Разработка урока в 1 классе « Пасха». ( Великие двунадесятые праздники). Торжество из торжеств.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Долгушева Анна Юрьевна

Очень важным и актуальным является воспитание духовно- нравственной составляющей учеников младшего школьного возраста. Исходя из этих вызовов современной  воспитательной работы был разработан конспект урока для Великого праздника " Пасха". Для учеников первых классов. Детям необходимо знать главные праздники православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

  • Урок : « Пасха». ( Великие двунадесятые праздники). Торжество из торжеств.              
     Подготовила учитель начальных классов: Долгушева А . Ю.

    Цель урока: 
    познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре .            
     
    Подготовила учитель 1- В класса : Долгушева А .Ю.
    Цель: Через личный опыт учащихся (по средством личного присоединения)  
               погрузиться в празднование Пасхи;
            - познакомить с традициями праздника Пасхи на Руси.

    Задачи:
    Воспитывающиесоздать условия  для привития детям любви к ценностям предков, продолжая воспитывать  положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры).
    Воспитывать чувство сопречастности к традициям.
  • Обучающиепознакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главного христианского праздника “Пасха”, православными обычаями и традициями этого праздника; расширить словарный запас по предмету;
  • Развивающиеразвивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям;  продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории православной христианской церкви;

Ход урока

1. Организационный момент.
-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга. 

-А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?

-А сейчас сядем все на свои места.

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете?

-А какой праздник отмечают все православные весной?

- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .

-Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»

 Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

Чистый понедельник

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками,  мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?.. 

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
- Ребята, а вы поняли почему было все так в доме?
- Что за время особенное? ( Оно недавно у нас было? )

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?
- У мальчика Вани как раньше было и как теперь? Как вы думаете в Пасхальные дни  
  изменилась ли комната мальчика?!

-Какими красками вы бы описали его настроение?

- Почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение? 


А какие стихотворения передают Пасхальную радость?
Мы сейчас их послушаем, а вашим заданием будет выбрать со своего стихотворения 1 самое главное слово и назвать его.

-Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте  послушаем.

Дети читают выученные Пасхальные стихотворения.
Опрос. Анализ выбранных слов.

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

2. Подготовка к восприятию темы.

- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.

Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!

- Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его.

- “Воистину воскресе!”.

3. Работа по теме урока.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Дети, почему Христа называют спасителем?
( Ответы учеников): От греха, от зла.
- А сегодня Христос спасает? ( да)
- А как ?  ( Через свой крест)

- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (Воскресенье)

Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение”

- Что означает слово воскресение? (Мнение)

- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Мнение) Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей. (Карточка)

4. Русская Пасха.

- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”).

Празднику Пасха предшествует сорокадневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу), дети старались не шуметь.

Пасхальные вести        (Полонский, Яков)

    Весть, что люди стали мучить Бога,
    К нам на север принесли грачи...
    Потемнели хвойные трущобы,
    Тихие заплакали ключи...
    На буграх каменья обнажили
    Лысины покрытые в мороз...
    И на камни стали капать слезы
    Злой зимой очищенных берез.
    
    И другие вести, горше первой,
    Принесли скворцы в лесную глушь:
    На кресте распятый, всех прощая,
    Умер Бог, Спаситель наших душ.
    От таких вестей сгустились тучи,
    Воздух бурным зашумел дождем...
    Поднялись - морями стали реки
    И в горах пронесся первый гром.
    
    Третья весть была необычайна:
    Бог воскрес, и смерть побеждена!
    Эту весть победную примчала
    Богом воскрешенная весна...
    И кругом леса зазеленели,
    И теплом дохнула грудь земли,
    И внимая трелям соловьиным,
    Ландыши и розы зацвели.


- Какие чувства вызывают у вас эти строки?

- Что звучало во время чтения замечательного стихотворения?

 Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

Поскольку к пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам.

- Главный подарок этого праздника пасхальное яйцо.

Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

- Способов украшать яйца много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Просмотр фрагмента телепередачи « В гостях у Дуняши»  « Пасха».

- Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: “Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова”. Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

В особые торжественные дни звучат ПЕРЕЗВОНЫ - торжественный церковный звон (в музыке пасхальный перезвон называют БЛАГОВЕСТ - благая весть)
Новгородские перезвоны- давали названия звонам.
Отсюда и пошла традиция всем желающим звонить.
— В церковных звонах нет мелодии, — поправляет Игорь Коновалов. — Мы звоним на ритмической основе, что и выделяет русские колокольные звоны в особую область сигнально-музыкальной культуры и отличает их от западноевропейских карильонов или раскачивающихся колоколов. На Руси был создан ритмический рисунок — когда большой колокол работает как дирижёрская палочка: вот, например, новгородский большой колокол шёл в оба края и создавал ритм всему остальному звону. Так что здесь о мелодии, конечно, говорить не приходится.
А сейчас я раздам вам маленькие колокольчики , а некоторых выберу « солистами» и они возьмут колокольчики по- больше. А сама буду дирежером.
И давайте попробуем создать и разучить свой перезвон.
( Учитель на доске рисует ритмический рисунок).
Колокольные перезвоны:

Слушаем.

7. Подведение итогов урока. 

- Что было для вас новым на уроке?

- О чем вы расскажете дома родителям?

- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

- На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.

- Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.
-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Праздник Пасхи утверждает победу над смертью, избавление от греха. Каждое воскресенье это малая Пасха. В этот день мы особо должны проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Я вам желаю, пусть ваша душа будет светлой, и постоянно чувствуйте живую связь со Спасителем.
Творческая работа учащихся.

(раскрасить пасхальные яйца)

VI. Физкультминутка-релаксация «Волшебная чашка».

Учитель: Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Тело расслаблено. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте её так, как вам хочется. Ещё раз внимательно на неё посмотрите и наполните до краёв вашим любимым напитком. Представьте и попытайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую - чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё чашка, ещё и ещё.… Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв. Что же с ней случилось? Почему так? Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Это чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка!»

8. Рефлексия.

- С каким настроением мы завершаем урок?
-А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами.

-И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок , то положите в нее красивое яйцо.

6. Домашнее задание.

- расспросить бабушку или дедушку, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

Разработка урока по ОРКСЭ . Пасха

Цели урока:- пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре;- познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми; про...

Методическая разработка урока на тему "Пасха"

Урок модуля «Основы православной  культуры».Тема урока: «Пасха». Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев Москва «Просвещение» - 2013.Тип урока: урок комплексного при...

Методическая разработка урока "Рождество Христово Пасха" «Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова 4 класс

Технология построения урокаСистемно-деятельностныйТема урока Рождество Христово ПасхаУчебник«Основы духовно-нравственной культуры народов России»  НФ Виноградова, ВИВласенко, АВП...

Урок 7 разработка урока 2 класс стр 73 упр 5

Пошаговый план урока к УМК 2 кл Афанасьева.начиная с первого слайда и до конца можно проследить ход всего урока.в данном уроке повторялись звуки, читались тексты, изучались новые буквосочетания ау, еу...

Урок 5 разработка урока 3 класс Афанасьева

Грамотические заданияспециальные вопросывопросительные слова much many a lot of...

Методическая разработка урока по страноведению в начальной школе "Праздники в Великобритании"

Методическая разработка страноведческого материала для начальной школе по праздникам в Великобритании...