Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная карусель» (4-й год обучения)
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Шевцова Татьяна Васильевна

Программа «Театральная карусель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).М:Баласс, 2008)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d.teatralnaya_karusel.docx59.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная карусель»

(4-й год обучения)

               Программа «Театральная карусель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).М:Баласс, 2008)

Программа реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в начальных классах. Ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию  воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников, способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

          Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

                     Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

                   Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация)

  •   способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  •   пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
  •   активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

          Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка.          Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа.

 Цель -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя,    обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении  и в творчестве.

        Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

 -развитие художественного и ассоциативного мышления младших  школьников;                                                                                                          

формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного                                                                         отношения к жизни;

 - развитие коммуникативной культуры детей.

        Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и  изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Описание места курса в учебном плане.

       В основной образовательной программе начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Летуновская средняя школа» на изучение внеурочной деятельности отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель, что соответствует  годовому календарному графику школы на 2017-2018 учебный год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

Планируемые результаты изучения курса

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Содержание  программы

4 класс – 35 часов

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

«Театр» В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

«Основы актёрского мастерства» Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

«Наш театр» Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохожде

ния  темы

Факти-

ческие сроки прохожде

ния темы

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»3 ч

1

Введение. Знакомство с понятием «театр».

Решение организационных вопросов. Знакомство. Создание положительной мотивации к занятиям. Роль внимания и успешности обучения

06.09

2

Знакомство с понятием «театр».

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой . Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

13.09

3

Дорога в театр.

Премьера. Когда нужно приходить в театр? Игра «Я не
возьму в театр …».
В театре. Правила поведения в театре.

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

20.09

Раздел «Театр» 4 ч

4

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности

27.09

5

Зритель в театре

Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».

04.10

6

Виды театрального искусства.

Драматический театр, оперный, балет, опера, кукольный театр, театр пантомимы и др

11.10

7

Театральный словарь: афиша, анонс, премьера.

Афиша. Изготовление афиши. Театральная программка.

18.10

Раздел «Основы актёрского мастерства» 17ч.

8

Основы актёрского мастерства

Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

25.10

9

Основы актёрского мастерства

Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

01.10

10

Игры на развитие внимания и воображения.

Игры «Расскажи стихи руками»,
«Шар», «Телефон».

15.11

11

Игры на развитие внимания и воображения.

Игры «Расскажи стихи руками»,
«Шар», «Телефон».

22.11

12

Имитация, пародия

Имитация – подражание или уподобление кому –либо ,
чему- либо, воспроизведение, повторение, копирование. Пародия –
юмористическое или сатирическое подражание литературному
произведению с целью вышучивания, осмеяния
.

29.11

13

Имитация, пародия

Имитация – подражание или уподобление кому –либо ,
чему- либо, воспроизведение, повторение, копирование. Пародия –
юмористическое или сатирическое подражание литературному
произведению с целью вышучивания, осмеяния
.

06.12

14

Мимика. Пантомимика

Тренинг мимики лица, упражнения на развитие мимики. Выражение чувств с помощью мимики.

Использование жестов в сценах, работа над их уместностью и выразительностью

13.12

15

Мимика. Пантомимика

Тренинг мимики лица, упражнения на развитие мимики. Выражение чувств с помощью мимики.

Использование жестов в сценах, работа над их уместностью и выразительностью

20.12

16

Мимика. Пантомимика

Пантомима. Простейшие упражнения на пантомиму: погладить кошку, разложить предметы, поиски предмета, ожидание чего-либо.

Артикуляционные упражнения «Хомячок», «Рожицы» (из книги А.М.Нахимовского)

Подготовка к конкурсу чтецов.

27.12

17

Язык жестов.

Значение слова и жеста в общении между людьми, в
профессии актѐра. Разыгрывание этюдов «Из жизни древнего племени» без
слов.

17.01

18

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции

Тренинг гласных и
согласных звуков.

24.01

19

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции

Тренинг гласных и
согласных звуков.

31.01

20

Интонация. Темп речи

Понятия интонации и темпа речи. Интонация
(вопросительная, повествовательная, восклицательная). Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения «Таракан» О.Григорьева в разных
темпах.

07.02

21

Интонация. Темп речи

Понятия интонации и темпа речи. Интонация
(вопросительная, повествовательная, восклицательная). Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения «Таракан» О.Григорьева в разных
темпах.

14.02

22

Интонация. Темп речи

Декламация стихотворений А.Барто,  О.Высотской.

Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы

21.02

23

Диалог и монолог.

Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки.

Работа над монологом. Чтение прозы наизусть (от первого лица).

Упражнения и игры для развития дикции.

28.02

24

Диалог и монолог.

Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки.

Работа над монологом. Чтение прозы наизусть (от первого лица).

Упражнения и игры для развития дикции.

07.03

                                         Раздел    «Наш театр»               (11ч)

25

Действие как главное выразительное средство актёрского искусства

Движение на сцене, упражнения на одновременное использование речи и движения.

15.03

26

Этюды по сказке С.Маршака «Кошкин дом».

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Инсценировка сказки

22.03

27

Этюды по сказке С.Маршака «Кошкин дом».

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Инсценировка сказки

11.04

28

Этюды по сказке С.Маршака «Кошкин дом».

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Инсценировка сказки

18.04

29

Герои военных лет

Подбор литературного материала к празднику день Победы. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет

25.04

30

Герои военных лет

Подбор литературного материала к празднику день Победы. Чтение стихов. Инсценирование песен военных лет

02.05

31

Школьные годы чудесные.

Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров.

09.05

32

Школьные годы чудесные.

Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров.

16.05

33

Школьные годы чудесные.

Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров.

23.05

34

Творческий отчёт на родительском собрании

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

30.05

35

Итоги нашего содружества:

чему мы научились за год, что узнали, было ли интересно.

Написать мини-сочинение: «Я в театральном кружке».

Анализировать деятельность коллектива, оценивает своё место в его работе.

Оценивать свою работу, свой интерес к деятельности кружка.

Создавать письменный монолог, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, способность адекватно оценивать проделанную работу, развивать самокритичность и умение ощущать пользу от совместной деятельности коллектива.

30.05

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________ Шевцова Т.В.

Протокол №_____ от

«____»__________________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора  школы по ВР

______________Соловьёва И.В..

«____»_______________2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка "Чудесники"

Рабочая программа составлена в соответствиии с ФГОС. Расчитана на детей 6-8 летнего возраста....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" 2 класс

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральный" 4 класс

Рабочая программа по  КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 ...