Первое родительское собрание - «Быть готовым к школе…»
материал (1 класс) на тему

Бородкина Антонина Ивановна

Сценарий  + презентация к первому родительскому собранию по готовности дошкольников к поступлению в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первое родительское собрание  

«Быть готовым к школе…»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».

 Венгер Л.А.

I. Знакомство

- Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы находимся в стенах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №62 » с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары.

Директором этой школы является Кузнецова Наталья Алексеевна.

Классным руководителем 1 А  класса буду я. Меня зовут Бородкина Антонина Ивановна. Мне 30 лет.  Закончила я психолого - педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им И.Я. Яковлева. Получила специальность – учитель начальных классов. Замужем. С мужем воспитываем 2 детей.

А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

Мне очень приятно познакомиться  с Вами, с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я.

Понравимся ли мы друг другу?

Обретем ли взаимопонимание и дружбу?

Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам?

 Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.  

Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год.

С замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных малышей в школу.

Что их ждет впереди?

        - С первого сентября  у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

II. Как помочь ребенку?    

СЛАЙД 3

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. По их словам готовность к школе состоит из трёх составляющих: физиологическая, психологическая и социальная.

Социальная зрелость. Потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации.

Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях:

  • Когда ребенок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности. Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, то у него возникает активное противодействие учению;
  • Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой. «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
  • У тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Именно вы можете помочь своему ребенку. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно все получится! Да и мы рядом, поможем».

СЛАЙД 4

Психологическая готовность состоит из:

 Интеллектуальной готовности:

  • Развитие памяти, внимания.

( Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.

Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, ребенку потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем.

Объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3 - 4 фигуры, предмета или объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5 -10 минут;)

  • Аналитическое мышление.

(дошкольник должен уметь находить сходство предметов и объединять их по разным признакам в группы, а также распознавать различия в предметах и явлениях окружающего мира).

  • Логическое запоминание.
  • Ориентировка во времени и пространстве.
  • Умение работать по образцу.
  • Уровень речевого развития.

(деди (дети)
сима (зима)
клупок (клубок)
кнга (книга)

Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.

К пяти годам он должен произносить все звуки!)

СЛАЙД 5

Мотивационной готовности:  

  • Желание принять новую социальную роль.
  • Позитивная информация о школе.
  • Внутренняя позиция школьника.
  • Мотивы учебной деятельности.

(Беседы на тему: Что такое школа? Школа – это нужно! Школа – это трудно! Школа – это интересно!)

СЛАЙД 6

Волевой готовности:

  • Способность ставить цель, принимать решения.
  • Умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
  • Развитие произвольности.

СЛАЙД 7

Коммуникативной готовности:

  • Действия совместно с другими детьми.
  • Умение подчинять свои действия правилу.
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять указания.
  • Поддержка доброжелательного отношения с окружающими.

 Ребёнок, поступающий в школу, должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность).

  1. Ответственность

Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать; уметь, воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

  1. Организованность.

Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.

  1. Самостоятельность.

Активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье. Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности.

4.       Инициативность.

Ребёнок не только должен выполнять требование взрослых, но и предъявлять требования к самому себе.

5.       Умение жить в коллективе.

6.      Умения общаться со взрослыми и детьми.

  • Уметь слушать собеседника, не перебивая его.
  • Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль.
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей.

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

        Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.        

Тест для родителей.

        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3.      Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут)

самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.      Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5.     Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6.     Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7.     Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку,

аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту

собрать целый рисунок?

15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он

назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то

занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

       Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

       Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

        В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

       До школы еще три месяца. Чем заняться летом:

СЛАЙД 10

  1. !!!!! Учиться самостоятельности (одеваться, раздеваться, складывать и не разбрасывать вещи, собрать портфель, завязать шнурки, убрать за собой в столовой, в классе … и многое другое ученику в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени)
  2. Игры со звуками. (Где находиться тот или иной звук: в начале, середине или в конце слова? Сколько звуков в слове? и т.п.)
  3. Развитие мелкой моторики (пальчиков рук). (Очень помогают в развитии речи пальчики. Т.е. пальцы помогают говорить и являются основой обучения ребенка письму!!!
  • Лепка
  • Вышивание
  • Вязание
  • Рисование
  • Конструирование
  • Штриховка
  • Вырезание
  • Завязывание бантов
  • Развязывание узелков
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок
  • Мозаика и т.п.

  1. Закрепить:
  • Счет до 20 в прямом и обратном порядке;
  • Умение сравнивать числа;
  • Цифры и знаки + и – ;
  • Решение примеров в пределах 10.  (Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья);
  •  Решение задач на сложение и вычитание. (Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.)
  • Геометрические фигуры, чертить их;
  • Знать часы без секунд;
  • Ориентирование на клетках (графические диктанты);

  1. Развитие памяти.
  2. Развитие внимания. (Настольные игры, рисование и срисовывание, лепка)
  3. Развитие речи. (Беседы, устные сочинения, детские книги, семейное чтение, игры: «Противоположность», «Одушевленный - неодушевленный» и т.п.

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.)

