчас попробуем расписать свой день по часам, то есть составим режим дня.

(Работа в парах) (У детей карточки «Подъём», «Обед», «Отдых»….) 

-Итак, проверим, что у вас получилось. Молодцы!

А теперь немного отдохнём:

Физкультминутка. 

3 Лучик солнышка «Здоровое питание» (на доску)

3 фактор « Здоровое питание»

Но бывает так: человек часто бывает на воздухе, соблюдает правила охраны здоровья, а сам всё равно заболевает. Почему?

Неправильное питание, в организм мало попадает витаминов.

Слайд (Пирамида питания)

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Витамины просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут,

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда - важнейшее условие!

 - Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму.

-Витамины на сцену!

(Выходят дети с шапочками на головах)

Витамин А:

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.

(держит в руках плакат с изображением этих продуктов)

Витамин В:

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе, в грецких орехах.

Витамин Д:

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

Витамин С:

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

Все (Хором)

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

И в жизни эти знания повсюду применять! 

. Существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба, овощи, фрукты, ягоды и т.д.

Но есть продукты, которые вредны для здоровья. Это конфеты, шоколад в больших количествах. А также есть продукты, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья. Это белый хлеб, различные булочки, пирожки. 

Игра « Полезные и вредные»

Сейчас мы с вами проведём игру, в ходе которой повторим названия полезных и вредных продуктов. Условия игры: я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак:

Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог, зефир, чупа-чупс, ириска, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр.

Молодцы. Все продукты определили верно. 

4Лучик солнышка «Вредные привычки» (на доску)

Опасный 4 фактор «Вредные привычки»

К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относятся курение, распитие спиртных напитков, наркотики.

Слайд (Курить здоровью вредить!)

  1. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (за компанию, хотят казаться взрослыми)

Так ли бесследно проходит курение для растущего, ещё не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют лёгкие, становиться труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становиться немного жёлтоватым, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются. Курение может привести к раку.

Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье своё и своих близких.

Слайд (Ни когда не пробуй!)

  1. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введён орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.

-Чем же вредно пьянство?

Пагубно действует на мозг; речь становиться нечёткой, непонятной; неровная походка. Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям.

  1. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.

Средняя продолжительность жизни наркомана 21 год. Спустя 6 месяцев после начала регулярного приёма наркотиков погибает 50% . Только 13% наркоманов достигает до 30 лет.

Только 1% наркоманов доживает до 40 лет.

-10-15 человек вовлекает в наркозависимость в год каждый наркоман.

6000 человек ежедневно во всём мире заболевают СПИДом.

- Какие страшные цифры? Об этом стоит серьёзно задуматься.

Ребята, прочитаем памятку и запомним её на всю жизнь.

Слайд (Памятка)

Памятка.

Нельзя курить, пить, употреблять наркотики», потому что:

У человека пожелтеют зубы;

Будет неприятный запах изо рта;

Человек будет постоянно кашлять и болеть;

Не сможет заниматься спортом;

Будет плохая память, и будет плохо учиться;

Может ухудшиться зрение;

Можно оказаться среди преступников;

Мы выбираем здоровье!

- Споём частушки.

Частушки на тему «Курить здоровью вредить»

Сигареты – не конфеты,

Пользы нет- один лишь вред.

Не курите сигареты,

Проживёте до ста лет.

 

Если хочешь долго жить,

То бросай скорей курить.

Долгое курение-

Сердцу напряжение.

Ох, не стану я курить,

Стану я спортсменкой.

Со спортом стану я дружить,

Буду рекордсменкой..

 

Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

- Немного отдохнём и порисуем!

(Дети рисуют на своём месте, а один рисует на доске.)

Точка, точка, запятая.

Минус, рожица кривая,

Палка, палка, огурчик,

Вот и вышел человечек.

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошёл.

С ветром, солнцем подружился.

Чтоб дышалось хорошо.

(Рисуем румянец человечку)

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

(Рисуем солнце над головой человека)

Он к зубным врачам, представьте,

Не боясь совсем, пришёл.

Он ведь чистил зубы пастой,

Чистил зубы порошком.

(Рисуем человечку улыбку)

За обедом чёрный хлеб и кашу ел.

Вовсе не был привередой,

Не худел и не толстел.

(Рисуем человеку курточку)

Спать ложился в 8.30,

Очень быстро засыпал.

С интересом шёл учиться

И пятёрки получал.

(Рисуем человечку аккуратную чёлочку и пятёрку)

Каждый день он прыгал, бегал,

Много плавал, в мяч играл.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

Рефлексия « Всё в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.

Указательный –узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

 

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе-

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

И только так здоровье сохранить.

Взгляни вокруг: прекрасна природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить. 

Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилие и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека. Жизнь слишком прекрасна, не губите её.

 

«Берегите свою жизнь, будьте здоровы и счастливы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Стихотворения А.С. Пушкина (вопросы для анализа)

Стихотворения А.С. Пушкина.        Вопросы  с  презентацией  для работы  над  стихотворениями...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Урок литературного чтения "Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина "Няне", 3 класс

Публикация на Образовательном портале города Мурманска http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...