Разработка урока в 1 классе « Пасха». ( Великие двунадесятые праздники). Торжество из торжеств.
план-конспект урока (1 класс) на тему
Очень важным и актуальным является воспитание духовно- нравственной составляющей учеников младшего школьного возраста. Исходя из этих вызовов современной воспитательной работы был разработан конспект урока для Великого праздника " Пасха". Для учеников первых классов. Детям необходимо знать главные праздники православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasha.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
- Урок : « Пасха». ( Великие двунадесятые праздники). Торжество из торжеств.
Подготовила учитель начальных классов: Долгушева А . Ю.
Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре .
Подготовила учитель 1- В класса : Долгушева А .Ю.
Цель: Через личный опыт учащихся (по средством личного присоединения)
погрузиться в празднование Пасхи;
- познакомить с традициями праздника Пасхи на Руси.
Задачи:
Воспитывающие: создать условия для привития детям любви к ценностям предков, продолжая воспитывать положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры).
Воспитывать чувство сопречастности к традициям. - Обучающие: познакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главного христианского праздника “Пасха”, православными обычаями и традициями этого праздника; расширить словарный запас по предмету;
- Развивающие: развивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории православной христианской церкви;
Ход урока
1. Организационный момент.
-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга.
-А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?
-А сейчас сядем все на свои места.
-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.
-А какие весенние праздники вы знаете?
-А какой праздник отмечают все православные весной?
- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .
-Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»
Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева
Чистый понедельник
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
- Ребята, а вы поняли почему было все так в доме?
- Что за время особенное? ( Оно недавно у нас было? )
- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?
- У мальчика Вани как раньше было и как теперь? Как вы думаете в Пасхальные дни
изменилась ли комната мальчика?!
-Какими красками вы бы описали его настроение?
- Почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?
-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?
А какие стихотворения передают Пасхальную радость?
Мы сейчас их послушаем, а вашим заданием будет выбрать со своего стихотворения 1 самое главное слово и назвать его.
-Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.
Дети читают выученные Пасхальные стихотворения.
Опрос. Анализ выбранных слов.
-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
- Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
2. Подготовка к восприятию темы.
- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
- Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его.
- “Воистину воскресе!”.
3. Работа по теме урока.
История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Дети, почему Христа называют спасителем?
( Ответы учеников): От греха, от зла.
- А сегодня Христос спасает? ( да)
- А как ? ( Через свой крест)
- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (Воскресенье)
Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.
- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение”
- Что означает слово воскресение? (Мнение)
- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Мнение) Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей. (Карточка)
4. Русская Пасха.
- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”).
- Празднику Пасха предшествует сорокадневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу), дети старались не шуметь.
Пасхальные вести (Полонский, Яков)
Весть, что люди стали мучить Бога, |
- Какие чувства вызывают у вас эти строки?
- Что звучало во время чтения замечательного стихотворения?
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.
Поскольку к пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд.
Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам.
- Главный подарок этого праздника пасхальное яйцо.
- Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.
- Способов украшать яйца много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Просмотр фрагмента телепередачи « В гостях у Дуняши» « Пасха».
- Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: “Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова”. Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.
В особые торжественные дни звучат ПЕРЕЗВОНЫ - торжественный церковный звон (в музыке пасхальный перезвон называют БЛАГОВЕСТ - благая весть)
Новгородские перезвоны- давали названия звонам.
Отсюда и пошла традиция всем желающим звонить.
— В церковных звонах нет мелодии, — поправляет Игорь Коновалов. — Мы звоним на ритмической основе, что и выделяет русские колокольные звоны в особую область сигнально-музыкальной культуры и отличает их от западноевропейских карильонов или раскачивающихся колоколов. На Руси был создан ритмический рисунок — когда большой колокол работает как дирижёрская палочка: вот, например, новгородский большой колокол шёл в оба края и создавал ритм всему остальному звону. Так что здесь о мелодии, конечно, говорить не приходится.
А сейчас я раздам вам маленькие колокольчики , а некоторых выберу « солистами» и они возьмут колокольчики по- больше. А сама буду дирежером.
И давайте попробуем создать и разучить свой перезвон.
( Учитель на доске рисует ритмический рисунок).
Колокольные перезвоны:
Слушаем.
7. Подведение итогов урока.
- Что было для вас новым на уроке?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?
- На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.
- Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.
-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
Праздник Пасхи утверждает победу над смертью, избавление от греха. Каждое воскресенье это малая Пасха. В этот день мы особо должны проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Я вам желаю, пусть ваша душа будет светлой, и постоянно чувствуйте живую связь со Спасителем.
Творческая работа учащихся.
(раскрасить пасхальные яйца)
VI. Физкультминутка-релаксация «Волшебная чашка».
Учитель: Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Тело расслаблено. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте её так, как вам хочется. Ещё раз внимательно на неё посмотрите и наполните до краёв вашим любимым напитком. Представьте и попытайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую - чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё чашка, ещё и ещё.… Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв. Что же с ней случилось? Почему так? Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Это чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка!»
8. Рефлексия.
- С каким настроением мы завершаем урок?
-А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами.
-И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок , то положите в нее красивое яйцо.
6. Домашнее задание.
- расспросить бабушку или дедушку, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
Разработка урока по ОРКСЭ . Пасха
Цели урока:- пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре;- познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми; про...
Методическая разработка урока на тему "Пасха"
Урок модуля «Основы православной культуры».Тема урока: «Пасха». Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев Москва «Просвещение» - 2013.Тип урока: урок комплексного при...
Методическая разработка урока "Рождество Христово Пасха" «Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова 4 класс
Технология построения урокаСистемно-деятельностныйТема урока Рождество Христово ПасхаУчебник«Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВП...
Урок 7 разработка урока 2 класс стр 73 упр 5
Пошаговый план урока к УМК 2 кл Афанасьева.начиная с первого слайда и до конца можно проследить ход всего урока.в данном уроке повторялись звуки, читались тексты, изучались новые буквосочетания ау, еу...
Урок 5 разработка урока 3 класс Афанасьева
Грамотические заданияспециальные вопросывопросительные слова much many a lot of...
Методическая разработка урока по страноведению в начальной школе "Праздники в Великобритании"
Методическая разработка страноведческого материала для начальной школе по праздникам в Великобритании...