доклад "Духовно-нравственные основы семейного воспитания"
статья на тему

Переверза Нина Ивановна

Данный доклад описывает опыт работы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-nravstvennye_osnovy_semeynogo_vospitaniya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственные основы семейного воспитания»

  «Духовная атмосфера в школе живёт не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». Эти слова принадлежат великому педагогу и писателю К.Д.Ушинскому. И, хотя материальные ценности доминируют над духовными, всё-таки наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками.

Духовно – нравственное воспитание осуществляю через урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельности.

    А так как «родители являются первыми педагогами, то они обязаны заложить основы нравственного и духовного развития личности ребёнка в раннем возрасте». (Из ФЗ «Об образовании в РФ»). Несомненно, главную роль играет воспитательный потенциал семьи, а это и педагогическая культура родителей, и материально-бытовые условия, семейные традиции и обычаи, и, конечно, эмоционально-нравственный климат семьи.

   Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач моей работы.   Семья является средой формирования личности ребенка, поэтому установление партнерских отношений с семьей, активное взаимодействие в рамках реализации образовательных идей являются для меня первоочередными задачами. С первых минут знакомства учитель и родители должны найти взаимопонимание.

     С каждой семьей обязательно провожу индивидуальные беседы, во время которых выясняю особенности ребенка, его интересы, состояние здоровья, знакомлюсь с традициями семьи. Выделяю наиболее активных. Родители принимают активное участие в проведении совместных праздников, бесед, лекций.

    На заседании родительского комитета обсуждаются запланированные мероприятия и назначаются ответственные. Любое наше совместное дело – яркое событие в жизни коллектива, обязательно запоминается своей необычностью, сотворчеством. Дети и родители любят общие дела за то, что они дарят радость, вызывают эмоциональные переживания. Родители принимают активное участие и в школьных мероприятиях.

   Совместная работа приносит чувство удовлетворения и еще раз доказывает правильность позиции: взаимодействие всех участников образовательного процесса – сильнейший фактор общего развития личности ребенка.

 По программе ФГОС я работаю седьмой год, и у меня выработалась своя система  воспитательной работы с детьми и  родителями. Мне очень нравится работать по данной программе, но вначале было трудно, но есть понимающие родители, которые оказывают мне помощь.

     Основываясь на учебную рабочую программу, я   стала применять свою систему  в воспитательной работе.

    В программе по музыке изучаются произведения: «Колыбельная», «Праздник бабушек и мам», «Спасибо», «Аве Мария»; по чтению - «Я маму мою обидел», «Посидим в тишине», «Матери», поучительные рассказы для детей К.Д.Ушинского, рассказы о нравственных смыслах поступка Л.Н.Толстого;  по ИЗО - «Образ женской красоты», «Материнство», «Мудрость старости», «Все народы воспевают материнство», раздел «Искусство в твоём доме»; по окружающему миру - «Как живёт семья» «Наша дружная семья», «Семейный бюджет», проекты: «Моя семья», «Моя родословная»; по русскому языку -  урок «Вежливые слова»,  проекты: «Рассказ о слове (мама, бабушка)», «Тайна имени», «Составляем поздравительную открытку к 8 Марта», «Пишем письмо»;  по технологии - «Птица счастья» (оригами), вышивка платочка монограммой, работа с бисером, изделие: «Прихватка»; по математике – проект: «Задачи-расчёты».

    Эта урочная деятельность помогает подготовить ребят к классным мероприятиям, посвящённым мамам, семье, бабушкам. Кроме этого я веду внеурочную деятельность «Этикет» и «Здоровейка». Два года назад руководила кружком «Акварелька». Это даёт мне большие возможности при подготовке детей к различным мероприятиям. В «Этикете» есть темы:  «Дорогое слово», «Я и моя семья», «Верность друзей». А это  стихи и песни, поговорки и загадки, рисунки и т.д. Такая  большая работа включает в себя такие  ценности, как:

 - любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода;

- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- творчество и созидание, настойчивость и целеустремленность, трудолюбие, бережливость.

       Уже с первых дней школьной жизни мы стараемся раскрыть глубину понятия слова «семья» и её роли в жизни ребёнка.  Мы проводим  школьные или классные  мероприятия,  где детям даются задания, с помощью которых происходит приобщение детей к истокам семьи: «Моя родословная», «О родных и близких с любовью», «Моя мама лучшая на свете», «Мой папа-герой», «Мои родные - защитники  Отечества», конкурс стихов ко дню Матери, акция «Пятёрка для мамы», разучивание и исполнение песен о мамах, бабушках, изготовление подарков для них.

    Происходит взаимодействие семьи и школы, взрослых и детей, совместная деятельность и общение, результат  которых направлен на раскрытие и формирование в ребёнке общественной нравственности и духовных качеств личности. Данные работы дети представляют  родителям, бабушкам, родственникам, приглашая их на праздники, на которых тоже происходит общение, взаимодействие, в результате чего раскрываются семейные традиции и обычаи.    Это такие праздники, как «Законы семьи», «Ароматный льётся чай», «Наша дружная семья», «Вместе с мамой» и другие.

   Семья, в которой есть свои ценности и традиции, создаёт условия для приобщения и к национальным ценностям и традициям. Недавно мы отмечали государственный праздник «День народного единства», и многие, наверное, слышали, что сказал ведущий программы «Когда все дома» Тимур Кизяков: «Единство начинается с семьи».                      