  1. Развитие умения управлять собой ( Умения соблюдать правила, игры с правилами)
  2. Настрой ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, без критики к ребенку – сохранить и создавать ситуацию успеха.
  3. Подготовить рабочее место ученика. (Стол, стул, хорошее освещение, полку для книг.)
  4.     Организация своего рабочего места (порядок на столе, в комнате…)
  5.    Закупить школьные принадлежности

( шаг первыйнаучить детей правильно держать карандаш + подготовка руки к письму.  Частая ошибка – слишком сильный, почти судорожный захват карандаша (ручки) и прогиб первого сустава указательного пальца . При таком захвате ребенок быстро устает, письмо теряет плавность, темп работы снижается. Чтобы ребенок быстро научился правильно держать карандаш (ручку), можно приобрести такой набор. Здесь и ручка, и карандаш со специальной резиновой наладкой с отверстиями.

И лично мне больше нравится карандаш с насечками.)

СЛАЙД 11

  1. Выбрать правильный ранец.
  • Вес ранца – 700 г;
  • Ширина лямки – не менее 4 – 4.5 см (разумеется, регулируемые по длине);
  • Прочный, водонепроницаемый и хорошо отмывающийся;
  • Светоотражающие элементы.

III. Организация учебной деятельности.

1. УМК             СЛАЙД 12

Работать мы будем по традиционной программе с использованием различных развивающих технологий по УМК «Школа России», используя  учебники:

Рабочие тетради не закупаются!!!!!

2. Школьная форма

По указу Президента РФ стиль школьной формы деловой классический.

Форма:   -  парадная

                                                            летняя

                - повседневная

                                                            зимняя

                - спортивная

Парадная форма:  Белая рубашка, черный галстук, костюм (темно- синий – девочки, темно - серый – мальчики)

Повседневная форма: Рубашка ( ____________________________________), __________________________________________________________________.

Спортивная форма:  Белая футболка (2 шт.), черный низ  (шорты, брюки), кроссовки, кеды.

СЛАЙД 13

  1. Орг. моменты обучения, питание.
  • пятидневная учебная неделя;
  • занятия начинаются 8.00, дети приходят в школу не позднее 7.45.
  •  безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы и наклейки как положительная оценка;
  • адаптационный период – 1 четверть по три урока;
  • дома обговорите с ребёнком схему безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома  до школы и обратно);
  • трехразовое питание : завтрак –

                                            обед –

                                            полдник –    

  1. Выборы инициативной группы (5-6 чел)

Председатель –

Секретарь –

Казначей –

СЛАЙД 14

Все мы заинтересованы в том, чтобы ребёнок хорошо учился, рос     физически и психически здоровым. Успешность обучения держится на 3 китах: ВЕРА, НАДЕЖДА,ЛЮБОВЬ.

  1. ВЕРА в возможности и успех ребёнка.
  2. НАДЕЖДА на успех. Никаких негативных установок в отношении ребёнка не допускать.(…вот, пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся;…вот будешь получать двойки, узнаешь)
  3. ЛЮБОВЬ родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Особенно важно, когда у него что-то не получается и возникли первые трудности.

          Каждый ребёнок индивидуален. Кто-то очень легко будет учиться и получать хорошие отметки, а кому-то придётся потрудиться для этого. Надо принимать детей такими, какие они есть.

Любите любым: неталантливым, неудачным.

Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами! 

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание 1 «а» класса. Подготовила учитель начальных классов: Бородкина Антонина Ивановна

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Слайд 3

Готовность к школе Физиологическая (состояние здоровья ) Психологическая Социальная ( взаимоотношения с окружающими, Отношение к самому себе

Слайд 4

психологическая Интеллектуальная готовность Развитие памяти, внимания. Аналитическое мышление. Логическое запоминание. Ориентировка во времени и пространстве. Умение работать по образцу. Уровень речевого развития.

Слайд 5

психологическая Мотивационная готовность Желание принять новую социальную роль. Позитивная информация о школе. Внутренняя позиция школьника. Мотивы учебной деятельности.

Слайд 6

психологическая Волевая готовность Способность ставить цель, принимать решения. Умение длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитие произвольности.

Слайд 7

психологическая Коммуникативная готовность Действия совместно с другими детьми. Умение подчинять свои действия правилу. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять указания. Поддержка доброжелательного отношения с окружающими.

Слайд 8

Главная задача родителей – создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Слайд 9

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?»

Слайд 10

Приучайте детей к самообслуживанию собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

Слайд 11

Подготовка руки к письму

Слайд 12

Комплект учебников «Школа России»

Слайд 13

Организация учебного процесса. пятидневная учебная неделя; занятия начинаются 8.00 безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы и наклейки как положительная оценка; адаптационный период – 1 четверть по три урока; дома обговорите с ребёнком схему безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома до школы и обратно); трехразовое питание.

Слайд 14

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ

Слайд 15

Надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.

Слайд 16

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть готовым к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».  Венгер Л.А.Родительское собрание по теме «Быт...

Родительское собрание: "Быть готовым к школе"

Цель родительского собрания:  создание  условий для включения  родителей будущих первоклассников  в процесс  подготовки ребенка к школе. Проведена  анкета, где ...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание по теме «Быть готовым к школе»

Эпиграфом собрания были слова Венгера Л.А.«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». Родители ...

Родительское собрание "Быть готовым к школе"

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.  Перед началом учебного года необжодимо познакомить родителей с трудностями адаптации ребенка  в школе, дать советы и рекомендаци...