   Любовь к России,  к своей малой родине,  к своему народу, служение Отечеству  также прослеживаются в урочной деятельности - «Песня о родном крае», «Здравствуй, Родина моя», «Моя Россия», « Гимн России», «Песня о России», «Родные места», «Былинные напевы об Илье Муромце», опера «Иван Сусанин», кантата «Александр Невский», «Родной обычай старины»;  по ИЗО -  «Герои-защитники», «Древнерусские воины-защитники», «С чего начинается Родина», «Истоки родного искусства», «Пейзаж родной земли», «Народные праздники»; окружающий мир - проекты:  «Мой класс и моя школа», «Кто нас защищает»,  «Наше село - наша малая родина»,   уроки:  «Что такое Родина», «Родной край – часть большой страны»,  « Твои защитники», «Родная страна»,  «Россия – многонациональное государство», «Славные символы России», «Мы – граждане России»; чтение - «О, Родина», «Русь»; технология - « Деревня – деревянный  мир»,  проекты: «Деревенский двор», «Украшения избы и  их значения», «Искусство на улицах твоего города». На этикете мы разучивали песню «Мы - единое целое»  и инсценировали сказку «Чей домик самый лучший?» с использованием пальчикового театра.  Воспитание ребёнка идёт через игру, через его творчество. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства на классных,  школьных и районных  мероприятиях.

  Об отношении к природе, дружбе, экологии также в программе много тем. Это мы с детьми  тоже используем при подготовке   к другим мероприятиям.  

   На уровне школы я даю мастер-классы по изготовлению поделок из бросового материала,  выступаю на общешкольных родительских собраниях, где  представляю данные работы, даю открытые уроки для родителей, учителей.  На этих уроках  я использую детские рисунки, поделки. Всей школой проводим выставки семейных работ «Бабушкин сундучок», «Поделки из овощей», проект «Творчество моей семьи», «Юность моих родителей» и др. Многие представленные  работы хранятся в школьном музее. Участие родителей в благоустройстве территории школы («Подарок школе»).

     Формы работы с детьми и родителями разные: игры, диспуты,  беседы, экскурсии, конкурсы, концерты, праздники, проекты, выставки, лектории.  

  Формы организации тоже разные:  групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые.  

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина – педагогически организованный процесс, который неразрывно связан с семьёй.

Однодневные походы, изготовление скворечников, кормушек для птиц, акции «Подари игрушку детскому саду»,  «Посылка солдату», уборка могил учителей и участников войны тоже не обходятся без родителей. Родители являются и участниками, и помощниками. Ведь усилия школы и семьи должны идти параллельно, взаимообогащая  друг друга. Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова.

       Задача педагогов школы - поднять уровень духовно- нравственной культуры родителей. Для решения этой задачи проводятся собрания на духовно-нравственные темы,  индивидуальные собеседования, анкетирования и тестирования. На собрания приглашается психолог, логопед. Даются рекомендации, проводятся тренинги, родители могут познакомиться с результатами  данных своего ребёнка.

Родители не остаются в стороне и от спортивных мероприятий. Совместно с детьми участвуют в соревнованиях по пионерболу, лыжным гонкам, в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья». Благодаря родителям учащиеся проходят оздоровление в Тогучинском санатории, где они тоже занимаются любимым делом.

    Много праздников проходят в школьном музее совместно с родителями: «День героя Отечества», «День Неизвестного солдата», «Зажги свечу» На таких мероприятиях ребята исполняют патриотические песни, стихи, стоят в почётном карауле.

 В музее проходят и такие праздники как «Человек широкой души», «Человек среди людей», посвященные жителям села.  18 мая мы отмечаем «День музеев», где семьи приходят с подарками для школьного музея.

 На Митингах 9 Мая, на акции «Бессмертный полк» дети стоят в одном строю вместе с родителями. Своим примером родители показывают уважение к прошлому, воспитывают гордость за свою страну и народ.

  Ребята убирают территорию памятников, находящихся на территории нашего совета. Школе оказывают спонсорскую помощь руководитель ООО «Сиб-Колос», Глава администрации Сурковского сельсовета,  частные предприниматели магазинов «Кристалл» и «Магнит» в приобретении  наград для победителей и призёров в конкурсах «Спортсмен года», «Активист года», «Ученик года». Они рады помочь, ведь их дети тоже наши ученики. А ребята стараются не подвести своих родителей, школу, класс.

 «…Как прошло детство, кто вёл за руку в детские годы, что вошло в сердце и разум ребёнка из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский)

Никакие уставы и программы заведения, как бы хитро они не были продуманы, не могут заменить личности в деле воспитания. А в нас наша воспитательная сила. Давайте будем работать в сотрудничестве, воспитывая  детей своим примером.

Успехов вам, уважаемые родители, в этом нелёгком деле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

Духовные основы семейного воспитания

Для учителей и родителей...

Е. Г. Силяева "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - ...

О.А.Карабанова "Психология семейных отношений и основы семейного консультирования"

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функ-ционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функцио-нальных компонентов. Даны основные характеристики супруже...

Родительское собрание "Нравственное воспитание детей на основе семейных традиций"

Цель родительского собрания: обмен традиями, и передача их из семьи  в классный коллектив.Форма собрания: проект.Родители отгадывают загаданные понятия: "семья" и "традиция", формулируют цель. Пр...

Протокол родительского собрания № 2 от «27» октября 2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».

Протокол родительского собрания  № 2 от «27» октября  2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».        ...